Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.])!

Христианские побуждения к труду

«Трудимся, работая своими руками» (ст.12).

Так говорит апостол о себе, а что он заповедует и всем нам трудиться, это видно из его же собственных слов, которыми он вслед затем умоляет всех христиан подражать ему во всем, следовательно, и в трудах (ст.16). Впрочем в другом месте он дает прямую заповедь о труде (2 Фес. 3:10[775 — Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.]). Таким образом, и пример апостола и его повеление обязывают нас к труду: труждаемся делающе своими руками.

«Человек рождается на страдание,» лишения, труд (Иов. 5:7[776 — но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.]); все мы это знаем и каждый из нас, более или менее, трудится, сообразно со своим званием и состоянием, но не каждый из нас знает побуждения, по которым должно трудиться.

1. По каким побуждениям мы большей частью трудимся?

а) Один трудится по необходимости, потому что без труда не мог бы иметь пропитания.

Но этот труд чем лучше труда вола, несущего ярмо и влекущего плуг?

б) Другой трудится из корыстолюбия, чтобы нажить себе состояние.

Но благороден ли такой труд и не соединен ли с некоторого рода мучением, потому что всякая преобладающая страсть есть уже внутренний мучитель?

в) Иной трудится из честолюбия, чтобы составить себе имя и достигнуть почестей.

Но прочен ли такой труд, где все делается только для того, чтобы выслужиться и достигнуть чести?

г) A иной вовсе не считает своей обязанностью трудиться, или потому, что он уже довольно потрудился в свое время и достиг цели своих трудов, или потому, что пожал, где не сеял (наследство), не знает труда и смотрит на него с презрением, как на достояние низшего разряда людей.

2. По каким побуждениям мы должны трудиться, как христиане?

а) Потому, что труд и деятельность есть общий, непременный закон Творца, возложенный на все создания.

В природе все, от малого до великого, находится в непрерывной деятельности: бездушные твари (солнце, луна, земля), животные (Притч. 6:6[777 — Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.]), ангелы (Апок. 4:8–9;[778 — И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков] Евр. 1:14[779 — Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?]).

Неужели один человек будет составлять исключение из этого закона (Быт. 2:15[780 — И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.])? «Бог сотворил человека для труда и дал ему для сего необходимые члены; поэтому ленивый противится назначению Творца.»[781 — Святой Иоанн Златоуст, бес. 2 к Фес.]

б) Потому что мы падшие грешники и в этом состоянии труд имеет новое для нас значение и новым образом необходим:

а. как НАКАЗАНИЕ за грех (Быт. 3:19[782 — в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.]), которым мы не можем пренебрегать, не подвергаясь опасности большего наказания;

b. как ВРАЧЕВСТВО от греха (Сир. 33:28;[783 — употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому.] Псал. 77:5–9[784 — Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани.]).

Но для христиан есть еще особенное, высокое побуждение трудиться именно —

в) Потому, что труд предписывается нам в виде служения Богу: «во всем,» сказано, «являем себя, как служители Божии,» и, между прочим, «в трудах» (2 Кор. 6:4–5;[785 — но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.] 1 Кор. 10:31[786 — Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.]).

Мы должны смотреть на труд, не как на слепую необходимость, но как на премудрое устроение Божье в жизни человеческой, и потому нести его не с чувством неволи, но с чувством послушания Божьей воле, «как служители Божии,» — нести его и тогда, когда он налагается на нас другими, и исполнять его не только ради человека или общества, но и ради Бога (Ефес. 6:6[787 — не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души.]).

Если же ничто не побуждает нас к труду, то тем еще удобнее можем представлять «себя, как служители Божии… в трудах» предпринимая их для блага ближних. (Мф. 25:40[788 — И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.]).

Заключение. Осмыслим эти христианские побуждения к труду, и мы не будем тогда простирать неутружденной руки на трапезу (Псал. 103:23[789 — выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.]).

Пастырь церкви есть отец для своих пасомых

«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (ст.15).

Апостол Павел называет себя отцом коринфских христиан, ибо он возродил их к новой жизни во Христе благовествованием Слова Божьего. Итак, значит, пастыри Церкви по праву носят название отцов для своих пасомых.

1. Он — отец, ибо возрождает духовных чад своих к новой, благодатной жизни. (ст.8. Иоан. 3:7,[790 — Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.] 3,[791 — Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.] 6[792 — Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.]):

а) Благовествованием Слова Божьего (1 Пет. 1:23;[793 — как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.] Рим. 10:14,[794 — Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?] 17[795 — Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.]).

б) Совершением Святых Таинств (Иоан. 3:5;[796 — Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.] Mар. 16:16[797 — Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.]). «Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, ибо эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те — для неба и для вечной жизни с Богом.»[798 — Святой Иоанн Златоуст, кн. IIΙ, о свящ.] «Чрез них мы делаемся христианами, становимся членами Церкви, разрешаемся от своих грехов, возвращаем потерянную благодать. Чрез них мы приносим благоприятную жертву Богу, получаем Его благословение, составляем единое тело Христово. Чрез них наконец совершаются для нас таинства и отверзаются небеса.»[799 — Блаженный Иероним 1. 3. на Езек. 44 гл.]

2. Он — отец, поэтому имеет право обличать своих духовных чад, а чада обязаны с любовью принимать его отеческие обличения и увещания.

а) Это право на обличение дает пастырю Церкви:

а. пример апостола Павла, обличавшего пороки коринфских христиан (ст.6–9);

b. ясные повеления Слова Божьего (2 Тим. 4:2;[800 — проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.] Тит. 1:13[801 — Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере.]).

б) Этим правом он пользуется не для посрамления чад своих, а для научения их и исправления (ст.14. 2 Кор. 2:4[802 — От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.]). Обличение Словом Божьим всегда спасительно.

3. Он — отец, посему нужно и почитать его, как отца (Сир. 7:31[803 — Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его.]):

а) Воздав ему уважение и честь сугубую (1 Тим. 5:17;[804 — Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.] Фил. 2:29[805 — Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении.]), почитать … преимущественно с любовью (1 Фес. 5:13[806 — и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.]), слушаться его, как Самого Иисуса Христа (Лук. 5:4–6[807 — Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.]).

б) Не оставлять без воздаяния его трудов (1 Кор. 9:7-11;[808 — Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?] 1 Тим. 5:18[809 — Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.]).

в) Напротив, непочитающий священника не почитает Самого Иисуса Христа (Лук. 10:16;[810 — Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня] 1 Фес. 4:8;[811 — Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.] Захар. 2:8[812 — Ибо так говорит Господь

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн