Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

Его своим Царем! Мысль была крайне опасная, так как неминуемо повлекла бы за собой поголовное восстание против римлян и ускорила бы гибель народа, еще не до конца воспользовавшегося благовестием. Поэтому Христос, скорбя о глубоком неразумии закосневшего в своем упрямстве народа, оказавшегося столь тупым к пониманию тайн царства Божьего, поскорее отправил апостолов обратно за озеро, а Сам, отпустив волнующийся народ, удалился на гору, чтобы там в уединеной молитве найти желанное успокоение.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 8-ю Неделю по Троице

Арсения, митроп. Киевского. Собрание, слов, бесед и речей, т. I, изд. 1874 г.

Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, ч. I, стр. 61.

Григория, арх. Казанского и Свияжского. Соч. т. I, стр. 124.

Евсевия, арх. Могилевского. Пр.на воскр. и пр. дни, стр. 276.

Николая, епископа Алеутского и Аляскинского. Проповеди. НьюИорк. 1897 г. стр. 214.

Путятина, Р. прот. Полное собрание поучений, изд. 1876 г. стр. 120.

Сергиева I., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочипенип, т. II, стр. 399, 403, 405, 408, 413.

Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 71.

Шумова, свящ. Сборн. общ. поучений, стр. 133.

Дьяченко Г., свящ. Ежеднев. поучения, стр. 165.

Лядского Α., свящ. Поуч. на дни воскресные, распол. по порядку воскр. Евангелий. Харьков. 1891 г., стр. 159.

9-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (69): от Матфея, 14:22–34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Практический очерк содержания рядового чтения

Из евангельского чтения девятой недели, где говорится о плавании апостолов по бурному морю, мы усматриваем: в каких случаях беды и напасти жизни особенно опасны для нас? Это бывает тогда, во-первых, когда мы подвергаемся обуреванию волн житейского моря одни, без общения с Господом, Который оставляет нас (ст.22, 24); во-вторых, когда среди бед и напастей мы предаемся крайнему смущению и страху, не прибегая к молитве и Божьему заступлению (ст.26); в-третьих, когда оставляем корабль, несущий нас по житейским волнам, т. е. Церковь, (ст.29, 30); в-четвертых, наконец, когда предаемся сомнению и неверию в Божий Промысел (ст.31).

Как ни однообразны с первого взгляда кажутся предметы, предлагаемые проповеднику этим евангелием; однако ж, при внимательном рассмотрении, он может и здесь найти множество разнообразных и поучительных тем для гомилетической разработки.

Буря и тишина, каждая отдельно, дают повод к назидательным размышлениям и богатым нравственным приложениям.

(Ст. 23) представляет случай беседовать о молитве.

(Ст. 24) — о том, что жизнь есть море, обуреваемое волнами.

(Ст. 26) — о причинах смущения и страха в нравственной жизни.

(Ст. 27) — о том, что малодушие в бедствиях не свойственно истинным христианам.

(Ст. 30 и 31) — как мы должны поступать в опасностях жизни?

Не следует предаваться отчаянию в бедствиях. Вопль нужды, возносимый от земли, слышится на небе. О маловерии в опасностях жизни. О нехристианском взгляде на разрушительные явления природы. К чему должно служить воспоминание о том, что Господь спасал нас из нужд и опасностей? Где велика нужда, там близка небесная помощь. Корабль на мореобраз Церкви Христовой в мире. И т. п.

Что побуждает нас к молитве?

«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине» ст. 23.

Проведя день в трудах, Иисус Христос заканчивает его молитвой и этим примером учит нас молиться

1. Первое, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье повеление.

а) Бог не напрасно заповедал нам молиться. Не Он имеет нужду в наших молитвах, но мы нуждаемся в них.

Он знал ограниченность нашей природы, которая так легко теряет из виду свою высшую цель, и потому дал нам заповедь чаще возносить свой ум и сердце от земли к небу, непрестанно молиться (1 Фес. 5:17[603 — Непрестанно молитесь.]), «и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псал. 49:15), «молитесь во всякое время духом» (Ефес. 6:18[604 — Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.]).

б) Можем ли мы безнаказанно нарушить заповедь Премудрого?

Можем ли не повиноваться благой и угодной воле Всеблагого (Добрейшего)? Подчиненный исполняет волю земного царя, и называется тогда верным подданным; сын следует совету родного отца и называется тогда послушным сыном; слуга внимает приказаниям господина и называется тогда усердным слугой. Как же мы хотим называться христианами и не внимать воле Христа, не следовать Его примеру? Его воля не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо!

2. Второе, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье обещание об услышании молитв.

а) «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23), — сказал Иисус Христос и дал нам этим не только радостнейшую уверенность в успехе наших молитв, но и лучшее наставление, как мы должны молиться. Ибо молиться во имя Иисуса Христа значит просить Бога о причастии всех благ, даруемых нам во Христе; просить Его помощи и утешения во всех наших добрых предприятиях, во всех нуждах материальных и духовных, и вверять нашу судьбу и жизнь в руки Отца, Который вблизи всех, призывающих Его.

б) Возражение. Может быть, кто-нибудь думает: «неужели Творец ради меня нарушит великий и постоянный порядок творения? Что моя жизнь в цепи необъятной вселенной, как не одна капля в океане? В состоянии ли мой молитвенный вздох изменить решение Неизменного, поколебать или поправлять всеобщие законы, искони начертанные для неба и земли?»

Нет! Бог не нарушает великого порядка, не изменяет, согласно с ограниченными и часто суетными желаниями людей, законов, однажды Им определенных; но Он, от вечности все Ведающий, как сотворил все, так и промышляет обо всем. Прежде сотворения Он держал уже в Своей руке судьбы всех людей и определил их, сообразно со Своим правосудием и благостью. Он тогда уже видел всех нас, все наши дела, нужды, молитвы. Он предвидел, чего мы будем желать и что нам полезно; но Он предвидел также и то, как мы будем молиться, и, сообразно с нашей волей и Своей всеблагой мудростью, определил наш жребий.

Будем ли мы после этого пренебрегать молитвой? Не все ли наши молитвы бывают услышаны, когда мы молимся по воле Божией? В этом уверяет нас слово Божие (Псал. 6:10;[605 — услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.] Мф.7:7,[606 — Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;] 11;[607 — Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.] Лук. 18:6–7;[608 — И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?] Псал. 33:16,[609 — Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.] 18[610 — Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.] и др.)

3. Третье, что должно побуждать нас к молитве, это — наши нужды.

а) Слабы и ограничены мы и наши ближние. Мы не можем, при всей нашей заботливости, определить участь завтрешнего дня; при всей нашей силе — отклонить удара, который, быть может, в эту минуту готов поразить нас; при всем нашем искусстве — продлить жизнь на мгновение или прибавить к росту один дюйм.

Если мы надеемся на «князей,» то скоро испытаем, что в них «несть спасения.» Если ты полагаешься на свою собственную силу, мудрость, славу. то когда-нибудь непременно сознаешься с премудрым, что и это — суета (Еккл. 1:14[611 — Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!]). Скажешь ли: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды?» Но в другое время ты узнаешь, что ты «жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апок. 3:17) и т. д.

б) Один Бог, от Которого исходит всякое благо (Иак. 1:17[612 — Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.]), может помочь нам в нужде. Он может и хочет помочь. Ему мы должны молиться и в Нем искать прибежища, — и Он избавит нас от всякой скорби и нужды (Псал. 54:18;[613 — Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой.] 45:2;[614 — Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах.] 21:6;[615 — к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.] 109:1;[616 — Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.] 120:8[617 — Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.]).

4. Четвертое, что должно побуждать нас к молитве, это — сила молитвы, дающая покой и надежду нашему сердцу. Кто не знает этой силы, тот никогда усердно не молился.

а) Когда среди трудов и забот земных наши взоры обращаются к небу; когда в минуты нужд, скорбей, опасностей, искушений наше сердце вопиет к Богу о помощи и утешении — не изливается ли тогда мало по малу высшее успокоение в наши души?

б) Почему мы так мало находим утешения в скорбях, помощи в нуждах, спасения в опасностях, надежды в трудах? Потому что не молимся, как следует?

Истинный Божий молитвенник никогда не остается без божественного утешения и помощи. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8).

Христианское наставление о молитве

«Взошел на гору помолиться» (ст.23).

1. Молись.

а) Научись знать высокую важность и значение молитвы.

Один разум говорит уже тебе, что ты совершенно зависишь от Бога, Виновника твоего бытия, что у тебя нет ничего истинно доброго, чего не

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн