Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

Тут мы молимся и благодарим Господа вместе со священнослужителями.

Если идут сюда с добрым настроением, то уже одно оставление земных занятий, один уже шаг во храм Божий, одно благоговейное знамение крестом, каждое коленопреклонение есть уже поклонение Богу.

A если с телом поклоняется Богу и душа в благодарных и хвалебных молитвословиях, то поклонение — полное.

в) Идут на дела своего звания. Сеют, косят, жнут, куют, пишут, учат и проч. Если все это делается с любовью к Богу, то каждый удар молотка, каждый взмах косы, каждый почерк пера и т. д. есть уже поклонение: «да будет воля Твоя!»

г) Воспитывают ли детей. Если воспитывают их благочестиво — увещаниями, исправлениями и примерами; если хотят усердно вести их опять к небу, от которого их получили, и дети слушают и принимают в себя доброе семя воспитания: то это — поклонение: «оставите детей приходити ко Мне!»

д) Мы приходим в соприкосновение с людьми. Если мы заботимся, чтобы при этом обращении не произошло ничего худого, радуемся с радующимися, утешаем печальных, помогаем угнетенным: то это поклонение Богу.

е) Человек имеет великого врага, и этот враг — он сам со своей гневной раздражительностью, враждолюбием, завистью, ленностью и т. д. Если теперь человек мужественно борется с этим врагом — с самим собой, побеждает злые влечения, делает это перед очами Божьими: то это — поклонение Богу.

ж) Каждый человек имеет страдания, один больше, другой меньше, один раньше, другой позже. Если человек с терпением и постоянством переносит страдания, если он страдает с любовью к Богу, чтобы приобщаться страстям Христовым: то это — лучшее поклонение Богу.

з) Если, наконец, всякое добро, какое имеют, приписывают не себе, а благодати Божьей; если не ищут от людей похвалы и чести, а одному Богу воздают честь за всякое добро: то это — возвышенное поклонение Богу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (Мф.4:10[743 — Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.]).

Так мы можем и должны поклоняться Богу в «наших делах!»

2. В Его делах.

Но мы должны также поклоняться Богу в Его делах, в делах творения, искупления и освящения.

а) Тут есть небо со своей привлекательной синевой, с мириадами звезд, с восходом и заходом солнца, со светящейся луной. Мы поклоняемся Богу в этих делах Его, если удивляемся Его величию и могуществу, если разумно взираем на небо, поражаясь величием небесных событий.

Как многие еще никогда не поклонялись и не удивлялись в этом храме Божьем!

б) Тут есть безграничное пространство воздушное со своими чудными движениями. Туман и пары восходят вверх, дождь, роса, иней падают вниз. Сегодня приятно веет ветерок, завтра свирепствует буря. Вчера было все спокойно, сегодня грохочет гром и сверкает молния. Снег, град и проч. Кто видит тут перст Божий, тот поклоняется.

Но как многие еще не поклонялись здесь Богу!

в) Тут есть земля с бесконечно разнообразной красотой, с горами, скалами, лесами, реками, озерами и т. д. Кто тут с Давидом смотрит на все это, как на подножие Божье, как на дело рук Его, тот поклоняется.

Ах, иной никогда не поклонялся здесь Богу!

г) Тут есть леса с бесчисленными родами деревьев, со своим благодетельным воздухом, со своей кажущейся смертью в зимнее время и со своей жизнью — в летнее, со своими хорами пернатых: если мы умеем тут радоваться и сами возносим хвалебную песнь Творцу, то мы поклоняемся.

Но как часто мы не делаем этого!

д) Мы видим поле с его цветами, плодами и т. д. Только тот поклоняется, кто усматривает в цветке ссозидательный перст Божий, и в плодах — щедрую десницу Божью. Но всегда ли мы это делаем?

е) Мы могли бы жить в пещере, довольствоваться простым покрывалом, питаться хлебом и водой. Но теперь наш стол покрыт разнообразными явствами.

Кто при каждой новой пище, при каждой перемене блюда, при каждом прохладительном напитке думает: «как истинно благ Господь!» тот истинный поклонник Божий.

Как редко мы бываем таковы.

ж) Мы часто встречаемся нашими взорами с крестом, с крещальной купелью и с алтарем в церкви. Если мы чувствуем свою радость, как искупленные, то мы поклоняемся. Но этого часто не бывает, мы не считаем себя счастливее неискупленных!

з) В Писании говорится: «хвалите Бога во святых Его.» Святые суть творения божественного всемогущества и благости (доброты). Мы поклоняемся Богу, если прославляем прославленных Богом святых, удивляемся их мужеству, просим их молитв перед Богом. Но как многие витают своими мыслями не у этих святых, а гораздо охотнее у не святых существ!

Заключение. Мы созданы для служения Богу, поэтому будем поклоняться Ему во всех наших делах.

Бог создал великое и славное вокруг нас и для нас: будем поклонятся ему в Его делах!

Холодность и как бы мертвенность в вере

«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (ст.17)

Неверие возбуждает праведный гнев в Иисусе Христе.

Среди нас нет, конечно, таких, на которых во всей силе падало бы грозное обличение Спасителя. Но есть между нами другой недуг, которым едва ли не все мы страдаем и который также навлекает на нас гнев Божий это — холодность и как бы мертвенность в вере.

1. В чем она обнаруживается?

Мы называемся христианами и притом православно-верующими. Но:

а) Можем ли мы сказать о своей вере то же, что сказал апостол о себе (Гал. 2: 20)? Проникает ли она все наше существо? Так ли почитаем святую Церковь, чтобы охотно принимать и исполнять ее уставы? К сожалению, не так. Мы часто и легко изменяем правилам Евангелия (об уставах Церковных и говорить нечего). Мы христиане только по имени, но не по жизни; мы молимся, но по привычке; веруем, но не сердцем, а устами, и то не всегда (Исаии 29:13[744 — И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;]).

б) Думаем ли, что такая вера может послужить нам во спасение? Напрасно.

Такая вера не спасет нас (Иаков. 2:18–19;[745 — Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.] Кор. 16:13;[746 — Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.] 1 Тим. 6:12;[747 — Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.] 2 Тим. 4:7–8;[748 — Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.] Апок. 3:3[749 — Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.]).

Такая вера опасна: холодный в вере думает, что стоит на прямом пути к спасению, поэтому не вникает в себя и не заботится об исправлении своего сердца и жизни.

2. От чего она происходит?

а) Начало холодности в вере полагается, прежде всего, в нашей юности посредством воспитания.

Дети восприимчивы, впечатления детства остаются на всю жизнь: но как обычно их воспитывают? В одном сословии мало чему учат их, а потому мало внушают понятий о вере. В другом — учат их всему, но при этом менее всего вере.

A такое воспитание может ли возродить в сердце дитяти не только твердую и пламенную, но и какую-либо веру (Гал. 6:7[750 — Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:])?!

б) В зрелом возрасте мы или бессознательно руководимся привычками детства, если они сильно в нас укоренены, или часто совершенно не думаем о Боге.

Природа со всеми своими чудесами не возбуждает в нас благоговейного размышления.

В истории мы изучаем одни мелкие события и не замечаем высшей мудрости и всемогущества.

Человек сам в себе есть чудо — удивительнейшее соединение плоти и духа: но кто создал его таким и почему он таков? Об этом мы не размышляем.

С утра до ночи наше сердце занято житейскими заботами: когда же тут думать о Боге и о предметах веры?! (Мф. 6:21[751 — ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.]).

в) Не размышляя о Боге и духовных предметах сами с собой, мы не любим и внешних побуждений к таким размышлениям.

Слово Божье — наилучшая пища для души и вернейшее руководство к познанию Бога, нами вовсе не читается или читается редко и не так, как следует.

Святая Церковь есть живое училище благочестия: но как мы тут учимся?!

Духовным сочинениям мы предпочитаем книги, проповедующие желания греховного сердца (Иер. 14:14[752 — И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.]) и т. д. Откуда же после всего этого возгорится в нас огонь веры?

3. Как можно избежать ее?

Удалим все эти причины холодности в вере. Детей будем воспитывать не словом только, но и примером в наказании и страхе Божьем.

A каждому из нас слово Божье заповедует поступать так: «люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя» и т. д. (Сир. 6:35–37;[753 — Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.] 37:15[754 — но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни.]).

В страданиях должно просить и молиться

«Подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего»(ст. 15).

Отец просит Спасителя об исцелении сына и, таким образом, прибегает с молитвою к Богу. Это должны также делать и мы. Но с нашей стороны должно быть нечто большее: мы должны обещать Богу исправление и благодарить Его за страдания.

Но что делать в такой молитве?

1. Прежде всего прибегать к Богу.

а) Библейские примеры. Моисей во всякой нужде обращался с молитвой к Богу, — и был услышан. Илия молился, — и дождь выпал, и земля дала плод свой. Хананейская жена обращалась к Спасителю, — и ее дочь была спасена от своего недуга. Капернаумский сотник, человек

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн