Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.] Мф.5:8.[769 — Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.]

При каких условиях негодование может быть позволительно и безгрешно?

«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (ст.17.).

Такие слова негодования исходят из уст Господа нашего Иисуса Христа, кроткого и смиренного сердцем, Который не сделал никакого греха (1 Петр. 2:22[770 — Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.]), Кто «истинен, и нет неправды в Нем» (Иоан. 7:18). A из этого примера мы учимся, что негодование, оказываемое нами в жизни общественной и частной, не всегда преступно, но может быть иногда позволительно и безгрешно.

При каких условиях негодование может быть позволительно и безгрешно?

1. Когда оно происходит не из низкого и греховного побуждения (гордости, самолюбия, корыстолюбия и проч.), а из благородного и святого побуждения (славы Божией, блага ближнего и т. д.).

2. Когда оно совершается не самопроизвольно, без всякого на то права с нашей стороны (Рим. 14:4[771 — Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.]), а в круге обязанностей, возлагаемых на нас Церковью и обществом.

1. Когда оно, при всех наших правах на негодование, не преступает пределов христианского благоразумия. Эти пределы ограничиваются достижением благородной цели негодования, исключающим, однако, всякую жестокость и ненависть к тому, на кого мы гневаемся по свой должности и власти.

Пример такого негодования во всех его чертах представляет нам Иисус Христос.

II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 4:9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Практический очерк содержания рядового чтения

В Апостольском чтении десятой недели святой апостол Павел, для посрамления коринфских христиан, тщеславившихся своими совершенствами в добродетели (ст.6–8). изображает уничиженное по внешней видимости состояние апостолов. Если вы, говорит, поистине совершенны в добродетели, богаты и воцарились без нас — ваших учителей, то думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы на заклание и смерть осужденными, потому что мы сделались образцом (ϋεάτρоν) для мира, ангелов и человеков. Мы, апостолы за любовь к Иисусу Христу и за ревность к Евангелию почитаемся безумными, а вы считаете себя мудрыми о Христе. Мы — немощны, а вы — сильны, как имеющие мирскую власть и богатство. Вы считаетесь славными, а мы — бесчестными (ст. 9, 10). Вся наша жизнь исполнена всевозможных лишений и трудов, голода и жажды, гонений и преследований; но при всем том мы, будучи укоряемы, благословляем, — гонимы, терпим, — хулимы, молим за врагов (ст.11–13). Что может быть презреннее праха, выбрасываемого и попираемого? И вот мы, продолжает апостол, пред очами мира, «мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (ст.13). Таким образом, как бы так заключает святой апостол Павел, если мы апостолы, ваши учители, избранные Самим Богом, претерпеваем такие страдания, подъемлем такие подвиги и почитаемся презренными от людей: то как вы, будучи учениками, дерзаете считать себя и мудрыми, и сильными, и славными? Не к постыжению вашему пишу сие, замечает апостол, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих (ст.14), — не для того, чтобы устыдить вас описываю я уничиженную свою долю, а для того, чтобы научить вас подражать мне во всем, как я подражаю Христу. «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (ст.16).

О достоинстве человека не следует судить по его внешней участи

«Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (ст.11).

Такова была унизительная, с первого взгляда, доля апостолов!

Судя по первому впечатлению, многие из людей соблазнялись внешним видом провозвестников Евангелия и даже колебались в их божественном посланничестве. Но они — ошибались. Под покровом нищеты скрывалось величайшее достоинство, — подражание Иисусу Христу (ст.16).

Нередко и мы судим о достоинстве людей по их внешней участи; не оказываем иному, ради его внешней доли, ни внимания, ни части, или обходимся с ним с презрением и холодностью. «Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей» (Притч. 14:20).

Но справедливо ли судить о достоинстве человека по его внешнему виду? Чем виноват бедный, что он родился нищим и незнатным? и т. д.

О достоинстве человека не следует судить по его внешней участи.

1. Объясним это.

Под внешней участью имеются ввиду обстоятельства рождения, звания и состояния, счастливые или несчастные явления, постигающие нас; богатство или бедность, знатность или незнатность, счастье или несчастье (в мирском понимании) — вот то внешнее, чем судьба одного человека отличается от судьбы другого.

а) Если судят о достоинстве человека по этой судьбе, то утверждают, что каждый заслужил ту долю, какую он терпит; что богатый и знатный имеет преимущество перед бедным, незнатным; что больной, жалкий и терпящий нужду заслужил свои болезни и страдания. Одним словом, «внешней участью измеряют нравственное достоинство человека.»

б) Если это мнение о человеке и не всегда высказывается на словах, зато часто обнаруживается в поступках. Что это значит, например, если вы почитаете богатого ради его богатства, знатного ради его звания, а бедного и незнатного презираете? Почему иной честный, способный и заслуженный человек, неузнан и забыт, между тем, как невежда, неспособный, без всяких заслуг, пользуется предпочтением ради своего имущещества, внешнего блеска и т. д.?

в) Основание такого суждения о людях скрывается часто в грехах своекорыстия и чувственности. Кто имеет в себе эти грехи, тот смотрит на людей, только как на орудия к достижению своих видов, но не уважает никого ради его внутреннего достоинства. Но чем слабее разум, чем ничтожнее собственное нравственное достоинство, тем более судят о достоинстве других людей по их внешней участи.

2. Почему не должно судить о достоинстве человека по его внешней участи?

а) Внешние обстоятельства и участь есть нечто случайное и от нас независящее; а то, что делает человека достойным, должно быть его собственным делом и заслугой.

Знатность рода, звание и богатство, суть дары счастья. Человек, конечно, может приобретать себе состояние трудом и бережливостью; может через познания, искусство и ревностную деятельность в своем звании возвышаться над своим сословием, достигать почести и знатности. Но не должны ли быть при этом благоприятные обстоятельства? Не зависит ли многое в жизни от вещей случайных, которые не во власти человека?

A если обстоятельства есть нечто внешнее, не зависящее от воли человека; то они не могут дать ему никакого достоинства.

б) Достоинство человека основывается на внутренних, самоприобретенных преимуществах ума и сердца. Так судит наш ум. Он представляет истину и добро, духовное и нравственное совершенство, как самое высшее, к чему мы должны стремитъся, чего мы можем достигать.

Правильные познания, просвещенный ум, благочестивое богодарованное чувство, благородные расположения и поступки, жизнь, проводимая в верном исполнении обязанностей, — вот что дает истинное достоинство человеку! Этими преимуществами и заслугами может обладать бедный, также, как и богатый, знатный, как и простой.

в) Это доказывает и опыт. Есть знатные и богатые, которые, при обладании внешних преимуществ, бедны мудростью и добродетелью, бедны добрыми делами и преданы пороку. Кто может признать за ними истинное достоинство, искренне почитать их и уважать!

Есть, напротив, бедные, простые, несчастные, которые отличаются благочестием, и в своем низком звании оказывают заслугу для блага людей. Кто не чувствует себя вынужденным оказывать им высокое почтение?

Как бедны, низки, уничиженны были апостолы! Однако через них распространилось Евангелие по всему миру. Не по внешней судьбе, но по делам и жизни мы должны судить о достоинстве человека.

3. Приложение этой истины.

а) Мы должны быть осторожны и добросовестны в нашем суждении о достоинстве людей. Каждое ложное суждение о достоинстве человека есть несправедливость. Несправедливость эта бывает тем более, если мы презираем несчастного, бедного, незнатного по его состоянию и положению в обществе, не признаем его человеческого достоинства, унижаем его заслуги. Такое отношение к ближним, показывая наше легкомыслие, гордость и жестокость, ставит нас в опасность подвергнуться самим такому же суждению и обращению в несчастных обстоятельствах жизни.

«Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей. Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми» (Сир. 11:2–4).

Под худой одеждой часто скрывается благороднейшая душа. Следует ценить добро, где бы оно ни находилось, и почитать человека, какова бы ни была его внешняя судьба.

б) Мы не должны жаловаться и роптать на Бога, если наша внешняя судьба — несчастна.

Найдутся неразумные люди, которые станут нас презирать или осуждать ради нашей нищеты, незнатности и несчастья.

Но мы не должны жаловаться, помня, что наше достоинство не зависит от внешних обстоятельств, что во всяком положении и при всех обстоятельствах мы можем приобрести себе достоинство, имеющее значение перед Богом.

Несчастные обстоятельства суть средства в деснице Божией к воспитанию нас в мудрости и добродетели, и к достижению высшего достоинства.

в) Мы должны стремиться к достижению истинного, внутреннего достоинства, которое заключается в образованном уме, в правильных познаниях, благородных расположениях и честной, благочестивой жизни.

Богодарованными нам силами и способностями будем стараться содействовать благу людей, в нашем звании, в наших домашних и общественных отношениях.

Чем более мы совершенствуемся в добре, тем выше становится наше истинное достоинство. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).

Покой благочестивого человека при внешних бурях

«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (ст.12–13).

Без жалобы и роптаний переносили апостолы все скорби и бедствия, постигавшие их ради Евангелия. Не смотря на все внешние бури, труды, лишения, в душе их царствовал невозмутимый покой:.

Спокойствие жизни часто нарушается бурей. Бывают времена, когда наша жизнь течет тихо и мирно, когда ничто не нарушает мира души. Но бывают также времена, когда сильнейшие бури извне беспокоят нас, когда силы природы вооружаются против нашей жизни, наша участь колеблется,

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн