Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

в нынешнем Евангелии. Что делал Господь на горе Елеонской и как Он укреплял себя и утешал?

б) Применение. Если заболеет член семейства, иди конечно к врачу, но прежде всего к Богу и проси Его о помощи, как бы ни надеялся ты на искусство врача.

Беден ли ты, обращайся к Богу, и Он укажет тебе благодетеля.

Умирают ли твои родители: проси Бога, чтобы Он заступил тебе место отца.

Угрожает ли несчастье, пусть собираются все домашние или члены общества и помолятся вместе, — и придет помощь, или утешение и укрепление!

2. Обещать исправление.

а) Страдания всех родов хотят исправить нас. Если мы в конце концов исправляемся, то мы в состоянии легко избежать страданий. Отец удерживает розгу, если после сделанной угрозы дети дают обещание исправиться.

Что сделал блудный сын, обессилев от несчастий?

б) Но мы должны потом сдержать наше обещание. К несчастью, бывает очень часто так, что когда Бог наказывает, мы вопием к Нему, а когда щадит, делаемся еще хуже прежнего.

3. Благодарить даже за страдания.

Благодарность за страдания, конечно, трудна, также как и любовь, прощающая врагов; но она должна быть в нас, если мы хотим быть истинными чадами Божиими. Страдания доставляют много добра, они благодетельны; следовательно, благодарите за них.

Иов взывал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).

Павел пишет: «собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:5). Иаков заповедует: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2).

Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех?

«Почему мы не могли изгнать его?» (ст.19).

Ученики жалуются Иисусу, что не могли изгнать нечистого духа из человека, одержимого им.

Мы часто жалуемся, что не можем изгнать из себя греха.

В деле покаяния важнейшее и большее делает Бог. Он пробуждает и призывает к покаянию; Он поддерживает кающегося при покаянии; прощает из милосердия грехи; прилагает к нам заслуги и удовлетворение Иисуса Христа. Но что должны делать мы?

Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех?

Он должен:

1. Принести искреннее раскаяние.

Если грехи, при помощи Божией, узнаны и испытаны, то нужно прибегнуть к раскаянию, именно, к искреннему раскаянию. Оно загладить грехи, поможет их загладить, потому что:

а) Оно есть печаль; эта печаль есть наказание, которое дают сами себе, — и божественное правосудие примиряется; другое наказание — прекращается. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псал. 50:19). «Мы несомненно веруем, что через раскаяние изглаживаются грехи, даже и тогда, если это раскаяние осуществляется при последнем издыхании.»[755 — Блаженного Августина dе роеnit.]

б) Такое раскаяние производит решимость не грешить более, и эта решимость делает то, что до сих пор содеянные грехи заглаживаются, хотя по слабости и проч. опять впадают в эти или другие грехи. Решимость рассекает цепь греха надвое; но она должна иметь силу и важность клятвы!

в) Раскаяние дает новое сердце. Скорбь раскаяния подобна скорби тех болезней, после которых оживают вновь и являются с новыми силами.

2. Исповедать чистосердечно свои грехи.

Полное, искреннее и непринужденное исповедание всегда получает отпущение грехов. Уже иудеи исповедывали грехи свои Иоанну Крестителю. Приемники апостолов наследовали от них полномочие прощать грехи и удерживать, если им не называют грехов. Первые христиане и христиане всех времен исповедывали грехи свои.

Почему же истинное исповедание заглаживает грех?

а) Потому что оно есть следствие истинного самосознания, истинного раскаяния и твердой решимости. «Кто сам себя обвиняет, тот начинает уже быть правым, потому что он не прощает самого себя.»[756 — Святой Амвросий 1. 2 dе роеnit.]

б) Потому, что оно есть самоунижение, а Бог прощает смирению! «Смиренная исповедь способствует большею частию к снятию наказания за грех.»[757 — Ibid.]

в) Потому, что оно есть нечто весьма трудное, а за тем, что трудно сделать, следует внутренняя радость, успокоение, прощение, небо.

г) Потому, что после произнесенного самообвинения всякое дальнейшее обвинение должно прекратиться.

3. Доставить удовлетворение.

Удовлетворение с нашей стороны есть необходимое условие для отпущения грехов. Если мы удовлетворяем, сколько зависит от наших сил, то мы принимаем участие в заслугах Иисуса Христа и в его Εго yдовлетворении. Христос отпущает грехи, но через удовлетворение с нашей стороны мы становимся причастными удовлетворению Иисуса Христа за нас. Какие роды удовлетворения?

а) Мы оскорбили Бога грехами. Молитва, терпеливое перенесение возложенных Им на нас страданий и т. д. служат удовлетворением правде Божией с нашей стороны. «Бог хотя и милосердует о нас, однакож Он взывает к нам и говорит: «дай и ты нечто.»[758 — Святого Иоанна Златоуста бесед. 6 in Mаth.]

б) Мы повредили самим себе — следовательно, пост, самообладание, избежание ближайших случаев ко греху, усилие к вознаграждению опущенного, должны поставить нас в прежнее состояние.

«Ты предавался похоти и опьянению, вознагради то и другое постом.»[759 — Ibid.]

в) Мы погрешали в отношении к ближним: следовательно, милостыня, примирение и проч. «Отдай мне, что должен» (Мф.18:28[760 — Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.]).

Причина неверия заключается в развращении сердца

«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами?» (ст.17)?

Укоряя народ в неверии, Иисус Христос сопоставляет неверие с развращением: о род неверный и развращенный! Отсюда мы можем видеть, где надобно искать причины неверия, как современников Христовых, так и современных нам людей, именно: — в развращении сердца.

Вера и добродетель, неверие и порок так тесно соединены между собой и такое взаимное влияние имеют друг на друга, что на самом деле они не могут быть разделены, а разделяются только в наших понятиях. Поэтому истинное благочестие не только заключает в себе познание веры, но и ее исполнение; и когда говорят о безбожном человеке, то под этим понимают не только того, кто живет без веры, но и того, кто живет без добродетели. Такую глубокую истину открывает нам Иисус Христос: «кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан. 7:17) и наоборот: «всякий, делающий злое, ненавидит свет» (Иоан. 3:20[761 — ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.]). Таким образом — причина неверия заключается в развращении сердца.

1. Христианская вера предлагает истины, которые для доброго, не испорченного грехом сердца, столько же утешительны, сколько и убедительны.

а) О Боге и Его свойствах мы имеем самое отрадное и вместе возвышенное понятие. Ибо, когда мы думаем о самом высочайшем из всего высокого, о самом прекраснейшем из всего прекрасного, о самом благостнейшем из всего благого — то такое Существо Всевышнего, соответствующее всем нашим нуждам и понятиям об истине и благе высочайшем, мы находим в Иисусе Христе — «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). И этот достопоклоняемый Бог находится вблизи каждого из нас (Деян. 17:28[762 — ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».]).

б) Все существует от Него; все держится Его всемогущим Словом; все оживляется Его животворящим Духом: нет ни одного дара, которого бы Он не давал, ни одного жребия, которого бы Он не разделял, ни одного дыхания, которого бы Он не одушевлял. Он бодрствует над самым малым, как и над самым великим.

в) Он управляет Своим миром и нашей судьбой, по тем же самым законам, которые Он заповедал нам исполнять; и эти законы Он прилагает так, что наша свобода не нарушается, но доброе всегда идет вперед и достигается лучшее.

г) В Его царстве нет ничего бесцельного и незамеченного; даже зло существует не только как препятствие, но и как условие для добра, не только как камень претыкания, но и как камень испытания для веры, терпения и добродетели.

Так учит христианство; так научил нас Тот, Кто сошел с неба и сказал о Себе: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9[763 — Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?])! И каждый человек, имеющий сознание истинного достоинства и нужд своей природы, успокаивается с верой и упованием при этих драгоценных истинах.

2. Но человек развращенный делающий злое(Иоан. 3:20[764 — ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.]), не может утешаться и убеждаться такими истинами. Почему?

а) Доброе в нем подавлено: поэтому он не имеет и понятия о высочайшем добре. Свойства, возвышающие человека над животным, в нем или не развиты, или заглушены: поэтому он не может понять сущности Божественных свойств. Он не находит в самом себе никакого руководства для своих мыслей о высочайшем Существе: и исходя из этого не понимает даже и того, что говорит Божественное откровение — собственно говоря, он и не хочет понять его.

б) Мысль о Боге, Который есть наша крепость, и прибежище, и радость, для человека развращенного не представляет ничего утешительного и возвышенного. Как он мог бы спокойно устоять перед Всеведущим, испытующим сердца и утробы (Апок. 2:23[765 — И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.])? Как он захотел бы без позорного стыда, явиться перед Всесвятым, в царство Коего «не войдет в него ничто нечистое» (Апок. 21:27[766 — И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.])? Как он осмелился бы без страха и трепета, предстать перед Правосудным, «Который воздаст каждому по делам его» (Рим, 2:6)? и т. д.

Поэтому он старается, насколько возможно, усыплять всякую мысль, заглушать всякое чувство о верховном Существе.

в) Верующие христиане с благочестивым вниманием рассматривают и удивляются путям Господним на земле; с чистосердечной радостью испытывают, исследуют достопоклоняемые следы Вседержителя в природе и событиях. Но человек развращенный не имеет никакой способности к таким размышлениям, никакой радости от таких открытий. Даже более того, он страшится замечать порядок и мудрость в течении мира и судьбе людей — они заставили бы его познать всемогущую Силу, от которой он не может ожидать себе ничего утешительного. Поэтому он во всем и везде видит, или только игру случая, или предмет, который человеческое коварство, своеволие и страсти переделали по их собственному желанию и направили к их собственным целям.

Заключение. Притч. 4:23;[767 — Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.] Марк. 7:21–22;[768 — Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи,

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн