Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

на праведных и неправедных.]), хотя мы часто оскорбляем Его. Он возлюбил нас прежде, чем мы родились; призвал нас к миру с Собой, когда мы были еще Его врагами. Он милостиво приемлет кающихся грешников, восстанавливает падающих, укрепляет ослабевших. Его беспредельная любовь объемлет всех и всегда и т. д.

б) К ближним.

Не должны ли и мы питать такой же любви к людям? И кто эти люди, по отношению к которым мы должны подражать любви и долготерпению Отца небесного? Это — наши братья по природе (Деян. 17:26[572 — От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.]), и еще более по благодати (Рим. 12:5;[573 — так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.] 1 Кор. 12:26[574 — Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.]).

Они также несовершенны, как и мы, с теми же слабостями и недостатками.

Судьба наша тесно связана с их судьбой; они столько же нуждаются в нашей помощи, как и мы в их.(Ефес. 4:26,[575 — Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;] 32;[576 — но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.] Иоан. 13:35).

Нет греха более общего и более несправедливого, как ссора и вражда

«Умоляю вас, братия, … чтобы … не было между вами разделений» (ст.10).

1. Это — грех общий.

Им страдают все, великие и малые, богатые и бедные, ученые и простые и т. д.

2. Это — грех самый несправедливый.

Вражда, как она ни оправдывается, несправедлива:

а) в своем основании: часто какая-нибудь безделица, одно слово или даже одно подозрение возбуждает вражду в человеке;

б) в своих поступках: лечат ли зло злом? Исправляют ли легкое, часто воображаемое оскорбление, оскорблением действительным и самым тяжким?

в) в своей предполагаемой цели: думаете ли вы, что ваш враг, которому вы хотите мстить за обиду, не отомстит и вам когда-нибудь такой же обидой?

г) в своих последствиях, нисколько не соразмеряя наказания с виной, если только эта вина действительна. Аман в гневе хочет истребить всех иудеев, потому что Мардохей ему не поклонился.

Саул приказывает умертвить всех священников, потому только, что один из них дал хлеба Давиду. Какая несоразмерность! Справедливо говорят, что гнев есть некоторого рода духовное опьянение.

Для кого слово о кресте — юродство и для кого — Божья сила и Божья премудрость?

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (ст.18).

1. Юродство — для премудрых и разумных мира сего. (Мат.11:25;[577 — В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.] 1 Кор. 1:19–24;[578 — Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.] 26–29;[579 — Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.] 1 Кор. 15:33–34;[580 — Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.] Кол. 2:8[581 — Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.]).

2. Божия сила и премудрость:

а) для кающихся и сокрушающихся грешников. (2 Кор. 1:5[582 — Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.]);

б) для верующих, которые отвергаются себя (Иоан. 12:25[583 — Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.]); несут свой крест (Гал. 5:24[584 — Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.]) и следуют неуклонно за Господом до смерти (Иоан. 12:26;[585 — Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.] Евр. 12:2–3[586 — взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.]).

Евангелие Христово не имеет нужды бояться за свою устарелость, при всех успехах человеческого образования

«Слово о кресте для погибающих юродство есть» (ст.18).

Неудивительно, что так было во времена апостола — слово крестное было тогда еще новостью; но удивительно, если и ныне есть люди, для которых слово крестное кажется юродством. Евангелие, говорят, есть устарелая мудрость, которая не может более стоять наравне с успехами нынешнего образования, и поэтому должно потерять свой авторитет в глазах так называемых образованных людей. Такое заявление лишено всякого смысла. Евангелие — первое дало толчок всестороннему человеческому развитию; оно не имеет нужды страшиться за свою устарелость, как бы ни были громадны успехи образования.

1. Потому, что Евангелие всегда находилось и находится под особенным Божьим покровительством.

а) Оно проповедуется по Божьему повелению (ст: 17[587 — Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.]), поэтому оно с самого начала никогда не находилось под покровительством силы и образованности человеческой, но распространялось Божьей силой.

б) Оно всегда посрамляло только ложную человеческую мудрость (ст.19[588 — Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.]).

Привести доказательство, что мудрость, противящаяся Евангелию, должна быть ложна; что только одно Евангелие сообщает истину.

в) Оно и до сих пор, при всех переворотах мира, оказывало такое действие (ст.20–21[589 — Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;]).

2. Потому, что Евангелие приводит к сознанию и удовлетворяет нужды сердца, которых человеческое образование не понимает и которых оно не в состоянии удовлетворить.

а) Оно не поощряет и не удовлетворяет стремлений к пустым знаниям.

б) Оно по своему содержанию кажется соблазном для грубой или тонкой чувственности, и безумием — для ложной образованности (ст.23[590 — а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.]).

в) Но для душ, жаждущих и ищущих спасения, оно всегда было и будет Божией силой и Божией премудростью (ст.24[591 — для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;]).

г) Этого оно достигает своей особенной простотой и безыскусностью (ст.25[592 — потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.]).

Образцы церковной проповеди. Слово в 8-ю Неделю по Троице.[593 — Полн. собр. соч. преподобного Иоанна Сергиева, (Кронштадтского) т. II, стр. 416.]

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, свершившей невиданные деяния — исцеление многих больных и чудесное напитание пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно учит нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Давший нам жизнь и Питающий её, Врач душевный и телесный, Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в нашу пищу и наслаждение. Он гремит в круге небесном и страшно блистает молнией и изводит ветры из сокровищниц Своих. A потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными Божьими дарами, будем благодарны за них Господу, а также и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысел платить Ему любовью. По мере Его к нам щедрот, будем взаимно щедры к ближним нашим. Если будем так поступать, то земля не перестанет изобильно плодоносить, ибо, по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел, и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требуют более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и — взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве послушать сладкое, животворное Его слово и исцелиться от своих недугов! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не учит ли Он этим и нас всех милосердию и состраданию друг к другу? Да, Он подает Собой нам пример всякой добродетели.

«Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан. 13:15), говорит Господь, конечно, имея в виду возможности каждого ин нас. Вы не можете исцелить? Но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовью, помочь ему, чем и как можете. Или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду или обувь, и прочее. Также нынешнее евангелие учит нас и тому, чтобы не сомневались уделять ближнему и из малого, по силе своей. Ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий бедному не беднеет. (Притч. 28:27[594 — Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.]). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. A эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми?

И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. (Пс. 144:13[595 — Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн