Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?]).

Ο высоком достоинстве нашей души

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (ст.16).

Как низко иные лжеучители ценят душу человека!

Но не так ценит ее Слово Божье, не так говорит о ней Дух Святой, устами апостола: текст!

1. Откуда мы узнаем это достоинство?

Наша душа создана Богом Отцом, искуплена Богом Сыном, освящена Богом Духом Святым. В этом заключается ее величайшее достоинство.

а) Она создана Богом.

а. «Человек! ты образ, нарисованный самим Богом; ты начертан великим Художником и Живописцем.»[694 — Святой Амвросий Lib. 13 еx. с. 8.]

Высоко ценят произведение искусства, нарисованное кистью знаменитого художника. Не нужно ли высоко ценить душу уже потому, что она происходит от Самого Бога?

b. Если художник трудится с особенным старанием, то говорят: он выразил в своем произведении свою душу. Но наша душа сотворена Богом непосредственно, по образу Божию; она есть Божье дыхание. Как велико ее достоинство?!

с. Земля, солнце, звезды суть прекрасные творения Божьи. Но они — преходящи, следовательно, не имеют такого достоинства, как бессмертная душа.

б) Она искуплена Богом Сыном.

а. Его слезами. Он плакал. Α о чем плачут, то дорого.

b. Его потом. Для спасения души Он обливался кровавым потом на горе Елеонской.

с. Его кровью. «Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но сам Бог был ценой нашего выкупа.»[695 — Святой Иоанн Златоуст Ноm. in. рs. 48.]

в) Она освящена Духом Святым.

а. Через Крещение. Порча первородного греха уничтожена. Оставшаяся наклонность ко греху не есть грех, но может служить поводом к добродетели, к победе через борьбу.

b. Через миропомазание душа запечатлена дарами Духа Святого, а мы ценим очень высоко то изображение, в котором, по-видимому, живет дух художника.

с. Через доступ к Богу в молитве. Через это душа озаряется истинным светом, а приятный свет придает художественному произведению великое достоинство. Молящийся дух дает душе истинный блеск. Дух Божий, по апостолу, помогает нам молиться.

d. Через крещение, миропомазание и освящение душа становится храмом Духа Божия. Какое величайшее достоинство!

2. Еак мы можем ценить это достоинство?

Мы ценим душу, как храм Божий и образ Божий, если не оскверняем ее грехом, очищаем от греха и украшаем добродетелями.

а) Если мы не оскверняем души.

а. Когда император Феодосий узнал, что жители Антиохии влачили по грязи статую его супруги, то он приказал разрушить город. Что сделает Бог нам, если мы оскверняем Его образ и храм?

b. Мы держим наше тело в чистоте и не терпим грязи на лице и т. д. Какой разумный человек может осквернять свою душу?

с. Владетель прекрасных картин прогоняет слуг и служанок, если они осмеливаются намеренно портить и грязнить изображения.

б) Если мы опять очищаем душу от нечистоты.

а. Изящные произведения искусства чистят время от времени: почему же не очищают души?

b. Одежду, руки, лицо и прочее моют часто: почему же не омывают души?

с. Когда загорелся дом Зевкса, он сказал: «пусть горит все, спасите только мне моего Адониса!» Так и мы должны лучше потерять все, лишь бы только спасти нам прекраснейший образ, нашу душу, через святое покаяние.

в) Если мы украшаем душу добродетелями.

а. Наши дорогие картины мы ставим в золотые рамки и т. д. Для чего? Какой здесь скрывается урок относительно наших душ?

b. Апеллес говорил: «ни одного дня без одной черты!» Так и мы должны ежедневно исправлять свои души.

с. Один знаменитый художник сказал, что он для того так усердно трудится над картиной, чтобы увековечить ее. Но, картина не существует вечно, а душа.

Высокое счастье душ, в которых живет Дух Божий

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (ст.16)?

Многие на этот вопрос апостола, отвечают утвердительно и ссылаются на свое крещение (Иоан. 3:5[696 — Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.]), на миропомазание (2 Кор. 1:21–22[697 — Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.]).

Но живет ли Дух Божий в вас еще теперь? На это есть несомненные признаки. Вы должны о них знать (Рим. 9:1[698 — Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом.]). Если вы храм Божий, то все, о чем вы думаете, что говорите и делаете, должно происходить перед Богом, с Богом и в Боге. Благо вам, если это так (Рим. 14:17[699 — Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.]); если вы имеете Духа с Его семью дарами, с Его святыми плодами (Ефес. 5:9[700 — потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.]).

1. Там — правда.

Не какая-либо только гражданская правда, которую может иметь и язычник. Не фарисейская также (Мф.5:20).

Правда, создаваемая в нас Духом Святым, состоит в том, если мы прежде всего отвергаемся собственной правды (Исаии 64:6[701 — Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.]) и ищем нашего оправдания и спасения во Христе (Исаии 45:24[702 — Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.]), если мы потом стараемся исполнять то, что праведно и благочестно перед Богом (Рим. 8:14[703 — Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.]).

Так возникает в нас правда, имеющая силу перед Богом (2 Кор. 5:21[704 — Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.]). И если мы чувствуем еще в себе немощи, то Дух Божий способствует нам в наших немощах (Рим. 8:26[705 — Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.]). Как велико счастье такого сердца! (Псал. 31:1–2[706 — Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!]).

2. Там — мир.

Как дорог мир для страны! И однако это только тень в сравнении с миром сердца.

Не мир, который дает мир, который держится только на деревянных подставках.

Мир сердца, в котором живет Дух Святый, выше всякого разумения. (Филип. 4:7[707 — Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.]).

Мир с Богом (Рим. 5:1[708 — Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.]). Без этого мира Бог постоянно держал меч и лук в Своей деснице (Псал. 7:13[709 — если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его.]). Никто тогда не осмеливался взывать: Авва Отче! Каждый удар молнии был стрелой, направленной против грешника. Но Дух Божий во Христе разрушает стену между нами и Богом.

Этот мир не на бумаге только подписан и скреплен печатью. Совесть чувствует его. Где была буря (Псал. 37:2[710 — Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.]), там водворилась тишина, подобно тому, как больной, по прошествии мучительной болезни, погружается в успокоительную дремоту.

Хотя диавол и не оставляет нас в покое, но удваивает свои нападения; однако: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30). Дух Божий защищает храм, в котором Он живет. Конечно, бывают минуты скорби, но мир не нарушается (Исаии 54:10[711 — Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.]). Осаждаемая крепость должна выдержать много нападений, но она отражает штурм. Врата адова не одолевают мира души, в которой живет Дух Божий.

3. Там — радость.

Где мир, там и радость (Псал. 84:9[712 — Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.]). Дух Святой есть дух радости (Псал. 50:14[713 — Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.]), — не мирской, но о Господе. Эта радость остается и в печали. (Иоан. 16:22[714 — Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;]).

Где Дух Божий, там все служит радостью, все утешением, что другим, не имеющим Его, служит бременем: божественные истины, Евангелие, богослужение (Псал. 121:1;[715 — Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».] 72:28[716 — А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].]), трапеза Господня, труд, звание, крест (Псал. 41:12[717 — Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.]), смерть. С миром и радостью предает дух свой Богу христианин, в котором живет Дух Божий.

Заключение. Вы уверены в своей правде, мире и радости о Духе Святом; остерегайтесь говорить: мир и нет опасности (1 Фес. 5:3[718 — Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.]). Капля удовольствия приносит бездну неприятностей.

Не заключайте врат души своей для Духа (1 Фес. 5:19[719 — Духа не угашайте.]).

Ты имеешь уже Духа Божьего и однако не чувствуешь вполне своего счастья? Знай, что Дух раздает свои дары различно (2 Кор. 7:11[720 — Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.]). Тогда я скажу тебе: ты имеешь правду и мир также, только твоя радость еще несовершенна. Терпи! она придет (Иов. 8:20–21[721 — Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.]).

Невыразимое горе душ, от которых удаляется Дух Божий

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (ст.16)?

Все мы прияли Духа Святого в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. Но сохранили ли мы то, что прияли?

Давид молит Бога, чтобы Он не отнял у него Духа Своего (Псал. 50:13[722 — Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн