Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.]).

в) Что может быть ужаснее соблазнителя? Приходят в ужас от поджигателей, воров, убийц, отравителей, но какого ужаса достоин христианин, который всюду разносит заразу греха, отнимает у своих братьев благодатную жизнь, предает их в рабство диаволу, низвергает в ад?

Достаточно иногда иметь одного такого человека или такую женщину, чтобы Церковь лишилась многих своих верных членов. Сколькие между нами сохранили бы до сих пор обеты крещения, если бы не встречались с соблазном и соблазнителями!

Но что можно подумать о тех, которые делаются виновными в этом грехе? Могут ли они вспомнить без содрогания о своем преступлении, особенно, когда они обязаны были самым положением своим давать добрые примеры, как например, отец, мать, руководитель и т, д.?!

2. Нет ничего более достойного великого наказания, как соблазн.

Каких наказаний должны ожидать себе соблазнители?

а) Наказания временного: презрения, бесславия, Божьего проклятия. Могут видеть пример на змее, который был орудием соблазна прародителей. Бог проклял его, осудил пресмыкаться по земле, сделал его предметом отвращения всех людей (Малах. 2:8–9[674 — Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.]).

б) Наказания духовного: увеличивается тяжесть грехов, которых почти невозможно загладить всецело. Как вы исправите вину, которую вы причинили вашему брату, лишив еге невинности, научив его злу? и если он умрет в этом состоянии, не вы ли низвергли его в ад? Голос его крови не будет ли сильнее крови Авеля непрестанно взывать об отмщении вам?

в) Наказания вечного. Каких наказаний вы должны ожидать себе в другой жизни? Если вы встретитесь в аду с той же самой душой, которая вами низвергнута туда — какое для вас мучение в вечности? A если вы найдете там многих, быть может, ваших собственных детей, слуг — каково тогда будет ваше положение? «Кто вовлекает во грех, тот совершает большее преступление, чем тот, кто грешит только за себя.»[675 — Ориген. Соmm. in Mаth. 3.]

Заключение. Что же? Неужели соблазнителям нет надежды на спасение?

Есть. Нет греха, побеждающего Божье милосердие. Примером служит Давид (Псал. 50).

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог»(ст. 17).

Храм, за растление которого апостол угрожает Божьей карой, есть вы — слушатели. «Разве не знаете, что вы храм Божий?»(ст. 16, ср. 2 Кор. 6:16;[676 — Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.] 2 Кор. 1:21–22;[677 — Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.] Ефес. 2:22[678 — на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.]). Поэтому, с какой благоговейной осторожностью христианин должен обращаться с христианином? И чего достоин тот, кто расхищает это Божье достояние, разрушает Божье здание, растлевает Божий храм, который есть вы (ст.9, 17)?

1. Как мы делаемся виновным в этом ужасном преступлении?

а) Когда намеренно вовлекаем ближнего во грех, желая сделать его соучастником наших беззаконий. Сюда относятся:

а. все лжеучители, которые не только не являются премудрыми архитекторами, созидающими дело спасения ближних на едином основании — Христе, но напротив стараются разрушать Божье здание, растлевать Божий храм в сердцах верующих, распространяя между ними мрак лжи и заблуждений, обольщая их своими нечестивыми правилами и учением. О них говорит апостол (2 Петр. 2:17–19[679 — Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.]).

b. Похотники и развратники, поправшие стыд и совесть, которые «не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32), привлекая к себе других обещанием греховного удовольствия (Премуд. 2:6-12[680 — Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;])!

A сколько есть таких между именующими себя христианами! Каким именем назвать их (1 Иоан. 2:18[681 — Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.])!

б) Когда ненамеренно вводим ближнего во грех, не из желания его погибели, а по своей опрометчивости, легкомыслию и неосторожности в словах и поступках. Таковы:

а. Tе «люди, которые, довольствуясь собственной совестью, нимало не заботятся о внешней стороне своих действий, поскольку они не думают о том, что их ближние судят их гораздо чаще по их внешним делам, чем по их совести. Ибо наша совестьперед Богом, а наши внешние дела — перед людьми.»[682 — Блаженный Августин 10:9.] Об этом говорится у апостола (Рим. 14:13;[683 — Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.] 1 Кор. 8:9-13;[684 — Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.] Фил. 2:4[685 — Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.]).

b. Праздные слова и беседы злы; они, по нашей опрометчивости и легкомыслию, чаще всего служат камнем преткновения для немощных братий. Такие речи слушают с вниманием, как Ева речи диавола.

с. Беспорядочное поведение, которое не может не действовать разрушительно на совесть людей, нас окружающих. Пример завлекает.

2. Какое наказание ожидает нас за такое преступление?

а) Того покарает Бог! Это значит: «кто растлевает душу ближнего своего, того долготерпеливый, но правосудный Бог, наконец, самого разрушит праведным судом Своим и попустит ему оставаться вечною развалиною жизни, попираемою темными сялами.»[686 — Митр. Филарет, Тв. Святых Отцов. 1848. 2.] (Ср. Рим. 1:25–26;[687 — Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;] 2 Петр. 2:12[688 — Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.]).

а) но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, сказал Иисус Христос (Мф.18:6–7[689 — а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.]).

«Вовлекая других во грех, вы будете вдвойне наказаны»[690 — Святой Иоанн Златоуст бесед. 25 к Рим.] (1 Kор. 10:12[691 — Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.]).

Ничем так люди не пренебрегают, как своей душой

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (ст.16)?

Какое высокое достоинство приписывается нашей душе? Душа названа храмом Божиим!

Не должно ли это возбуждать в нас особенной заботливости о чистоте, благолепии и украшении души?

И однако — ничем так люди не пренебрегают, как своей душой.

1. Неудивительно, если вы пренебрегаете души других, ибо вы нерадеете в первую очередь о своей собственной душе. «Что касается до меня, говорит блаженный Августин, то я желал бы быть лучше лошадью и всякой другой вещью большей части христиан, чем их душей; ибо они оказывают более заботливости, любви и привязанности ко всякой другой вещи, чем к своей душе.»[692 — Блаженный Августин lib. dе аnimа.]

Нельзя ли сказать этого и о вас? Сколько раз в неделю вы даете корм вашей лошади? — В неделю? Спрашиваете вы; я был бы очень плохим хозяином, если бы не давал корму два раза в день.

A сколько раз вы даете пищи вашей душе, не говорю в день, в неделю, в месяц, но в целый год?…

Я лучше желал бы быть вашей лошадью, чем вашей душой и т. д.

2. Взгляните на всю вашу жизнь, посмотрите на то, что вы делаете с утра до вечера, от начала до конца года, — и вы увидите, что ни о чем так мало вы не заботитесь, как о вашей душе и служении Богу, для Которого она создана.

Утром вы молитесь небрежно, иногда даже одеваясь или прохаживаясь. Вечером вы читаете молитвы, полуспя и полусидя, с таким же почтением, как если бы вы разговаривали со своим слугой. Остальное время дня вы не думаете более о Боге и не говорите о Нем. В воскресные и праздничные дни вы приходите в церковь, но душу оставляете дома, — и так проходит год за годом, до смерти.

Но скажите по совести: так ли вы обращаетесь с другими вещами, которые вас интересуют?

3. Если вы имеете поле, не обрабатываете ли вы его с утра до вечера, не удобряете ли, не пашете ли, не сеете ли? С какой заботливостью вы печетесь обо всем, что есть в вашем доме? Сколько раз вы посещаете свои житницы, чтобы там ничего не пришло в беспорядок, не затерялось, не испортилось? Ваша бережливость простирается даже до ничтожного огарка свечи. A душа — это Божье поле, Божье здание, Божий храм оставляется вами в крайнем небрежении!

Не безумно ли так много заботиться о том, что куплено ценой крови Сына Божьего? Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (Марк. 8:36[693 — Ибо какая

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн