Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

злоба людей угрожает гибелью.

Но благочестивый человек при всех бурях жизни остается спокоен.

1. В чем состоит этот покой?

Покой благочестивого при внешних бурях есть ни равнодушие к бурным и иногда опасным несчастным случаям в жизни, ни бесчувственность к бедствиям и страданиям, постигающим извне. Он не равнодушен и не бесчувствен к несчастьям, которые нарушают его здоровье и счастье, препятствуют его деятельности, или угрожают ему опасностью.

Но он — спокоен. В чем же состоит спокойствие благочестивого?

а) В спокойном состоянии души, при котором он не придается излишнему сетованию, тоске и страху в горе и бедствиях. Какие бы опасности и несчастья ни угрожали благочестивому, они не в состоянии нарушить его ровного и спокойного духа.

Твердыми шагами и с бесстрашным чувством проходит он путь жизни, не колеблясь в своей вере и надежде, не страшась и не отчаиваясь, хотя бы вокруг него все волновалось. В каждой нужде и опасности он — господин над самим собой и никогда не боится худшего, но надеется на лучшее.

С таким спокойствием терпел Иисус Христос. Ему уподоблялся апостол Павел. При всех преследованиях, нуждах, лишениях за дело Божье, он говорил: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (ст.13 ср. 2 Кор. 4:8–9[772 — Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.]).

б) В мире совести. Со спокойствием души соединяется у благочестивого мир совести. «Нечестивые не имеют мира,» говорит Слово Божие; они подобны морским волнам, воздымаемым ветром. Буря страстей, упреки совести, страх перед Богом, нелицепрятным Судьей, непрестанно беспокоят их и мучат.

Напротив, совесть благочестивого спокойна. Она не делает ему никаких упреков за содеянные злые дела, не обвиняет его в том, что он сам является виной постигающих его несчастий. Он не видит в бурях судьбы Божьего наказания, — и потому спокоен духом.

2. Как достигает благочестивый этого спокойствия?

а) Он постоянно старается добросовестно исполнять свои обязанности. Кто при внешних бурях желает приобрести и сохранить покой, тот должен быть твердо убежден в святости своих обязанностей и постоянно исполнять их, при всех обстоятельствах, не позволяя себе ни малейшего уклонения от них. Тогда он — в мире с самим собою и, будучи крепок «внутренним человеком,» твердо идет своим путем, не теряя из виду своей цели, свободный от упреков совести и от страха Божьего наказания. Он сознает, что поступает справедливо и делает добро по силам, дарованным ему Богом, — и в этом сознании заключается опора спокойствия его души при всех внешних беспокойствах. «Праведник во веки не поколеблется» напротив, нечестивый исчезает (Прит. 10:30; 12:7[773 — коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.]).

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Псал. 118:165).

б) Он не привязывается своим сердцем к земным благам. Кто хочет при бурях жизни оставаться спокойным, тот должен подавлять в себе привязанность к земным вещам.

Но земные блага и чувственные радости имеют часто великую силу над человеком. При их непостоянстве земнолюбивый человек никогда не может быть спокойным в обладании ими. Он должен всегда опасаться потерять их. И если несчастные случаи вырывают их у него, то его покой исчез.

Кто хочет спокойно обладать, тот не должен трепетать при мысли о возможной потере. Человек благочестивый так и поступает. Он, конечно, ищет обладания земными благами, не отказывается от невинных радостей жизни, но он может их и лишиться, не чувствуя себя из-за этого несчастным. Основание его довольства и счастья — в нем самом, в его духе, независимость которого от внешних вещей он старается сохранить.

в) Он возлагает твердое упование на Бога. Благочестивый человек также чувствует свое бессилие и немощь, если со всех сторон угрожают ему несчастья. Могут быть минуты, где его дух колеблется, и его последняя опора падает. Но он не отчаивается, потому что уповает на Бога, который «может сделать несравненно более, нежели мы просим или разумеем.» Без такого упования нет никакого спокойствия души.

Если ты веруешь в божественное Провидение и твердо убежден, что ничто не совершается с нами без воли нашего всеблагого Отца, то можешь спокойно сказать: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла» (Пс.22:4).

г) Он надеется на лучшую жизнь после телесной смерти.

Если при бурях жизни всякая надежда исчезает, если ненависть и вражда людей, сила судьбы, власть смерти разрывает мало-помалу всякую связь, привязывавшую нас к этой жизни, тогда мы находим успокоение и мир в вере в будущую жизнь.

Эта вера, соединенная с чистой совестью, служит для благочестивого ручательством, что его надежда на будущее блаженство — не самообольщение. Взор к небу приносит мир и покой в его сердце. Легка бывает для него борьба, при чаянии вечно блаженной жизни. «Страдания нынешнего времени ничего не значат в сравнении с будущей славой.»

Ненависть людей может быть для нас благодетельна

«Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (ст.13).

Христиане не должны удивляться, если они бывают ненавидимы и презираемы от людей злых и неверующих в Бога. Иначе и быть не может. Так было со всеми апостолами (ст.13); так бывает еще и ныне с людьми истинно благочестивыми.

Однако ненависти нечего бояться, она может быть даже благодетельна.

Потому что:

1. Она предостерегает от излишнего упования на внимание окружающих.

а) Человеку позволительно искать благосклонности и любви людей, потому что она доставляет нам важные выгоды и очень много содействует нашему довольству и счастью. При благорасположении и любви людей, наши дни проходят спокойнее и веселее, каждая радость бывает приятнее, каждое горе и скорбь переносится легче.

Но мы безумно поступали бы, если бы эту благорасположенность поставили целью наших стремлений, ожидали от нее всякого блага и счастья. Тогда мы часто горько обманывались бы, пренебрегали бы нашими обязанностями, погрешали бы против нашего назначения. От этого заблуждения предостерегает ненависть.

б) Ненависть предостерегает от излишнего упования на благосклонность и любовь людей. Опыт учит, что ненависть бывает часто напрасной. Правдивые и честные люди, заслуживающие высокого уважения, подвергаются также ненависти; потому что они строги и добросовестны в исполнении своих обязанностей и требуют той же добросовестности от других; — потому что люди порочные и безбожные чувствуют свое ничтожество и потому ненавидят добросовестного, порицают его, унижают, преследуют.

От ненависти таких людей не безопасны и мы.

Поэтому не должно никогда надеяться на благорасположение всех людей. Всем угодить нельзя. Мы должны быть счастливыми без этой благосклонности, если только заслужили уважение и любовь людей добрых и благородных.

Ненависть, которую терпели первые христиане ради веры и благочестия, принесла им более истинной чести, чем благорасположение людей злых.

2. Она побуждает нас всегда скромно думать и говорить о наших заслугах u преимуществах.

а) Кто обладает истинными заслугами и преимуществами, тот смеет сознавать их и при необходимых случаях говорить о них. Желание видеть их признанными и оцененными — естественно и справедливо.

Только не все люди способны судить о них, как следует, и склонны воздавать им должное.

Тщеславный и честолюбивый, бесчестный и безбожный раздражается при виде заслуженного, честного человека. Он не может ненавидеть самой добродетели, потому что это против его ума и совести; но ему противен и ненавистен человек, который имееть право на похвалу за добродетель; поэтому он оспаривает у него эту честь, ненавидит его и клевещет на него. По этой причине фарисеи ненавидели Иисуса Христа.

б) Если мы знаем, что есть в мире люди, дышащие ненавистью к правдивому и честному человеку, то мы будем всегда скромно говорить о наших заслугах и преимуществах, избегать всякого вида превозношения, гордости, самохваления и довольствоваться внутренним сознанием. Тогда мы не раздражаем недоброжелательства людей тщеславных и избегаем их ненависти.

Не благодетельна ли для нас ненависть мира, напоминая нам быть скромными?

3. Она напоминает нам далее о наших недостатках и погрешностях.

а) Ненависть не всегда постигает нас без нашей вины, как мы себе воображаем. Наши недостатки и злые привычки, которые мы сами скрываем, но которые заметны другим, бывают причиной ненависти к нам.

Неряшество, нерадение, ленность при исполнении наших обязанностей, гордость, жестокость, раздражительность — такие качества, которые не могут нам добавить любви окружающих, а скорее могут возбудить в них ненависть против нас.

Наши друзья, быть может, слишком снисходительны к этим недостаткам и не хотят оскорбить нас. Они извиняют их и питают посредством того наше тщеславие и самолюбие.

б) Мы должны быть благодарны тем, которые обращают наше внимание на наши недостатки и ничего не умалчивают. Положим, что не любовь и заботливость к нашему исправлению побуждает их к этому, что они преувеличивают наши недостатки, что их порицание горько и ненавистно.

Мы будем тем внимательнее к нашим поступкам, даже малейшим слабостям, если знаем, что есть люди, которые зорко следят за нами, чтобы найти повод осудить или оклеветать нас.

Не благодетельна ли ненависть людей для нас?

4. Она дает нам случай доказать постоянство нашей добродетели и величие нашей любви.

а) Ненависть людей воздвигает нам многие препятствия на пути при исполнении наших обязанностей, затрудняет нашу деятельность в нашем звании и проч. Расстройство многих планов, предпринятых нами к достижению нашего благополучия, — нередко дело ненависти. Часто мы жалуемся, и по праву на самолюбие и злобу людей, противодействующих нам в достижении чего-либо полезного и доброго для себя или других.

б) Не благодетельно ли для нас, что мы боремся с трудностями и препятствиями, напрягаем наши силы и с удвоенной деятельностью трудимся для исполнения задуманного плана? Не приобретает ли через это наш дух совершенства, воля — силы к добру?

И если мы на их ненависть отвечаем любовью и благожелательством, на их оскорбления и преследования и проч. добрыми делами, тогда не дают ли они нам случая показать чистоту и величие нашей любви?

5. Она ведет нас к Богу.

а) Между тем, как ненависть людей преследует нас и побуждает нас очищаться от недостатков, стремиться к большему совершенству в добродетели, мы всегда более и более приближаемся к всесовершенному и всесвятому Богу, и уподобляемся Ему.

При страданиях, озлоблениях и преследованиях, испытываемых нами от незаслуженной ненависти людей, мы ищем утешения, укрепления, поощрения, помощи и поддержки. Где мы находим это, как не у Бога?

б) Бог всеведующий и всеблагий (вседобрейший) видит меня, знает, что я несправедливо терплю обиды, — и не хочет оставить меня. Он праведный судья всех дел человеческих.

Он дает мне дух и силу перенести с терпением и смирением ненависть людей. Если Он за меня, то кто против меня? Так думает христианин, преследуемый ненавистью людей, и прибегает к Богу.

Так молился Давид, преследуемый врагами (Псал. 3:4–7[774 — Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я,

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн