Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

когда наказывает.

б) Низость и пагубность такой веры. Кто имеет веру только из-за хлеба, тот должен выслушать над собой следующий приговор:

а. Он низкое существо и мало отличается от животного. Неужели человек имеет только одно тело, а не и душу также? Разве есть только одна земная жизнь?

b. Он ижет мздовоздаяния и всегда спрашивает: «что я за это получу?» Спросите лучше: «что сотворю, чтобы жизнь вечную наследовать

с. Он имеет расплывчатое представление о Боге, на которого он смотрит только, как на Подателя благ его чреву.

d. Он вовсе чужд духа учения Христова: «что вам есть и что пить» (Матф.6:25) «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33) «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:12).

е. Он никогда не бывает весел в жизни, потому что его постоянно мучит забота о хлебе. Как иначе бывает с истинным христианином?

f. В нем никогда не пробуждается истинное и сильное раскаяние ради великих грехов, а только ради великой потери временных благ.

g. Он охотно продал бы свою веру, свое благочестие за ту сумму, которой он мог бы продлить свой век.

2. Что такое вера не из-за хлеба, или высшая вера?

а) Можно и должно заботиться о земных благах и просить Бога о насущном хлебе. Но ради этого наша вера не будет еще верой из-за хлеба. Всякое благословение исходит от Бога, Он посылает солнце и дождь; мы должны это знать и просить Бога о хлебе, как научил Иисус Христос. Потребность пищи должна быть удовлетворяема нашей деятельностью: можно и должно трудиться для хлеба.

Но мы должны трудиться, работать, молиться:

а. Не единственно ради хлеба. Есть еще другие высшие блага. Пять тысяч пришли в пустыню не ради хлеба, но ради научения.

b. Не всегда. При крестных ходах по полям, во время сильной засухи и непогоды можно по преимуществу молить Бога о хлебе, но в другое время должно преимущественно молиться о высших и других предметах. В рабочие дни должно заботиться главным образом о хлебе, но в воскресные и праздничные дни следует стремиться к благам духовным и небесным.

с. Не как о самом высшем. Как небо выше земли, и душа достойнее тела; так и мы должны «искать прежде царствия Божия» и проч.

d. Не с чрезмерной заботливостью. Наша главная заботаспасение души, а забота о хлебе — второстепенна. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» и проч. (Матф.16:26).

б) С величайшей заботливостью, со святым рвением должны мы стремиться, трудиться и просить о высших благах: о просвещении духа, об отпущении грехов, о благодатном укреплении, о хлебе ангельском и о царствии небесном. Если мы делаем это, то наша вера — не из-за куска хлеба. Таким образом, будем стараться посредством молитвы и собственного содействия приобрести:

а. озарение духа, истину. Она лучше солнечного света, который развивает жизнь в земле и на земле.

b. Отпущение грехов. Оно лучше очищения деревьев и полей от плевел, гусениц, червей и камней.

с. Благодатное укрепление для слабой воли. Оно лучше хлеба, укрепляющего телесные силы.

d. Хлеб вечной жизни в Святом Причащении. Он лучше всякого насыщения, потому что мы причащаемся тут самого Христа, а не земной вечери.

е. Небесное блаженство, потому что оно достойнее всякой земной жатвы, посредством которой поддерживается домашнее и временное благосостояние.

Если мы стремимся к высшему, тогда наша вера не есть вера из-за хлеба.

Попечение благости Божьей о наших земных нуждах (ст.16)

1. Как Бог печётся о наших земных нуждах?

а) Он снабжает всех людей необходимыми потребностями жизни.

б) Он снабжает в надлежащее время.

в) Его любовь дарует нам гораздо более, чем требуют наши нужды.

г) Он дает нам пользоваться Своими вещественными дарами по мере нашего нравственного совершенства.

2. Какие обязанности налагает на нас такое любвеобильное Божье попечение о наших нуждах?

а) Чтобы мы с детским упованием взирали на Бога, как на Отца, который всегда дает нам то, что находит нужным для нас.

б) Чтобы мы с благодарностью принимали и наслаждались даже Его земными дарами.

в) Чтобы мы с бережливостью распоряжались ими и сообразно с волей Божией употребляли их.

г) Чтобы мы тем с большей ревностью стремились к приобретению небесных даров.

Как нужно принимать материальные дары Божьей доброты

1. Принимать — с благодарностью ст. 19.

2. Употреблять — с мудростью ст. 20.

Хлеб насущный следует принимать с благодарением

«И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу»(ст. 19 ср. 1 Тим. 4:4[548 — Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением]).

Он принимается с благодарением:

а) Теми, которые принимают его с сознанием отеческого попечения Божия о них и своего недостоинства к тому.

б) Теми, которые пекутся о нем со святой бережливостью, чтобы его не расточать.

в) Теми, которые, принимая его, раздробляют также и другим.

Как малое может быть достаточно для многих (ст.17)

1. Когда взирают более на великого Подателя, чем на малый запас.

2. Когда принимают малое с благодарением Господа.

3. Когда делятся с верой и малым.

4. Когда собирают остатки, как драгоценность, как бы они ни были ничтожны.

II. Апостольское чтение. Зачало (182): 1-е послание к Коринфянам 1:10–18

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».

13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении этой недели предлагается важное наставление о том, что религиозные несогласия, как бы они маловажны ни были, несовместны с духом христианской веры и любви.

1. Разногласия в вере противоречат сильным увещаниям Апостола к единению (ст.10, 11). Эти увещания:

а) даются именем Господа нашего Иисуса Христа, Который завещал нам любовь и установил союз любви (ср. Иоан. 13:34–35;[549 — Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.] 15:12–14;[550 — Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.] 17:20–23[551 — Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.]);

б) требуют полного и совершенного согласия не только в буквальном исповедании веры, но и в том же понимании и в той же мысли относительно внешних выражений веры (ст.10. ср. Рим. 12:16;[552 — Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;] Ефес. 4:3[553 — стараясь сохранять единство духа в союзе мира.]);

в) не одобряют решительно никаких разногласий (ст.11).

2. Разногласия в вере вовсе несовместны с верованием христиан, признающих своим Главой и Господом одного и того же Иисуса Христа (ст.13–16). Такие разногласия:

а) происходят всегда от неодобрительной привязанности, или к авторитетам лиц, или к человеческим интересам (аз Аполлосов, аз Кифин ст. 12 ср. Мф. 23:8-10);

б) производят раздробление и раскол в одном и том же теле Христовом («разве разделился Христос?» ст. 13);

в) отнимают славу, принадлежащую единому Иисусу Христу, и приписывают ее человеческому орудию («разве Павел распялся за вас?» ст. 13).

Но внемлют ли этому апостольскому наставлению те из нас, которые, именуя себя старообрядцами, отторгаются от лона Православной Церкви под самыми ничтожными предлогами и, вместо святого единения с ней, усиливают только вражду к ней? Все дневное зачало, от начала до конца, представляет особенно поучительные темы для тех проповедников, которые вращаются в среде раскольников. Сами черты коринфского раскола могут быть с назидательностью применены к нашим старообрядцам, y которых привязанность к лицам (я филипповец, я федосеевец) едва ли не такая же, какая была у Коринфян (аз Аполлосов, аз Кифин). Здесь же мы предлагаем только общеназидательные темы.

Против чего главным образом вооружаются современные лжеучители?

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» (ст.11).

Узнав о разделениях и распрях из-за веры, внесенных в коринфскую церковь лживыми учителями, апостол Христов отвечает на них словом обличения.

Прошли века; истина Евангелия громко засвидетельствована. Но лживые учители еще не умолкли и не перестают еще и ныне возбуждать рвения и распри к соблазну немощных и нетвердых в вере братий.

Что это за лживые учители и какие это рвения, которые они возбуждают втайне, а иногда и явно?

1. Против исконно-древней веры.

а) «Ты не должен веровать в то, что превышает твое разумение. Кто осмелится положить оковы на свободную мысль разума? Кто заставит меня веровать больше, чем я хочу? Не за мысли, а за дела Бог будет судить нас; все зависит от честного образа поступков и т. д.» Так взывают лживые учителя.

Но, как говорит напротив Христос? «А сомневающийся … осуждается, потому что не по вере» и т. д. От веры зависит всякая богоугодная нравственность и справедливость; напротив, «все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23).

Как будет и должен жить тот, кто не верит ни в Бога, ни в Иисуса Христа, ни в будущую жизнь? Почему иудейская, языческая и магометанская вера не произвели ни одного Василия Великого, ни одного Макария Египетского и подобных им?

б) Другая партия лжеучителей говорит: «все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех

Но как говорит Христос? «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Матф.7:21) и т. д. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан.4:8). «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн