Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19).

Но кто слишком бережет, тот не может быть благотворительным.

Для оживления христианской жизни необходимо посещать Богослужение; но скряга редко это делает.

При жадности к приобретению исчезает христианский взгляд на жизнь.

В состоянии христианского домовладыки должен быть всегда запас для бедных. Мы должны по преимуществу, «богатеть в Бога.»

Истинно добрых христиан совсем немного

«А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (ст.21).

Между пятью тысячью насыщенных было, естественно, только немного добрых людей (как это видно из Иоан. 6:26[542 — Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.]). Между сотнями тысяч, которые слушали учение Иисуса Христа и видели Его чудеса, только некоторые изменили свою жизнь. Из многих приверженцев Иисуса Христа только немногие следовали за Ним на Голгофу. Так и теперь еще — истинно добрых христиан совсем немного.

1. Это действительно так.

Один древний мудрец (Диоген) долго ходил по многолюдному городу с фонарем в руках, чтобы найти человека, — и не нашел его, т. е. человека благородного. То же самое испытал бы он и между нами.

а) Где истинная любовь к Богу? Что Бог есть наш лучший Отец, с этим мы согласны. Но кто любит Его более всего, более своего собственного я, более чести, денег и имущества? Не чаще ли наши мысли направлены к земле, чем к Богу?

б) Где истинное упование на Бога? В счастье охотно признают, что Бог управляет всем справедливо, при громовых ударах, в положении Иова — иначе. Как немногие говорят тогда: » Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!?» (Иов.1:21).

в) Где истинное самообладание? Чувственные наклонности должны быть всегда подчинены разуму, а рузум Богу. Но как бывает это при плотских движениях? Как — с чревом в отношении пищи и питья? Язык всегда ли в надлежащей власти? Кто закрывает постоянно свои уши от зла?

г) Где истинная любовь к ближним? Что заповедал Спаситель? Редко прощают, как следует, а еще реже забывают обиды. Редко дают и помогают ради Господа, если только дают и помогают. Редко сострадание. Теряют охотно палец, если только другой потерял руку. Зависть столь всеобща, что какое-либо счастье доставляет радость только одному, а тысяче других — скорбь.

Многие из нас, быть может, еще и не видели ни одного, истинного христианина. Самые лучшие из христиан едва приближаются к христианскому совершенству.

2. К каким печальным заключениям могло бы это привести нас?

Все указанные недостатки приводят часто к мрачным заключениям. Говорили уже и могут еще сказать:

а) «Нет вовсе никакой добродетели. Внутренне все одинаково худы, только более развитый разум у некоторых делает то, что они несколько преодолевают страсти, из уважения к вредным их последствиям.»

Это заключение несправедливо, потому что высокодаровитые люди — часто суть самые худые люди. Это зависит от «сердца и воли.» Простые люди довольно часто исполнены глубокой веры, упования и любви.

б) «Если есть какая-либо добродетель, то она происходит только от внешних обстоятельств. Воспитание, посредственное благосостояние, хорошее общество делает человека хорошим; противоположное положение делает дурным.»

Но хорошо воспитанные были уже не раз истинно худыми. Совершенно богатые и совершенно бедные были в тоже время героями добродетели.

Многие уже оставались невредимыми в самом худом обществе.

в) «Христианство потеряло свою облагораживающую силу.»

Это заключение — ложно. Если есть только некоторые добрые, то могут быть такими и все. Оно — то же самое христианство, как и во времена мученичества. Вина столь великой греховности лежит в нас.

г) «Кто однако войдет в небо?» Со всей важностью мы должны, задавать себе этот вопрос и стараться борьбой за добродетель, любовью и победой завоевать небо, по крайней мере, для нас.

3. Что же при всем том должно нас утешать?

Нас утешают следующие мысли:

а) Собственно злых людей относительно немного. Грешат большей частью по небдительности, слабости, необдуманности. После — раскаиваются во зле. Бог будет судить милостиво, и только нераскаянно-злобных отошлет к диаволу.

б) Во многих случаях обнаруживается однако много доброго. Многая и различная помощь при градобитии и пожарах и проч.

На смертном одре редко встречаются нераскаянные, а только тот, кто умирает нераскаянно, идет во ад.

в) К небу ведут два пути. Путь чистоты и святости, конечно, лучше, чем путь очищения или омовения в таинстве покаяния.

г) Высочайшее утешение — Божье милосердие и смерть Иисуса Христа. Христос умер, чтобы мы жили!

О неумеренности в пище и питье

«И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (ст.20).

Иисус Христос насытил множество народа. При этом насыщении происходило все очень чинно, с бережливостью и умеренностью. В противном случае, если бы происходило тут так, как при многих нынешних пирах, то Христос удалился бы и не оставался так долго.

Умеренность в пище и питье — драгоценная добродетель. Чтобы нам охотнее приобрести ее, я покажу, до чего доводит неумеренность в пище и питье.

До чего доводит этот грех?

1. В телесном и общественном отношении неумеренность и обжорство приводят:

а) К бедности. Потребляют более, чем приобретают, и тогда разрушают семейное счастье, причиняют домашний раз дор и несогласие, и, наконец, должны сами терпеть недостаток. Как иной старый человек вынужден теперь переносить нужду, которой он мог бы избежать? Или иной богатый обжора истрачивает все, что имеет и не может оказать никакого добра ни для людей, ни для чести Божьей.

б) К недомоганиям и болезни. Пищеварительные органы ослабевают; пища не переваривается, как следуеть; кровь не получает более надлежащего питания, — и хворают. Страсть к напиткам приготовила многим ранний гроб. Пусть не возражают, что есть пьяницы, достигшие старости. При умеренном образе жизни они достигли бы еще более глубокой старости; и теперь они только лишь тень, так как им во всяком случае недостает сил духа.

в) К позору и сраму. Потому что в пьяном виде совершаются иногда самые безобразные дела.

Что пьянство доводит до насмешек и срама, это испытал уже Ной, об этом знали даже язычники (спартанцы), которые для отвращения своих юношей от пьянства заставляли напиваться рабов.

Почему так смешны пьяные? Именно потому, что открывают самые задушевные тайны и хотят быть то сильными, то богатыми, то искусными, то красивыми.

г) К ослаблению и нерасположению к труду. После этого греха человеку нездоровится, он расслаблен и не в состоянии работать. Как много дорогого времени тут теряется?

2. В духовном и нравственном отношении — неумеренность приводит:

а) К огрубению сердца. Бедным не хотят ничего дать и отгоняют их от себя, потому что слишком много сами для себя истрачивают. С родственниками живут не мирно, и мало по-малу ненавидят их и обманывают. Если не могут удовлетворить своей страсти, то приходят в раздражение. В хорошем обществе быть не могут, а водиться с худыми людьми считают низким.

б) Kо всяким тяжким грехам. Грехи: сладострастие, распри, ссоры, побои, убийства, бывают очень часто следствием пьянства. (Притч: 20:1[543 — Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.]).

«Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия»[544 — Блаженный Августин Sеrm. 231.] «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Притч. 23:29–30). Изображение уличной драки!

в) К духовному рабству. Склонность к спиртным напиткам обращается в привычку; сильна становится потребность, чтобы ее опять заглушить. «Что может быть несчастнее, как находиться под владычеством пьянства, давать чреву более, чем оно в состоянии снести?»[545 — Святой Иларий на псал. 125.] Пристрастившиеся к опиуму.

г) К унынию и отчаянию. Какие чувства обуревают тебя, если ты проспал хмель?

Ты стыдишься своей слабости, всякое безобразие приходит тебе в голову! Какое состояние?

Не иди же опять для подкрепления к рюмке, иди как можно скорее к покаянию!

3. В отношении к жизни будущей.

Невоздержный, если не исправляется, идеть в ад.

а) Он может, хотя с большим трудом, исправиться при помощи благодати Божией. Кроме других средств к излечению от этого недуга, советуют следующие:

а. Ежедневно лишать себя понемногу вина. «Люди не делаются в один день пьяницами. Таким образом, и тот, кто хочет освободиться от этого зла, должен мало по малу лишать себя и через это возвращаться к свету трезвости»[546 — Блаженный Августин 231.]

b. Торжественное обещание не употреблять более крепких напитков, и даже в слабых не преступать известной меры. Если это не помогает, пьяница идет в ад.

б) Туда идет он потому, что слабый, побежденный страстью, человек, не может достигнуть «венца победы.» Притом невоздержный не молится, плохо воспитает детей и проч. Следовательно —

в) » Невоздержанные — враги креста Христова. Их конецпогибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:18–19). Следовательно!

«Обжорство заключает вход в царствие Божие.»[547 — Святой Иоанн Златоуст соntr. еbriеt.] Следовательно!..

г) Роскошный богач! Как он страдал от жажды? Как ужасно было его мучение?

О вере из-за хлеба

«А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (ст.21).

Иисус Христос чудесно насытил многие тысячи народа в пустыне. Он наградил их терпение. Насыщенные веровали в Него, любили и благодарили Его. Да, они охотно хотели провозгласить Его царем, но Иисус Христос уклонился от этого, сказав: «ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоан. 6:26). Таким образом, многие из тех, которые были насыщены Спасителем, имели веру только из-за хлеба. Об этом будет наше слово!

1. Что такое вера из-за хлеба?

а) Понятие и примеры. Вера из-за хлеба состоит в том, если при всякой своей вере, надеждах, страхе, молитвах, любви и поступках взирают только на хлеб, пропитание, временную выгоду и т. д. Это яснее видно из примеров. Такую веру имеем мы:

а. Если любим тех людей, от которых получаем пользу: много таких!

b. Если мы подаем милостыню для того только, чтобы Бог мздовоздаяний послал богатое благословение в дом! По каким побуждениям должно подавать милостыню?

с. Если мы при всех общественных или общеполезных предприятиях спрашиваем: «сколько принесет это нам прибыли? Не получат ли соседи и товарищи по сословию более выгоды, чем мы?»

d. Если мы в молитве Господней только и знаем о четвертом прошении. К чему же тогда другие прошения?

е. Если мы молимся, ходим в церковь, украшаем храмы, строим богоугодные заведения, предпринимаем путешествие к святым местам только для того, чтобы быть пощаженными от повального бедствия, неурожая, падежа скота.

f. Если мы воссылаем молитвы ко святым только за дом, за скот и поля.

g. Если родители и родственники нам в тягость, когда они не зарабатывают столько, сколько потребляют.

h. Если мы более радуемся званному обеду, чем святому причащению.

k. Если мы более любим Бога, когда Он благословляет, чем

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн