Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

дал бы тебе твой Творец.

То же самое говорит тебе еще яснее слово Божие (Иак. 1:17[618 — Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.]).

Но это слово Божье говорит тебе также и о том, что Всеблагой (Добрейший) Отец Небесный, Который охотно хочет дать тебе все истинно доброе, желает, чтобы ты молился Ему об этом. (Мф.7:7[619 — Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;]).

Познай отсюда высокую важность и значение молитвы! Бог хочет дать тебе всевозможное благо временное и вечное, но условием с твоей стороны должна быть молитва.

б) Не пренебрегай молитвой.

Каждый своим духовным опытом может убедиться, что, по мере того, как пренебрегается молитва, душа становится беспечнее, недовольнее и неспособнее к духовным занятиям.

Поэтому не пренебрегай молитвой, как бы ни было у тебя много других занятий, не требующих отлагательства.

Если ты правильно пользуешься временем, то можешь делать одно и не оставлять другого.

в) Молись в особенности тогда, когда Дух Божий движет твое сердце и, таким образом, побуждает тебя к молитве.

Дух Божий есть не только Дух благодати, но и молитвы. (Зах. 12:10[620 — А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.]).

Когда Он движет твоим сердцем, когда Он влечет тебя к молитве — особенно тогда Молись. Ибо именно тогда ты можешь по настоящему молиться: Дух Божий молится тогда за тебя и в тебе (Рим. 8:26[621 — Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.]).

2. Молись правильно.

а) С благоговением и от сердца.

Остерегайся быть в числе тех молящихся, о которых говорит Исаия (29:13[622 — И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;]).

Помни, напротив, как Сам Иисус Христос учит молиться (Иоан. 4:24[623 — Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.]).

б) Молись во имя Иисуса Христа.

Когда твое собственное имя грешника приводит тебя в страх и трепет и ты не осмеливаешься приблизиться к Богу; то пусть имя Спасителя дает тебе дух бодрости.

Сам по себе и по своим собственным заслугам ты не можешь ничего испросить себе от Бога, но по заслугам Иисуса Христа — всё. (Иоан. 16:23[624 — и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.]).

в) Молись без вражды и сомнения (Mар. 11:25;[625 — И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.] 1 Тим. 2:8;[626 — Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;] Иак. 1:6[627 — Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.]).

г) Молись с покорностью.

Молись, а не требуй.

Молись и выражай в молитве твою волю, но подчиняй эту твою волю воле Отца небесного, по высокому примеру Иисуса Христа (Мф. 26:39[628 — И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.]).

3. Молись часто.

а) Отделяй ежедневно для молитвы несколько часов, в особенности утро, полдень, вечер.

Прекрасный образец в этом отношении мы видим у Даниила (6:10[629 — Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.]).

б) Молись так часто, сколько позволяет тебе твое время и твои, свободные от занятий, мысли.

Хорошо уже и то, если мы определяем особенные часы для молитвы; но молитва не должна ограничиваться только этими случаями.

Нет, молись так часто, как только могут тебе позволить твоя душа и твои мысли; ибо они никогда не могут иметь лучшего предмета для себя, кроме Бога (1 Фес. 5:17;[630 — Непрестанно молитесь.] Ефес. 6:18[631 — Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.]).

в) Воздыхай из глубины сердца к Богу даже и тогда, когда ты не имеешь времени выразить ясными словами твою молитву.

Бог не имеет нужды в твоей молитве, чтобы узнать о твоих нуждах. Он знает их лучше тебя самого.

Но для тебя благодетельно — выражать их в молитве.

Когда для этого недостает у тебя свободного времени, то знай, что один благоговейный вздох к Богу есть уже для Него молитва.

4. Довольствуйся тем ответом на молитвы, какой Господь дает тебе испытывать при каждом отдельном случае.

Видение результата молитвы есть славное преимущество истинных христиан (Мф.7:7–8[632 — Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.]).

Оно состоит обыкновенно в исполнении просимого (Иоан. 16:23[633 — и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.]).

Но это исполнение может иногда замедляться, иногда состоять в том, что Бог дарует иное, чем чего просят, иногда даже в отказе молитвы, но, однако, всегда во внутреннем утешении и успокоении.

Будь доволен каждым из этих результатов молитвы, какой Господь по Своей премудрости дает тебе испытывать!

Три вещи, необходимые чтобы направить плавание нашей жизни с Христом

«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (ст.24).

И наша жизнь есть плавание по морю. На этом море бушуют бури и волны. Всякий кормчий, при своем плавании, полагается главным образом на кормило, на полярную звезду (компас) и на якорь. Эти три вещи необходимы также и нам.

1. КормилоКрест.

Наше кормилокрест, тогда мы плаваем безопасно.

а) Если нас преследуют, или если зависть, ненависть и гнев нас обуревают: мы взираем на Крест Христов. Крестом спасется тот, кого невинно преследуют злобные враги: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34).

б) Тоже самое, если гнетут нас труды жизни и мы изнемогаем под их тяжестью. Как труден был Крест Спасителя? «Если кто хочет идти за Мною … возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24) и т. д.

в) Точно так же, если удручает нас бремя грехов. Христос умер за наши грехи. «На кресте разорвано рукописание наших грехов.»

г) Точно так же, если мы терпим страдания и болезни. Божественный Страдалец переносил с терпением жесточайшие страдания на Кресте. Кто хочет не унывать в страданиях, пусть взирает на Голгофский Крест.

д) Точно так же, если приближается к нам смерть. Крест прогоняет злого врага; Крест дает утешение, отверзает небеса.

2. Полярная звездасовесть. Кормчий при управлении кораблём смотрит на определенную звезду. Тогда он не ошибается в своем направлении. И мы также не ошибаемся, если всегда взираем на совесть.

а) Совесть говорит: «делай то, что добро, оставляй то, что зло!»

Ты хочешь присвоить себе чужое добро; ты видишь нужду и т. д. следуй голосу своей совести! «Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей» (Сир. 32:24),

б) Совесть награждает и наказывает. Делай и впредь всегда то, за что ты получил от совести столь радостную награду; оставляй всегда то, за что был ею наказан. «Совесть — истинное домашнее судилище.»[634 — Святой Григорий Назианзин.]

«Спокойствие злых уже при их жизни погребено во аде.[635 — Святой Амвросий in рsаlm. XLV.]

в) Вледствие продолжительного греха совесть может притупиться и заснуть. Если ты можешь делать зло без упреков совести, то это очень худо.

г) Но совесть может также обостряться. Мы должны быть всегда внимательны к нашим мыслям, словам и поступкам. Это — наша главная задача.

д) Подавленная совесть может наконец еще пробудиться. Внимай такому голосу и спасай еще покаянием твою душу в последний час. Это — зов благодати.

3. Якорьнадежда. Если какой-либо кормчий опасается, чтобы его судно не раздробилось об скалы, подводные камни или мель, то он забрасывает якорь. Так и мы: надежда — наш якорь, который спасает корабль.

а) Если возникают искушения к чувственным удовольствиям, к несправедливым выгодам, к непозволительным радостям; то это — наша скала. Почему нужно преодолевать, не пользоваться, оставить прибыль другому? Тут спасает только надежда, что победа вознаградится на небе высочайшими радостями.

б) Не удастся иной раз нам труд, тогда является великое искушение к унынию, зависти и т. п.; это — наша скала. Тут спасает только надежда на небесную награду. «Обыкновенно труд бывает легок, если думают о награде; надежда на награду служит поэтому утешением при труде.»[636 — Блаженный Иероним на 10 гл. Евангелия от Матфея.]

в) Часто встречают от людей за все свои подвиги оскорбительную неблагодарность. Это — скала и искушение; нечего более делать. Надежда на небесную награду должна тут воспламенять нас к дальнейшей деятельности для блага людей.

г) Точно так же, если гнетет нас бедность и нужда: небо — богато.

д) Точно так же, если мы должны плакать о жалком состоянии мира: слезы осушатся.

Кто правит кормилом великого корабля, именуемаго миром?

«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (ст.24).

1. Причины, побуждающие нас предложить такой вопрос.

Вопрос: кто правит кормилом мира? возбуждается в нас при взгляде на нынешний особенный, знаменательный и беспокойный дух времени.

а) Если посмотрим на нынешнее время, как оно представляется само по себе, то увидим, что это есть время всеобщего движения и перехода к чему-то другому непонятному и неразгаданному, — время страшной вражды и великих заблуждений и т. д.

б) Если посмотрим на то, что в этом времени происходит, то найдем новые поводы к беспокойству и опасениям.

а. В каком состоянии находится теперь христианская Церковь вообще? Что она представляет нам в настоящее время, как не «лодка … на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный,» — ветер неверия и религиозных прений; ветер ложной религиозной свободы или религиозного космополитизма; ветер не христианской веротерпимости или индеферентизма?

b. В каком положении находятся гражданские общества? Как заботятся здесь о том, чтобы законы имели свою силу? Каковы общественные нравы и жизнь? И что делается для их очищения и облагорожения и т. д.

в) Если посмотрим на все это, то не

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн