на 1 Кор.]
3. Нести крест свой с терпением ради Господа (Мф. 10:38[68 — и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.]).
а) Кто хочет достигнуть святости, тот должен все переносить с терпением ради Господа: и бедность, и скорби, и поношения, и болезнь (2 Кор. 6:4;[69 — потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.] 2 Тим. 3:12;[70 — Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.] Иоан. 15:20[71 — Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.]). «Посмотрите на кого угодно из святых, и вы увидите, что все они терпели скорби и страдания. Один Соломон, может быть, составляет исключение, но в этом скрывается также и причина, почему он пал.»[72 — Блаженный Иероним dе сustоd. virg. ер. 22.]
«Безумно было бы думать, — что можно наслаждаться с миром и царствовать со Христом.»[73 — Блаженный Иероним in rеg. mоn. сар. 19.]
«Скорби — наша школа, где мы учимся.»[74 — Святой Иоанн Златоуст tоm. LXII аd рор.]
Посему все, что ни случится с нами в жизни, мы должны переносить с терпением и покорностью воле Божией, подобно Иову (2:10;[75 — Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.] 1:21[76 — и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!]).
б) Нам позволено обращаться с молитвой к Богу об облегчении нашего креста или об освобождении от несчастий, по примеру самого Иисуса Христа, Который также молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия;» но при этом мы всегда должны прибавлять: «впрочем не как Я хочу, но как Ты!» (Мф. 26:39).
Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.
Причины, почему мало святых между людьми
«Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими»
(Псал. 11:2)
Давид жалуется, что в его время оскудели святые и уменьшилось число истинно-верующих между сынами человеческими, — и в этой жалобе обращается к Богу и молит Его о своем спасении, когда так трудно было спастись среди всеобщего оскудения веры и благочестия.
Но один ли Давид имел причину так жаловаться Богу? Не можем ли тем более принести такую жалобу мы, для которых возсиял уже свет «просвещения язычников» (Лук. 2:32) и которым даны могущественнейшие средства спасения?…
Причины, почему мало святых между людьми:
1. Есть много людей, считающих себя благочестивыми и святыми, каковы фарисеи и лицемеры, люди с ложной набожностью (Кол. 2:18[77 — это есть тень будущего, а тело — во Христе.]); но истинно-святых — мало, это мы знаем:
а) Из слова Божьего (Псал. 11:2;[78 — Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.] Мф. 7:14;[79 — потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.] Лук. 12:24;[80 — Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?] Мф. 22:14;[81 — ибо много званых, а мало избранных.] Гал. 3:3[82 — Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?]).
б) Из повседневного опыта.
в) Истинно святые есть и теперь, но их сравнительно мало.
2. Отчего же так?
Причин на это много, как общих, так и частных.
а) К общим причинам относятся:
а. Врожденная всем людям греховная порча (Быт. 8:21;[83 — И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:] Рим. 7:23[84 — но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.]), которая особенно обнаруживается в упорном сопротивлении разума Божьему слову и в происходящей отсюда духовной слепоте, вследствие которой естественный человек считает дело святости ненужным, или понимает святость по своему.
b. Опасное развращение мира, проявляющееся в обольстительных речах и соблазнительных примерах.
с. Сила греха и греховных привычек (Прит. 18:3;[85 — С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.] 10:23[86 — Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.]).
d. Требования закона Божьего, которые для плотского человека кажутся строгими и не исполнимыми, и потому оставляются без исполнения.
б) Между частными, наиболее действующими, причинами мы указываем:
а. На дух времени, по которому небрежение к благодати, распущенность нравов, привязанность к земному и чувственному, достигли страшных размеров.
b. Небрежность воспитания детей в духе благочестия.
с. Разнообразные ученые нелепости и заблуждения, которые охватывают нас вокруг и совращают многих с пути истины и благочестия.
О почитании святых
«Хвалите Бога во святыне Его»
(Псал. 150:1).
1. Почему нужно почитать святых?
а) Ради Господа, который хочет быть прославляем во святых (Зах. 2:8[87 — Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его.]).
б) Ради их самих, их высоких совершенств и добродетелей.
в) Ради нас. Они молятся за нас. «Уверенные в своем вечном блаженстве, святые непрестанно молятся о нашем спасении.»[88 — Святой Киприан ерist. 10 аd соnfеssоrеs.]
«Святые поддерживают мир своими молитвами. Сила их молитв так могущественна, что отклоняет гнев Божий.»[89 — Блаженный Иероним in Esесh. с. 13: irа Dеi рrесibus sаnсtоrum frаngitur.]
2. Как нужно почитать святых?
а) Сердцем. «Кто удивляется святым с благочестивой любовью и почитает их, тот должен также и любить их.»[90 — Святой Иоанн Златоуст sеrm. dе соnfеss.]
б) Устами, прославляя их подвиги.
в) Делами, или подражанием их добродетелям. «Почитание святого состоит в подражании ему.»[91 — Святой Иоанн Златоуст sеrm. 1; fеr. 59.]
Образцы церковной проповеди. Слово в неделю Всех Святых.[92 — Филарета, митр. Московского, т. II, стр. 102 (при посещении города Коломны).]
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня»
(Мф.10:37).
По неисповедимым Божьим судьбам, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет, и от которого течением жизни увлечен я был так, что никогда уже видеть его не чаял, — сверх чаяния, вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, — желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне, — любви, по которой, как изъясняется некто из Иерусалимлян — дети Иерусалима «возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют» (Псал. 101:15), то есть, самые камни отечественного града им любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать этому граду песнь, которую они воспевали своему Иерусалиму: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»» (Псал. 121:6–8). Но что слышу? Эту сладкую песнь пресекает грозный глас заповеди Христовой, которая, как-будто по особенному намерению, ныне оглашает меня среди сего храма. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.»
Что же буду делать? Восприиму иную песнь песнопевца Израилева: «только в Боге успокаивается душа моя» (Псал. 61:2)? Покорю любовь к ближним и братиям, — покорю любви к Богу и Христу; «забуду люди моя, и дом отца моего,» и потружусь помнить только людей Господних и дом Отца небесного. В этом расположении духа и прерванную Иерусалимскую песнь продолжать мне позволено: «ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе» (Псал. 121:9). Боголюбезный граде! Ради святой Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ее, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поскольку желаю для Бога, то и благ желаю Божественных, «мира Божия, превосходящего всяк ум, веры Божией,» которая есть «Божий дар любви Божией, изливающейся в сердца наши Духом Святым.»
Но не оскорбляю ли братий и ближних столь скорым отречением от любви отечественной?
Тотчас увидите, братия, что нет в этом несправедливости. Ибо и от вас не иного требую расположения, как того же, в которое себя поставить желаю. Если желаете быть достойны любви Бога и Христа: возлюбите Бога и Христа паче отца и матери, паче братий и сестер, паче всего, что вам любезно. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.»
Когда, последуя Евангелию, возвещаю вам священную обязанность любить Бога и Христа превыше всего: это не значит того, чтобы я опасался найти в ком-либо из слышащих это прямую вражду против Бога и Христа. Есть и такого расположения люди, о которых Апостол пишет — «со слезами говорю» (Фил. 3:18[93 — Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.]), о которых и я воспоминаю с ужасом, враги креста Христова,» которые не хотят покорить ни разума своего вере Его, ни сердца своего, и говорят с изображенными в притче мятежниками: «не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лук. 19:14[94 — Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.])! Но не сомневаюсь, что против таких каждый из правоверующих восприимет ревность Апостола, и не поколеблется, вместе с ним, отвергнуть их всей силой духа. «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа: да будет проклят, маранафа (1 Кор. 16:22[95 — Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.]).
Есть иной род людей, между самыми верующими во Христа, и признающими над собой власть закона Божьего, которые ужасаются мысли поставить себя врагами против Бога и Христа, но которые не довольно ясно познают, не довольно глубоко чувствуют свою обязанность любить Бога и Христа, и потому не достигают всего блаженства, в сей любви заключенного.
Они знают обязанность веровать, — с покорностью собственного разума принимать тайны, которые открывает Слово Божье, потому что разум человеческий, ограниченный и поврежденный, не может уразуметь Божьего ума, всесовершенного и бесконечного. Приемлют обязанность жить по закону Божию, — служить истинному Богу известным образом Богопочтения, не обижать ближних хищением, грабительством и подобными несправедливостями; чувствуют обязанность приносить покаяние,