Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:17–18) и т. д.

2. Против строгой нравственности.

Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества, заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете.

Христос говорит: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).

3. Против должного послушания.

«Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям,» говорят лживые учители.

«Свобода и равенство» привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) и т. д. (Сир. 7:29;[554 — Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей] Сир. 3:16;[555 — Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.] Притч. 30:17;[556 — Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!] 28:24[557 — Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.]). И: «рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Ефес. 6:5–8[558 — Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.]). И: «нет власти не от Бога» Рим. 13:1[559 — Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.] и т. д.

4. Против стремления к небесному.

«Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!» говорят лживые учителя нашего материального века.

Но как говорит Христос? «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15[560 — При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.]) и т. д. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут»(Мф. 6:19) и т. п. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) и т. д.

5. Против целомудрия и супружеской верности.

«Не нужно идти в монастыри. Если Бог дал побуждение, то следует также удовлетворять его. Удовлетворение — совершенно естественное дело. Этот грех не велик. Через него никому не вредят. Супружеская верность смехотворна!»

Конечно — это побуждение, требование и удовлетворение которого есть нечто естественное. Но нам заповедано сопротивление; Бог требует борьбы. Гнев и зависть суть также совершенно естественные движения. Но позволено ли быть гневливым и завистливым? Не должно ли противодействовать всеми силами этим движениям? Не то же ли самое относительно того побуждения, о котором идет речь? Почему Бог так страшно наказывает прелюбодеяние?

Не есть ли прелюбодеяниеубийство, клятвопреступление, воровство?

О знамении Святым Крестом

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (ст.18).

Так было во времена апостола; так и ныне еще слово крестное для многих кажется юродством, безумием: но для верующих заключается в нем сила Божия. Эту веру в слово крестное мы свидетельствуем и выражаем, между прочим, крестным знамением.

Крестное знамение:

1. Имеет доброе основание и глубокое значение.

Что человек чувствует внутри, то необходимо, по самой природе человека, выражается во вне. Такими внешними выражениями всегда сопровождаются страх, радость, любовь, отвращение, холодность и т. д. Точно также и в деле веры: наши коленопреклонения, наклонения головы, поднятие рук и очей к небу служат внешним выражением внутренних мыслей и чувствований. Что же выражает теперь обычай знаменоваться Святым Крестом?

а) Веру в триединого Бога. Триперстное сложение креста служит знамением православного исповедания Святой Троицы. В трех святейших именах заключается вся наша вера. Но эта вера должна иметь свое выражение — не только в праздниках, но и в известных знаках; вот почему мы знаменуемся Святым Крестом! Нет сомнения, что во времена апостольские употреблялось такое знамение. По крайней мере уже ученик апостольский святой Игнатий пишет: «крестное знамение есть знамение победы против власти князя мира; если он его видит, приходит в ужас; если о нем слышит, трепещет.»[561 — Святой Игнатий Богоносец к Филадельф.] Тертулиан указывает различные обстоятельства, в которых христиане знаменовались Святым Крестом: при входе в дом, садясь за стол, отходя ко сну и проч.

б) Веру в наше искупление, совершенное на кресте. Святой Иоанн Златоуст: «Это — знамение нашего спасения, нашего общего освобождения и милосердия Божия.»[562 — Святого Иоанна Златоуста бес. аd nеорh.]

Вера в крест тверда и жива в душе христианина и должна выражаться вовне. Почему же непременно крестным знамением, а не линией, кругом, дугой?

«Мы знаменуем знамением креста тех, которые возложили свое упование на Иисуса Христа.»[563 — Святой Bасилий Великий о Святом Духе гл. XV.]

2. Приносит благословение и благотворные плоды. Знамение святым крестом доставляет многоразличные благословения и благодетельные плоды. Не говорим здесь о том, что высокие и неоцененные сокровища благодати Святых Таинств раздаются большей частью в соединении с крестным знамением. Умалчиваем и о том, что крестным знамением совершались уже великие чудеса и чудесные исцеления, хотя в подтверждение этому можно было бы привести множество свидетельств. Оставляем подробно говорить и о том, что крестным знамением отражается влияние сатаны, как говорит святой Кирилл Иерусалимский: «Это знамениеужас диавола и победа верных; оно исцеляет болезни, противодействует чарам.»[564 — Святой Кирилл Иерусалимский оглаш. 14.] Мы укажем здесь только на ближайшие и обыкновенные благословения и плоды, доставляемые крестным знамением.

а) Посредством него оживляется и укрепляется вера, надежда, любовь и благоговение к Богу

а. Крестное знамение, положенное с чувством, проистекает из веры и укрепляет взаимно веру. Что происходит от радости, то возвышает радость, и что проистекает от веры, то укрепляет веру. Вера в триединого Бога, в искупление на кресте всегда через это оживляется и освежается. Не стыдиться креста, значит не стыдиться и веры. Показывают публично и видимо свою православную веру и укрепляются в ней.

b. Так точно и с надеждой, которую мы возлагаем на Отца, ради Сына, по внушению Святого Духа.

с. Не иначе и с любовью, которая есть Отец, которая обнаружилась в Сыне и продолжается в Святом Духе.

d. Так и с почтением к Богу. Как я мог бы не почитать триединого Бога, Которого ежедневно чту и Которому поклоняюсь с осенением крестным знамением?

б) Достигаются многие другие благословения и плоды

а. Начиная молитву с крестным знамением, пощряют себя через это к почтительной и важной беседе с Отцом, как научил этому Сын и как внушает это Святой Дух, след., с Его помощью.

b. Читается ли Евангелие или начинается проповедь, — осеняют себя крестом. Это побуждает нас к внимательному слушанию того, что три лица Святой Троицы делали и делают для нашего спасения.

с. Употребляется ли крестное знамение при пресуществлении Святых Даров, — тогда мы, осеня себя крестом, думаем с внутренним волнением о святости и правосудии Отца, о жертве любви Сына, о силе Святого Духа, Который в Церкви не перестает творить столь великие чудеса.

d. Родители благословляют детей; в церкви часто преподается благословение. Мы радуемся мыслью, что тогда благословляет нас Отец, ради заслуг Сына, в силе Святого Духа.

е. В опастностях, искушениях, при начале важных предприятий, точно так же и т. д.

Так мы выражаем веру в слово крестное, которое для нас спасаемых есть Божья сила!

«Умоляю вас, братия, чтобы не было между вами разделений.»

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» (ст.10.)

Именем Господа апостол умоляет коринфских христиан, чтобы они хранили единство веры и избегали всяких распрей, противных духу веры и ее Божественному Основателю.

Между нами, слава Богу, нет распрей из-за веры; все мы одно говорим — исповедуем одну и ту же православную веру: но это единство в вере предохраняет ли нас от раздоров и несогласий в жизни? Смотря на повседневные почти наши ссоры и вражду, можно ли думать, что мы члены одной Церкви, дети одного Отца, ученики одного Христа?

От лица апостола обращаюсь к вам и «умоляю вас, братия, чтобы не было между вами разделений».

1. От чего происходят ссоры и вражда?

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1–2[565 — Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.]). Вот общий источник раздора между христианами:

а) Сребролюбие, которое не пренебрегает никакими средствами к осуществлению своих намерений, к достижению своих целей.

б) Зависть, которая не только сама враждует, но и возбуждает к вражде других.

в) Гордость, которая во всем хочет иметь решительный голос и не терпит противоречий.

г) Недоброжелательность, которая пользуется всяким случаем, чтобы раздуть искру вражды и т. д.

2. Чем они сопровождаются?

Следствиями самыми печальными;

а) Для нашего временного блага:

а. нарушением душевного спокойствия, которое так дорого для нас в жизни (Ис. 57:20[566 — А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.]), и даже умалением дней, по замечанию премудрого (Сир. 30:26[567 — Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость.]);

b. расторжением дружеских отношений, препятствующих развитию нашего внешнего благосостояния (Гал. 5:15;[568 — Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.] Мф. 12:25;[569 — Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.] Иак. 3:16[570 — ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.]).

б) Для нашего вечного спасения:

а. потерей христианской любви и Божьего благословения (Псал. 132:1; l Иоан. 3:15; 4:20);

b. привлечением праведного Божьего гнева (Иак. 1:20; Мф. 6:15).

3. Как мы можем избежать их?

Посредством постоянного поддерживания наших хороших отношений:

а) К Богу.

Бог сам милостив к нам и долготерпелив (Мф. 5:45[571 — да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн