Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

изд. 1874 г.

Евсевия, арх. Могилевского, т. I, 1870 г. Беседы на воскр. и празд. Евангелия.

Григория, арх. Казанского и Свияжского. Том I. Санкт-Петербург. 1853 г.

Белоцветова, прот. Круг поучений. Спб. 1880 г. 63 стр.

Сергия, архиеписк. Владимирского, годичный круг слов. Владимир, 1898 г. стр. 57.

Сергиева, И. (Кронштадтского) прот. Собрание сочинений, т. I, стр. 399, 402, 405, 413, 416.

Шумова П. свящ. Сборник общепонят. поучений. стр. 133.

«Проповеди.»Приложение к журн. «Руков. для сел. паст.» 1886 г. июль,1894 г. июнь.

8-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 14:14–22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Практический очерк содержания рядового чтения

Главная истина нынешнего чтения из Евангелия, передающего историю чудесного насыщения пяти тысяч народа, заключается в том, что Иисус Христос есть хлеб жизни, как Он Сам именует Себя, давая высшее значение этому чуду (ср. Иоан. 6:34–35[536 — На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.]). Тут Иисус Христос показал нам:

а) что никто, кроме Него, не может удовлетворить всех нужд, ст. 14 16;

б) что никто, кроме Него, не может дать совершенного удовлетворения, ст. 17;

в) что Он приготовляет все к принятию от Него истинной пищи, ст. 18, 19;

г) что Он насыщает нас совершенно посредством своих учеников ст. 19;

д) что Он заповедует нам высоко ценить небесные дары и не расточать их ст. 20 ср. Иоан. 6:12;

е) что мы должны признавать Его, как Единого для всех Спасителя и Господа ст. 21.

Всматриваясь глубже во все частности дневного Евангелия, проповедник может извлечь для себя темы:

Ст. 14. О милосердии к бедным.

Ст. 17. О том, что благословение Божие делает и ма лое достаточным для многих.

Ст. 19. С какими чувствами нужно принимать насущный хлеб? Как и в какой мере нужно раздавать милостыню бедным? Достойное причащение Святых Тайн делает нас счастливыми даже во временном отношении.

Ст. 20. О христианской бережливости. О двоякой пище человека. О чудесном в нашем питании.

Ст. 21. Не все, следующие за Иисусом Христом, следуют по святейшим побуждениям. Здесь же мы указываем следующие темы с планами для проповедей:

С какими чувствами должны мы возлагать наши земные нужды на Бога?

«У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (ст.17).

Множество народа, — и мало хлеба! Пять тысяч мужей, кроме жен и детей, — и только пять хлебов и две рыбы!

Какая горькая нужда! Но мы знаем из Евангелия, как Иисус Христос помог этой нужде.

И между нами есть люди, которые более или менее подвергались или подвергаются нуждам в жизни.

С какими чувствами должны мы возлагать наши земные нужды на Бога?

1. С чувством собственного бессилия и ничтожества.

Первое чувство, которое должно пробуждаться в душе, когда мы взываем к Богу о помощи в нуждах, это — чувство нашего бессилия и ничтожества.

а) Каждый из нас должен сознать свою совершенную зависимость от Бога. Мы ничего не имеем, чего не получили бы от Него; мы ничего не можем ожидать, приобрести и заслужить, если Он нам этого не даст. Без Него мы напрасно гоняемся за счастьем, которое манит нас, подобно блуждающему огню во мраке ночи.

Мы планируем нашу жизнь, перечисляем наши жертвы, стремимся, работаем до изнеможения, — и что же мы успеваем? Можем ли мы прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6:27[537 — Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?]), или продлить нашу жизнь, хотя на одно мгновение? Мы не можем полагаться с уверенностью и на завтрашний день, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем и каждый день имеет свою непредвиденную, неизбежную заботу. Не должно ли это возбуждать в нас прежде всего чувство нашего бессилия, когда мы дерзаем возлагать наши житейские печали на Бога?

б) Но это чувство не должно однако усыплять нас в беспечности и бездействии. Творец не без цели даровал нам силы и возложил на нас обязанности: только при употреблении этих сил, при исполнении этих обязанностей можно надеяться на Его помощь. Мы должны трудиться весь день и в поте лица приобретать хлеб: вот условие, без которого нельзя ожидать никакого благословения Божьего в наших заботах! Истинно, что один Бог взращивает семя; но если мы пренебрегаем посевом, то как мы можем ожидать какой-либо жатвы? Несомненно, что если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Псал. 126:1); но если мы сами не созидаем и не печемся с христианской заботливостью о счастье своем и других, то нам не обещано никакого успеха. Поэтому мы должны трудиться с усердием и верностью в делах своего звания, представляя себя во всем слугами Божьими и не зарывая в землю вверенных нам талантов. Если мы стараемся исполнять то, чего требует от нас Бог; то во всем прочем, превышающем наши понятия и силы, мы с уверенностью можем предаться Его благому попечению.

2. С чувством твердого и благочестивого упования на Божий Промысел.

С чувством сознания нашего бессилия, если только оно искренне, соединяется другое утешительнейшее чувство, именно: твердое и благочестивое упование на Бога.

а) Отец небесный знает наши нужды (Мф. 6:32[538 — потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.]). Бог, Который с любовью печется о ничтожнейших тварях, питает птиц, одевает полевые цветы, — Бог говорит вам, люди: «вы не гораздо ли лучше их» (Мф.6:26[539 — Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?])!

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Старайтесь сами быть верными Божьими чадами, тогда и Отец ваш, знающий лучше ваши нужды, не откажет вам в своей защите или помощи. Не мучьте себя беспокойными заботами о неизвестном будущем. Встречайте с христианским упованием, употребляйте с христианской заботливостью каждый даруемый вам день; пусть его скорби, как и радости, служат к вашей пользе, к вашему научению и приготовлению к вечности, — и после этого будьте уверены, что без воли Отца небесного и волос не упадет с вашей головы.

Непоколебимое упование на Бога успокаивает среди всех житейских бурь!

б) Но если мы называемся Христианами, то почему наше упование на Бога так не верно? От чего земные нужды так сильно гнетут нас?

Ах, человек! Ты хочешь делить твое сердце между Богом и миром; ты хочешь служить двум господам: за награду ты хочешь служить Богу, а когда ожидаемая награда медлит, тогда ты поступаешь в услужение другому господину, который на ближайшем расстоянии показывает тебе жалованье.

Ты исповедуешь Христа устами, и отвергаешься Его сердцем. Ты вопиешь к небу: Господи, Господи! Но твой господин — мир, твое небоземля.

Ты признаешь общие требования христианства и, быть может, исполняешь их в той мере, в какой они согласуются с твоими естественными наклонностями. Ты прославляешь бескорыстные добродетели у других, а если от тебя потребуется жертвовать выгодой в пользу долга, тогда ты отказываешься от добродетели и охотно служишь корыстолюбию и похоти. Тогда ты с насилием захватываешь то, чего не мог приобрести справедливостью, с дерзостью разрываешь то, чего не мог разрешить с честью; тогда ты продаешь свою добрую совесть за ничтожную вещь.

Как же ты хочешь утешаться упованием на Бога и ожидать от Него помощи в нуждах?

Ο застольной молитве

«И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам» (ст.19).

Иисус Христос, прежде чем роздал хлеб, благословил его. Это была Его «застольная молитва.» Таким образом, садился ли Иисус за стол, или вставал из-за него, Он читал молитву. О последней Его вечери прямо говорится: «воспев, пошли»(Матф.26:30). Христос во всем наш образец; Он дал нам пример, чтобы мы подражали Ему; поэтому и мы также должны читать застольную молитву. Это — святой обычай. Некогда господствовал он во всех христианских семействах, а теперь исчез из многих семейств вместе с христианским духом. В доме еще держатся, большей частью, этого обычая; но вне дома совершенно оставляют его. И там, где он еще остался, не всегда совершается в истинном духе. Чтобы вновь оживить и подкрепить это старинное, святое обыкновение, мы будем беседовать сегодня — о застольной молитве.

1. Её глубокое основание и источник.

Как всякое другое благо, любовь, справедливость, молитва вообще, богослужение и прочее исходит от веры; так и молитва застольная исходит также от веры. Христианская вера ввела обычай молиться перед и после еды. Где в семействах и y отдельных лиц эта вера потеряна, там не молятся перед и после принятия пищи, или молятся неправильно. Но где христианская вера еще живет, там и застольная молитва совершается правильно и неопустительно. Послушаем неверующих и верующих.

а) Неверие говорит: «Земля дает хлеб и всякую другую пищу. Поэтому не следует просить об этом Бога и за это благодарить Его.» Так вещает неверие!

Но вера говорит: «Бог, и именно Бог, по бесконечной любви, — Бог, Податель всякого блага, дает и всякую пищу из земли. Он дает возрастание и успех. Он благословляет. Поэтому надобно Его просить и благодарить. Кто не делает этого, тот подобен самым низшим животным.» Поэтому говорится также: во время вставай (от стола) и о сих благослови Сотворшего тя, и Упоевающего тя от благ Своих (Сир. 32:15–17).

«Стол, где не бывает никакого помина о Боге, ничем не отличается от стойла животных.»[540 — Святой Иоанн Дамаскин.]

б) Неверие говорит: «Человек сам себе приобретает хлеб, своим усердием и трудами своих рук.»

Но вера говорит: «Конечно Бог не дает никакого хлеба без труда, без надлежащего приготовления полей и проч. Но Бог дает понятливость и силу к труду. Человек только может сеять и поливать, но Бог дает успех. Поэтому следует молиться, просить

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн