Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

без причины возникает вопрос: кто правит кормилом мира среди этих волн и смятений.

2. Ответ на него.

Указав повод к вопросу: кто правит кормилом мира? постараемся также и ответить на него.

а) Правящий кормилом мира есть Иисус Христос.

Если это так, то никто другой, кроме Него, не может укротить ветры и море (Мф. 8:26[637 — И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.]), и водворить тишину, как в природе, так и в сердцах своих учеников (Марк. 4:39[638 — И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.]).

а. Хотя и кажется, будто не Христос правит кормилом, будто Он спит (Мф. 8:24[639 — И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.]), и между тем, как Он спит, возрастает буря за бурей, одна сильнее другой; в этих волнах ученики Христовы действительно находятся в опасности погибнуть (ср. Мф. 8:25;[640 — Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.] Mар. 4:38[641 — А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?]).

b. Хотя и кажется, будто бы князь мира сего держит в руках своих кормило; ибо дела его всюду входят в моду, распространяются с быстротой молнии, приобретают всесветное одобрение и защищаются с безрассудной отвагой; чада мира сего, мудрые и могущественные, делаются его орудиями к исполнению его предприятий.

с. Но это только так кажется, а на самом деле правит кормилом Иисус Христос. Конечно, исконный враг наш не перестает еще и ныне быть богом нераскаянного мира (2 Кор. 4:4[642 — для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.]); но однако, как он, так и мир, находится под властью Иисуса Христа. Только один Иисус Христос правит кормилом, ибо все подчинено Ему (28:18;[643 — И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.] Евр. 2:8[644 — все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;]); Он не терпит, чтобы кто-либо разделял власть с Ним, ни даже чтобы кто-либо был Его советником (Рим. 11:34[645 — Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?]).

б) Но если Иисус Христос держит кормило мира, то как Он тогда правит им?

а. Что Он правит с мудростью даже там, где мирская мудрость видит буйство, об этом знают, в этом уверевы все.

b. В этой неисследимой мудрости Своей Он попускает злу, враждующему против Его царства, достигать крайнего разлива, хотя Он и ненавидит зло.

с. Этому злу Он полагает пределы, далее которых оно не прейдет.

d. Он охраняет и защищает своих верующих, то предостерегая их от опасностей, то умножая их благодатные силы в уме и сердце.

в) Когда таким образом сам Иисус Христос правит кормилом мира; то верующие в Него могут оставаться в совершенном спокойствии.

а. Они должны только крепко держаться Его, как во время тишины, так и во время бури.

b. Они не должны только оставлять корабля, несущего их по житейским волнам, т. е. Церкви.

с. Во время нужд и опасностей они должны взывать к Нему с несомненной верой и упованием (ст.30).

d. Обращать Его наказание к прославлению Его чудес (ст.31. 33).

Заключение. Иисус Христос правит кормилом мира! Да послужит эта истина предостережением для тебя, дерзающего понять разум Божий.

Но для тебя, маловерный, эта истина должна служить утешением: «не бойся; Я есмь Первый и Последний» (Апок. 1:17–18[646 — И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.]).

Иисус Христос спасает нас от всех бурь

«Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня!» (ст.30).

Буря бушевала на море; Петр вопиет в страхе. Но Спаситель простирает утопающему руку — и он спасен.

Часто и вокруг нас свирепствуют бури; мы взываем в страхе: Господи спаси нас! Является Спаситель, — и мы спасены. А именно:

1. При волнующих сомнениях.

а) Сомнения в Божественном откровении, в истинах и правилах веры, происходят или от высокомерия, или от заблуждающегося разума. Высокомерный не хочет подчиниться Богу и Его приговорам, он хочет быть равен Богу.

Великий грешник старается, но напрасно, успокоить себя, и сомневается в бытии Божием, правосудии, бессмертии, суде и наказании.

Заблуждающийся разум не хочет верить тому, чего не может понять, чувственно испытать или доказать.

б) Такие сомнения низвергают в великие грехи. Они беспокоят и волнуют. Великая была буря сомнений у Савла, y блаженного Августина, y всех новообращенных. Только если Христос является нам в истинном виде, мы бываем спасены.

в) Христос принес истину и учение именно с неба, следовательно, они должны превышать наше разумение. Он засвидетельствовал свое учение чудесами. Он под клятвой сказал, что Он есть Сын Божий, следовательно, Он учит истине, а такие свидетельства мог дать только высочайший праведник или истинный Сын Божий. Его апостолы положили за Него свою жизнь. Но самым очевидным доказательством служит основание, продолжение и слава Церкви. Кому, следовательно, Иисус Христос истинно является, тот спасен от сомнений.

2. При обуревающих страстях.

Часто волнуются и свирепствуют в нас страсти. Мы погибаем, если они доходят до исступления, если они неукрощены. Но является во время Христос и мы спасены.

а) Мы бываем оскорблены. Мы хотим разразиться гневом, и чего мы тогда не в состоянии сделать? Но является Христос, и нам приходит на мысль; «благословляйте проклинающих вас,» «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,» «Прощайте до седмижды семидесяти раз!» (Матф.18:22) — Мы спасены.

б) При обуревании плотской похоти — для охранения от нее мы подумаем только о Христе, как Он распял за нас свою плоть, как Он искупил нас бесценной кровью; как Он недопускает нам искушаться выше сил и проч.

в) Волнует ли нас жажда корысти к похищению чужой собственности — мы вспомним только Христа, Который был беден, ничем не обладал и говорил: что пользы, если вы приобретете весь мир и проч.?

Так со всякими страстями.

3. При обрушивающихся на нас нуждах.

Нужды и горе приводят многих к зависти, исступлению, богохульству, отчаянию и т. д. Если постигает нас такой случай, мы погибли нравственно и вечно; но является Христос, и мы спасены. Примеры:

а) Мы бедны. Иисус был также беден. Он дал нам право на благодеяния богатых, сделал всех братьями между собой, и обещал и бедным и богатым небо.

б) Мы страдаем болезнями. Но что пострадал Иисус Христос и с каким терпением? Путь к небу идет через Голгофу.

в) Мы терпим потери. Если только не теряем души и спасения, то в небе будет награда.

г) Нас удручает совесть. Прибегнем к покаянию! Иисус Христос спасает нас тогда своими заслугами.

Как Иисус Христос помогает нашей слабой воле и укрепляет ее?

«Господи! спаси меня» (ст.30)

Апостол Петр, обуреваемый волнами моря, взывает о помощи.

Mоре есть человеческая жизнь, то тихая, то бурная! Бури — внутренние страсти. Волны — злые подстрекательства извне. Ученики — борющиеся люди. Корабль — слабая воля человеческая. Иисус Христосвсегдашний Спаситель в нужде. Он укрепляет волю. Каким образом?

1. Своей благодатью.

Иисус Христос приобрел нам благодать, ниспослал Святого Духа, установил Святые Таинства, как проводники благодати. «Не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога» (2 Кор. 3:5[647 — не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.]).

Когда мы достигаем этой благодати?

а) Если мы просим об ней: «призови Мя и изму тя.» (Псал. 49:15[648 — и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня]). Мы просим благ временных, почему же мы не просим благодати? «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). «Близок Господь ко всем призывающим Его» (Псал. 144:18).

Делай это, кто расположен к гневу и т. д.

б) Если мы крепко держимся Церкви. В ней хранилище благодати. Отделяясь от Церкви, мы отделяемся от Христа и непричастны Его благодатным сокровищам. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5).

в) Если мы достойно принимаем Святые Таинства. Что производит в нас таинство причащения, брака и т. д.?

г) Если мы усердно содействуем благодати. Божественная благодать и человеческое усилие должны действовать вместе. Поле приносит плоды только тогда, когда Бог благословит, а мы трудимся «Споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам» (2 Кор. 6:1[649 — Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.]).

2. Своей верностью, примером и любовью.

а) Иисус Христос верен. Он исполнил свое Слово, что мы не будем искушены выше сил, — и эта верность поощряет и укрепляет нашу волю.

б) Пример Иисуса Христа в пустыне научает, как мы не должны допускать себя до греха, но тотчас отвращаться от него. Вначале мы еще довольно крепки.

в) Иисус Христос бесконечно любит нас: мы должны платить Ему той же любовью в опасностях и искушениях. Эта любовь Иисуса Христа к нам и наша кНему может сделать весьма многое. Чего не в состоянии сделать уже человеческая любовь, например, любовь матери, если дитя в опасности, — дочери, если мать лежит больна, — друга в отношении к другу?!

3. Своими угрозами и обетованиями.

Угрозы и обетования — самые обыкновенные средства воспитания. Чем угрожают родители? Что обещают они? И что делают потом дети, если они не испорчены и не поступали до сих пор несправедливо? Эти средства помогают?

Иисус Христос угрожает нам адом и обещает небо: не должно ли это помогать нам, поощрять и укреплять нас? Как бы мы оставляли зло, если бы не было страшной угрозы?

Бог угрожает нам не из ненависти, а из любви; Он угрожает, потому что любит. Чего мы не в состоянии были бы сделать, если бы нам за особенное усилие предложили кучу золота?! Мы могли бы сделать необыкновенно много; мы преодолели бы величайшие трудности. Но небо более золота.

Только в общении с Христом мы можем найти добрый покой в беспокойствах жизни

«И, когда вошли они в лодку, ветер утих» (ст.32.)

Мы видим из нынешнего Евангелия, в каком смущении и страхе находились апостолы среди бурного моря, когда не было

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн