Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

собой. Очевидно, настал момент их погибели. Если свирепая буря еще не в состоянии была до сих пор поглотить их, то дух злобы теперь довершит их бедствие, и они не избегнут страшной участи. И вот при виде этого страшного призрака, они вскрикнули от ужаса и руки у них бессильно опустились. Им и в голову не приходило, что это к ним приближался не дух-губитель, а их милосердый Учитель, чтобы избавить их от великой опасности и вновь засвидетельствовать перед ними Свое всемогущество и власть над стихией. И действительно, сквозь рев свирепой бури раздался бесконечно любящий и ободряющий голос: «ободритесь, это Я, не бойтесь.» В опасности люди чрезвычайно чутки ко всякому ободряющему голосу, подающему надежду на спасение, и когда они услышали этот голос, то тотчас же узнали в нем голос своего Учителя. A если это Он, то значить они спасены, и пусть сколько угодно ярится море, они уже находятся под непреоборимой защитой своего тихого пристанища. Быстро закипела работа, и ученики направили лодку на встречу своему Учителю, чтобы принять Его к себе. Но вечно порывистый в своих действиях, Петр не можеть терпеть и этого промедления. Он готов бы полететь на встречу к своему Учителю, чтобы поскорее пасть к Его ногам и возблагодарить Его за благовременное спасение от страшной опасности. Но — увы — человек крайне ограниченное существо: он не только не имеет крыльев, чтобы летать по воздуху, но даже слишком тяжел, чтобы ходить по водам. Однако, если Учитель идет по пенящимся гребням валов, то не может ли последовать Ему в этом и глубокопреданный ученик? Христос исцелял всевозможные немощи в людях и давал даже жизнь умершим: не может ли Он дать и Своему ученику способность преодолеть силу своего тяготения, и, подобно Ему Самому, пойти по разъяренной стихии? Быстро пронеслись эти мысли в горячей голове Петра, и он, пылая верой во всемогущество своего божественного Учителя, восторженно воскликнул Ему: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.» Просьба была самоуверенная, но Христос удовлетворил ее, чтобы последовавшим испытанием показать ему, что если человек и в состоянии иногда освобождаться от ограничений своей немощной природы, то именно только под влиянием и с соизволения высшей божественной природы.

«Иди,» отвечал ему Христос, и Петр пошел к Нему навстречу, ступая по волнующейся стихии, как по твердой земле. Это было необычайное чудо, и притом совершавшееся уже не только Самим божественным Учителем, но и Его учеником. Совершая свое необычайное путешествие, Петр волновался разнообразными чувствами — и веры и самоуверенности. Но когда в нем преобладала вера, он мог безопасно ступать по воде; когда же в нем шевельнулась самоуверенность, тотчас же возвратилась вся прежняя человеческая немощность, свирепые волны отняли у него мужество, и он начал тонуть. В самой его самоуверенности заключалось сомнение, так как свою способность хождения по воде он уже не столько приписывал всемогуществу своего божественного Учителя, сколько своему высокому духовному совершенству. И за эту самоуверенность должен был поплатиться новым страхом. Начав тонуть, он быстро сознал свой духовный грех и испуганно воскликнул: «Господи! спаси меня.» Христос смиловался над Своим, слишком самоуверенным учеником, и простер к нему руку, высказав при этом легкий укор: «Маловерный! зачем ты усомнился?» Затем они оба вошли в лодку и по мановению Христа разъяренное озеро стихло. Все это произвело на всех глубокое впечатление, и все бывшие в лодке подошли и поклонились Христу, громко провозглашая: «Истинно Ты Сын Божий!» Как ученики, так и бывшие с ними лодочники или случайно попавшие в лодку пассажиры теперь окончательно убедились, что Галилейский Учитель, происходивший из презренного Назарета, был более, чем человек, в Нем было нечто божественное и царство Его не от мира сего, и это свое убеждение они и выражали тем, что называли Его Сыном Божьим.

В изложенном евангельском чтении, кроме исторической его стороны, заключается и другой глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики целую ночь боролись со свирепой бурей, с Церковью Христовой, море с миром, бурю с гонениями на Церковь. Сколько раз бывало в истории, что Церковь подвергалась страшным бурям, которые, по-видимому, готовы были поглотить ее, но всякий раз она выходила невредимой из этих бурь, потому что Христос с высоты Своего престола постоянно видит ее в бедствии и в крайней нужде оказывает ей благовременную помощь. Часто дела принимали такой оборот, что, по-видимому, все должно было рушиться. Вздымались яростные волны сектанства, лжеучения и лжеумствования, и корабль Церкви бессильно бросало и било свирепой стихией, так что сами кормчие теряли надежду на спасение и думали, что Христос оставил их на произвол стихий. Но всегда оказывалось, что Христос никогда не оставлял своей Церкви и всякий раз приходил к ней на помощь и притом как раз в тот момент, когда она более всего нуждалась в Его помощи. История этой борьбы Церкви Христовой с яростными волнами житейского моря будет продолжаться до конца веков, пока не настанет четвертая стража мировой жизни, когда Христос явится в последний раз как Победитель стихий мира сего и водворит нескончаемый мир царства славы.

Но вынесенная учениками буря знаменательно изображает собой и ту бурю, которая бывает в человеческой жизни, как духовной, так и телесной. Она изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас и снаружи и изнутри, и, наконец, бурю тех опасностей, которым мы часто подлежим в своей жизни. В жизни даже благочестивых христиан бывает немало бурных времен, которые наступают или под влиянием сынов мира сего, или под влиянием исконного врага человеческого рода, посевающего повсюду семена раздора и страстей, или, наконец, наступают и вследствие попущения Самого Господа, когда Он в высших промыслительных целях находит необходимым или благовременным подвергнуть испытанию даже праведников, как это не раз бывало в истории даже с великими представителями веры и благочестия. Но доблесть истинного христианина и заключается в том, чтобы он не поддавался отчаянию, а боролся до последней возможности, в полной уверенности, что рано или поздно, хотя бы около четвертой стражи его жизни, Господь увидить его борьбу, сжалится над ним и придет к нему — подать руку помощи. В этой уверенности заключается истинный якорь спасения для христианина в борьбе с обуревающими его духовными и телесными напастями, и история многочисленными фактами доказывает, что она никогда не посрамляется.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 9-ю Неделю по Троице

Филарета, арх. Черниговского. Слова и беседы. Чернигов. 1863, стр. 74.

Григория, арх. Казанского и Свияжского. Соч. т. I, стр. 140.

Сергия, архиеписк. Владимирского, годичный круг слов. Владимир, 1898 г., стр. 65.

Евсевия, арх. Могилевского. Беседы на воскр. и празд. дни, стр. 284.

Виссариона, еписк. Костромского. Поучения, говоренные в Костроме. М. 1897, стр. 95.

Сергиева, И. (Кронштадтского) прот. Полн. собр. сочинений, т. II, стр. 421, 423.

Смирнова, П. свящ. прот. Слова и речи. Спб. 1886, стр. 57.

Белоцветова,Круг поучений.

Шумова, П.Сборник общепонят. поучений. стр. 171.

Некрасова. свящ. Сбор. поучений на воскр. и празд. дни, стр. 56.

Лядского,Поучения на дни воскресные. Хар. 1891, стр. 164.

«Проповеди,» Изд. ред. журн. «Странник,» за 1864 г., стр. 411.

Дьяченко, Г. свящ. Ежед. поучения.

10-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 17:14–23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Практический очерк содержания рядового чтения

В Евангелии десятой недели изображается слабая вера и указываются средства к ее укреплению. Слабость веры:

1. Обнаруживается в бессильной борьбе против зла (ст.14–16) и заслуживает справедливого обличения и негодования Иисуса Христа (ст.17); ибо мы так давно находимся в общении с Ним и, однако, не могли еще приобрести совершенной веры в Него.

2. Укрепляется Иисусом Христом, ибо Он

а) может удалить все препятствия для веры — зло в нас (ст.18);

б) может, посредством укрепленной веры, сделать нас способными к совершению величайших дел (ст.19, 20)

в) и мы со своей стороны не должны пренебрегать употреблением необходимых средств к укреплению веры, именно: молитвой и воздержанием (ст.21).

Круг предметов, предлагаемых этим Евангелием для гомилетической разработки, весьма необширен. Важнейшие истины, о которых проповедник может беседовать с церковной кафедры, могут быть следующие:

Ο поклонении Богу

«Подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего» (ст.14).

Обыкновенный человек большей частью только просит, если молится. Он подобен бедному, который приходит в дом богатого только потому, что он в чем-либо нуждается, терпит, например, голод, но никогда для того, чтобы с ним радоваться; он следует за человеком зажиточным по пути только для того, чтобы выпросить у него что-нибудь, а не для того, чтобы в сопровождении с ним провести время.

Но есть не одна молитва просительная, а и хвалебная и благодарственная. Всегда только просить Бога значит быть своекорыстным и выставлять свое неудовольствие напоказ. Человек в нынешнем Евангелии сначала поклонился Спасителю, а потом уже сказал: Господи, помилуй сына моего.

Почитать Бога, славословить Его, удивляться Ему, благодарить Его, радоваться с Ним, значит поклоняться Богу. Как мы можем и должны поклоняться Богу?

1. В наших делах. Мы можем и должны поклоняться Богу во всем, что мы делаем, — в наших делах.

а) Мы находимся дома, лежим в постели, спим, пробуждаемся, вкушаем пищу и т. д. Если мы теперь при каждой перемене нашего положения, напр., при пробуждении, после стола и проч. возвышаем наше сердце и мысли к Богу, испрашиваем Его благословения, благодарим Его за сон и пищу; то это называется поклонением. Через это освящается вся наша дневная деятельность.

б) Мы идем в церковь, чтобы там провести в служении Богу больше времени, чем это возможно дома.

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн