Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

не отними от меня.]); —значит, Духа Святого можно лишиться. Пример Саула (1 Царс. 16:14[723 — А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.]).

Да не подумает кто-либо, что Дух Святой действует в этом случае, подобно страннику, который останавливается, где и пока ему угодно, и идет, куда ему вздумается. Дух Божий пребывает в нас до тех пор, пока мы не допускаем в свою храмину духа нечистого (Лук. 11:24–25[724 — Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным;]). Тогда ясно замечается Его удаление, как больной замечает, что его силы потеряны. И горе тем, от которых Он удаляется (Осии 9:12–17[725 — А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники. Поражен Ефрем; иссох корень их, — не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами.]).

1. Души, от которых Он удаляется.

а) Вообще — грешники, которые оказываются недостойными Его присутствия, — которые не веруют во имя Единородного Сына Божия, — выражается ли это в открытом презрении (1 Кор. 1:23[726 — а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.]) или в тайной нераскаянности и злобе.

Далее те, которых «дела злы» (Апок. 3:15[727 — знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!]). Христос и Велиар не могут жить вместе. Дух Божий удаляется мало по малу и, наконец, совершенно оставляет душу.

б) Особенно это бывает с грешниками ожесточенными и закоренелыми, которые ненавидят свет. Дух Божий еще сильно действует на них (Иоан. 16:8[728 — и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:]), но все напрасно; они противятся (Деян. 7:51[729 — Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.]), не хотят исправиться (Быт. 6:3[730 — И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.]). Тогда сыноположение Духа обращается в ярость и гнев. «Но они,» говорится об израильтянах, «возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Исаии 63:10).

2. Горе, испытываемое такими душами.

а) Благодатные действия Духа Божия оставляют их. Он не действует в них уже так сильно, как прежде. Свет становится тьмой (Рим. 1:28). Он оставляет их, как Христос гергесян (Мф.8:34), как оставляют бесплодное поле, если видят, что всякий труд потерян.

б) Дух нечистый вступает в обладание такими душами. Где удаляется Дух света, туда вступает князь тьмы. Когда Дух Божий отступил от Саула, то вместо него пришел дух злой. Иуда Искариотский (Иоан. 13:27[731 — И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.]). Тогда бывает с такими людьми хуже, чем прежде (Лук. 11:26[732 — тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.]).

в) Страдают непрестанным угрызением совести. Злой дух не давал покоя Саулу (1 Цар. 16:15;[733 — И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;] 23[734 — И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него]). Можно заглушить иногда голос совести, но она снова пробуждается и вопиет еще сильнее. Такой человек уже осужден.

г) В таком состоянии нет надежды на спасение. Он не приходит к свету, и не обличатся дела его. Бесплодная смоковница теперь проклинается (Мф.21:19[735 — и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.]).

Заключение. Пусть не говорят: Бог не может совершенно оставить души; Он долготерпелив, но есть конец Его долготерпению (Иерем. 15:6[736 — Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать.]). Не обращен ли в пустыню Святой град, Иерусалим?

Но должен ли я, после этого, предаваться отчаянию? Нет, Дух Божий опять приходит, если ты молишь Его. Пусти Его в свою храмину!

Образцы церковной проповеди. Слово в 9-ю Неделю по Троице.[737 — Палладия, епископа Рязанского и Зарайского (ныне митрополита Санкт-Петербургского).]

«Петр видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

(Мф.14:30–31.)

Слышанная ныне нами евангельская история представляет нам, братие, много знаменательного и поучительного. Однажды ночью ученики Христовы одни, без Божественного Учителя своего плыли по морю: поднялась сильная буря, которая угрожала им потоплением; в это время вдруг видят они Господа, по водам к ним шествующего, и приходят в страх и смущение, говорили: это призрак! (Мф.14:26) Иисус Христос успокоивает их словами: это Я, не бойтесь. Но апостол Петр, желая, как бы еще более удостовериться в истине видения, просит себе у Господа позволения идти также по водам: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. (ст.28) Получив позволение, Петр вышел из корабля; но став на море, испугался и начен утопати, возопи, глаголя: Господи, спаси мя! Иисус Христос простирает к утопающему Свою руку и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

В этом евангельском повествовании, братия, мы не можем не усматривать образ нашего плавания по житейскому морю. Остановим же на столь многознаменательном событии свое внимание и извлечем из него хотя некоторые уроки к своему назиданию.

Апостолы ночью плыли по морю, одни без Господа и Учителя своего, — и вдруг подымается сильный противный ветер и настает страшная буря, которая угрожает им крушением. Что и все мы в этом мире, как не пловцы по великому морю жизни? Глубокая ночь греховная покрывает нас в этом плавании; корабль, в котором можем безопасно совершать свое плавание и достигнуть такого пристанища вечно блаженной жизни, есть святая Церковь. И на нас среди этого плавания часто восстают бури, разные беды и напасти, которые легко могут повергнуть нас в бездну погибели.

Мы подвергаемся такому опасному обуреванию тогда, когда остаемся одни, без всесильной помощи Господа, когда через грехи свои удаляемся от Него, и Он в праведном Своем гневе, оставляет нас самим себе — собственным нашим силам, и отъемлет от нас благодатную Свою помощь. Но когда Господь с нами, когда Он говорит: это Я, не бойтесь, тогда нам нечего страшиться; никакая буря не сокрушит нас, никакое зло не может с нами приключиться.

Апостолы приняли Спасителя в корабль свой, ветер утих, и они поплыли спокойно; так точно, когда Господь с нами и сохраняет нас Своей благодатью, то всякая опасность для нас прекращается, и мы можем неуклонно и беспрепятственно идти к истинной цели своего назначения. Даже и тогда, когда настанет для нас последняя буря жизни, если наш Божественный Покровитель будет с нами, мы не убоимся зла, как царь-пророк исповедует о себе: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; (Пс. 20:4) Итак, если желаем, среди опасностей моря житейского, обрести безопасность, и, по окончании плавания, достигнуть блаженной вечности, то остережемся, чтобы своими грехами не огорчать Господа, своим своеволием не удаляться от Него, и из-за этого не лишиться Его благодати.

Чему еще учит нас нынешнее евангельское событие? Оно учит, что и среди великих бед и опасностей мы отнюдь не должны предаваться отчаянию. Ночью, среди моря, на небольшом судне застает апостолов сильная буря: где и как искать спасения? Нет с ними Божественного их Учителя, Которого ветры и море слушаются (Мф. 8: 27). Он Сам бдит над возлюбленными Своими учениками; среди ужасов опасности вдруг является к ним, трепещущим от страха, и успокаивает их: дерзайте, это Я, не бойтесь! Так, братия, когда и нас среди плавания по волнующемуся морю жизни постигают беды и напасти, то мы никак не должны думать, что Господь совсем оставил нас, если только мы не отвратили Его от себя своим ожесточением во грехах и нераскаянностью. Среди всевозможных бедствий, самых тяжких испытаний, мы не должны впадать в безнадежное уныние или отчаяние, но с твердым упованием и молитвой должны обращаться к Господу и от Него ожидать помощи, Господь беспредельно благ и многомилостив; Он всегда готов явиться на помощь всем, призывающим Его с верой и особенно тогда, когда, по-видимому, не остается им никакой надежды спасения.

Итак, бедствующие в этом мире, все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. (1 Петр. 5:7)! Обращайтесь к Господу все, находящиеся в большей или меньшей опасности жизни: Он спасет и вас, как спас учеников Своих на море во время бури. Обращайтесь ко Господу все падающие духом при виде множества грехов своих и боящиеся праведного Божьего гнева: Он, сделавшийся для всех нас искупительной жертвой, ниспошлет вам мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Филип. 4:7). Обращайтесь к Господу, страждущие различными болезнями: Он всемогущ и исцелит вашу болезнь, даже и такую, в которой не может помочь вам никакое искусство человеческое. Обращайтесь к Господу все в истинных нуждах своих, какого бы рода они не были: всем, с твердым упованием к Нему притекающим, Он подает несомненную помощь и спасение.

Евангельское повествование показывает и то, где особенно и наиболее мы подвергаемся большей опасности временной и вечной погибели. Апостолы находились в великом страхе бури и сильного морского волнения; но не выходя из корабля, они не испытали такой беды, какой подвергся апостол Петр, который, по своей пытливости, оставив корабль, бросился в море и едва не погиб в волнах его. Чему мы учимся отсюда? Тому, что

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн