Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

с ними Господа. Но — явился Иисус Христос, и Своим словом ободряет их (ст.27), а когда Он взошел к ним на корабль, то море тотчас успокоилось: «ветер утих».

Отсюда мы можем видеть: где нам нужно искать покоя в беспокойстве жизни, именно, — только в общении с Христом мы можем найти добрый покой в беспокойствах жизни.

1. Если мы находимся в общении со Христом, то можем спокойно встречать все бури и невзгоды жизни, ибо тогда с нами Тот, Которого и ветры и море послушают (Мф.3:27[650 — И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.]).

2. Если мы находимся в общении со Христом, то можем быть спокойны среди беспокойной жизни, ибо мы знаем тогда, что ничто не случается с нами без воли Отца небесного.

3. Если мы находимся в общении со Христом, то можем быть спокойны среди беспокойной жизни, ибо тогда наше сердце делается чище и лучше, душа спокойнее и довольнее; тогда укрощаются самые страшные бури и самые грозные волны, таящиеся в нашей собственной груди, в наших страстях и похотях. A если только они перестают свирепствовать в нас, то и вне нас все бывает спокойно.

4. Если мы находимся в общении со Христом, то можем спокойно продолжать беспокойную жизнь; ибо тогда озаряет нас блаженная надежда будущей славы и, подобно приветливой путеводной звезде, рассеивает временную мглу скорбей и указывает на славную цель.

Корабль на мореобраз церкви Христовой в мире.(ст. 24)

1. Против нее восстают многие и грозные волны.

2. Маловерные души взывают со страхом и смущением: Господи, спаси ны, погибаем! (ст.30 ср. Мф.8:25[651 — Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.]).

3. Господь укрощает бурю и спасает Своих верующих (ст.32).

Бури сердца благодетельны, как и бури природы (ст 21)

1. Буря очищает воздух, скорбьсердце.

2. В буре укрепляется корень дерева, в скорби — сила сердца.

3. После бурь небо становится яснее и земля покойнее; после бури смерти настанет новое небо и новая земля, где будет свет, незаходимый и покой непрестанный.

Крест и молитва

«Господи! спаси меня» (ст.30).

1. Крест учит нас молиться.

2. Молитва помогает нам побеждать крестные страдания.

II. Апостольское учение. Зачало (103): 1-е Послание к Коринфянам 3:9-17

9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —

13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Практический очерк содержания рядового чтения

Апостольское чтение этой недели изображает высокое достоинство пастырей и учителей Церкви. Каждый пастырь церкви есть «споспешник» (соработник) Божий, которому вверено Божье достояние (поле), — архитектор, которому поручено созидать Божье «здание» (ст.9-10). Его обязанность — закладывать твердое основание в сердцах своих пасомых, назидая их не на другом каком-либо основании, а на Χристе, поэтому каждый из них смотри, как строит (ст.10). Сообразно с великим значением пастырей Церкви, велика будет и ответственность их перед Богом. День второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа явит, что каждый из пастырей, как архитектор, назидал на этом основании: из золота, серебра, драгоценных камней, т. е. чистое и правое учение, или же из дерева, сена, соломы, т. е. учение еретическое и неправославное. Если дело его выдержит испытание, то он получит награду (ст.13). Если же оно найдено будет еретическим, то сгорит, т. е. будет осуждено, а сам он спасется, не огнем, а как бы огнем, ежели только покается (ст.15). (Толков. Никифор. in h. 1. ср. Златоуст, Феодорит). Поэтому какими премудрыми архитекторами должны быть пастыри Церкви в назидании Божьего храма — душ верующих? «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (ст.16, 17).

Главнейшие темы, предлагаемые этим зачалом для церковных поучений, могут быть следующие:

Что такое пастырь Церкви и за кого нужно его почитать?

«Мы соработники у Бога» (ст.9).

1. Что такое пастырь Церкви?

Ответим на этот вопрос яснее.

а) Пастырь Церкви есть соработник Божий (ст.9), служитель Христов, строитель Божьих тайн (1 Кор. 4:1[652 — Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.]).

Пастырское звание — не от человек и не человеческого происхождения, но от Бога и божественного, ибо сказано (1 Кор. 12:28;[653 — И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.] Ефес. 4:11[654 — И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.]).

Для получения такого звания пастырь Церкви облекается силой свыше, через святительское рукоположение, сообразно с Божьим повелением (1 Тим. 4:14;[655 — Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.] 5:22;[656 — Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.] 2 Тим. 1:6[657 — По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;]).

Когда внутреннее и внешнее призвание так соединяются вместе, тогда пастырь Церкви является соработником Божьим, возделывающим Божье поле, архитектором, созидающим Божье здание (ст.9, 10).

б) Для надлежащего исполнения своих святейших обязанностей, пастырь Церкви снабжается необходимыми дарами, — естественными: учением, познаниями и проч. и благодатными, сообщаемыми ему в таинстве священства, без которых он никак не мог бы быть способен «к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова.» (Ефес. 4:12[658 — к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.]).

в) Как такой служитель Христов, как строитель тайн Божиих и соработник на пажити Христовой, — пастырь Церкви имеет великую власть — не мирскую, а духовную, данную ему Верховным Пастыреначальником и возгреваемую в его сердце благодатью Святого Духа. Он имеет право:

а. учить своих пасомых вере;

b. совершать для них богослужение;

с. руководить их на пути благочестивой жизни; и

d. вязать и разрешать, отпускать грехи и удерживать (Иоан.20:23 [659 — Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.]).

2. За кого нужно почитать его?

Узнав, что такое пастырь Церкви, спрашиваем теперь: за кого нужно почитать его?

а) За кого почитают его вообще? Ответ на этот вопрос слышится различный, смотря по степени просвещения или невежества, господствующих в народе.

а. Некоторые смотрят на на него, как на человека крайне неприятного и докучливого, одно появление которого производит какое-то замешательство, стеснение и в мыслях, и в чувствах, и в словах. Так смотрели на Иисуса Христа гергесяне (Мф.8:34[660 — И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.]).

b. Другие считают его за своего подчиненного, если не за своего слугу, который будет служить им, когда угодно и в чем угодно.

с. Иные смотрят на него, как на какое-то зловещее лицо, которым они пугают себя и своих детей и встречи с которым всячески избегают.

d. Есть и такие, которые считают его не более, как за притчу во языцех и, как против такого, могут направлять все стрелы язвительных насмешек.

е. Только немногие смотрят на него, как на служителя Христова, как на споспешника Божия, и оказывают ему вследствие этого подобающее уважение.

б) За кого же нужно его почитать?

а. Естественно за того, кто он есть на самом деле, ни более ни менее.

b. Воздавать ему должное: честь и уважение, как его сану, так и его личным достоинствам (Лук. 10:16;[661 — Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.] 1 Тим. 5:17[662 — Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.]); «кто почитает священника, тот почитает Христа; а кто обижает священника, тот обижает Самого Христа;»[663 — Святой Иоанн Златоуст бесед. 17 на Матф.] — мзду за труды (1 Тим. 5:18;[664 — Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.] Гал. 6:6;[665 — Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.] 1 Кор. 9:13[666 — Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?]).

с. Если почитают пастыря Церкви за того, кто он действительно есть, и воздают ему должное, то и повинуются ему, поскольку он имеет власть повелевать и поскольку он повелевает не что другое, а то, что повелевает Бог в Своем Слове и что служит к пользе и благу душ! (Евр. 12:7,[667 — Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?] 17;[668 — Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.] Иоан. 13:20[669 — Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.]).

Нет ничего ужаснее и достойнее великого наказания, как христианинсоблазнитель

«Каждый смотри, как строит» (ст.10).[670 — Этот текст может служить особенно прекрасной темой для проповеди или речи законоучителя в учебных заведениях, перед началом учения. Все дневное зачало дает ему богатые мысли о том, как важна ответственность учителей, принимающих на себя обязанность воспитания детей.]

Каждый христианин, кто бы он ни был, и в каком бы звании ни состоял, должен так вести свою жизнь, чтобы его поступки не только удовлетворяли его собственной совести, но и назидали других. Посему «каждый смотри, как строит» (ср. Фил. 2:4;[671 — Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.] Рим. 15:2[672 — Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.]).

Но что сказать о тех христианах, которые не только не назидают своими поступками ближних, но, напротив, соблазняют их?

1. Нет ничего ужаснее христианина соблазнителя.

Чтобы получить полное отвращение к соблазну, достаточно иметь правильное о нем понятие.

а) Что такое соблазн? Это всякое дурное слово и дело, которое может служить для ближнего источником нравственного растления.

б) Что такое соблазнитель? Величайший враг Божий, жесточайший убийца своих братьев, сообщник диавола, антихрист, как называет таких людей Слово Божие (1 Иоан. 2:18[673 — Дети! последнее время. И как вы

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн