Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его.]). «Чудеса говорю, однакож истину. Укажите мне человека, который не был бы священником, но которого вы почитали бы более всех людей, как человека, известного во всем городе или во всей стране своими добродетелями и святостью жизни, — и я докажу вам, на основании Святых Отцов, что вы должны почитать священника, даже порочного, более, чем самого добродетельного мирянина.»[813 — Блаженный Иероним, 1. 3 на. Езек. 44 гл.]

Каким добродетелям апостола Павла мы должны преимущественно подражать?

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (ст.16).

Говоря: «подражайте мне,» апостол учит, как отец своих чад, познавший собственным опытом пользу правил, которые он завещает и своим детям. Но когда он прибавляет: как я Христу, то являет в себе более чем обыкновенного отца, — являет богодухновенного мужа, выражающего в себе все черты образа Христова (Гал. 2:6;[814 — И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.] 6:17;[815 — Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.] 1 Кор. 2:16[816 — Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.]) и украшенного всеми добродетелями.

Каким добродетелям апостола Павла мы должны преимущественно подражать?

1. Трудолюбию (ст.12;[817 — и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;] 2 Фес. 3:8;[818 — ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас.] Деян. 20:34;[819 — сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.] Тит. 3:14[820 — Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.]), хотя он:

а) мог бы питаться чудесно, подобно тому, как питаем был Илия в пустыне, или Даниил во рве львином;

б) мог бы по всем правилам Божеским и человеческим питаться от благовестия (1 Кор. 9:7-11;[821 — Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?] 14;[822 — Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.] 2 Фес. 3:9[823 — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.]).

Не тем ли более должны трудиться мы, которые без труда

а) не могли бы существовать (Быт. 3:19[824 — в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.]);

б) не избежали бы тяжких грехов, происходящих от празности (Сир. 33:28[825 — употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому;])?

2. Благодушному терпению в скорбях, лишениях и бедствиях (ст.10–11,[826 — Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся.] 13,[827 — хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.] 2 Кор. 11:23–27[828 — Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.]), хотя он:

а) мог бы чудесно избавиться от всего этого;

б) терпел скорби и лишения не за свои грехи, с которыми неизбежны страдания, но невинно ради Господа (1 Кор. 9:19,[829 — Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.] 12[830 — Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.]).

Не тем ли более должны благодушно переносить страдания мы, для которых скорби и бедствия служат

а) наказанием за грехи (Премуд. 11:10[831 — Ибо, когда они были испытываемы, подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению, тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые.]);

б) врачевством от греха (2 Кор. 4:16;[832 — Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.] Осии 6:1–2[833 — В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.]);

в) необходимым испытанием веры (Иак. 1:3[834 — зная, что испытание вашей веры производит терпение;])?

Образцы церковной проповеди. Слово в Неделю 10-ю по Троице.[835 — Прот. Белоцветова.]

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом.»

(Мф. 17:21).

Однажды привели к Иисусу Христу бесноватого юношу, но Иисуса Христа не случилось в эту минуту с учениками. Отец несчастного юноши обращается с просьбой об исцелении отрока к ученикам Иисусовым. Апостолы хотя и имели власть над нечистыми духами, но теперь дух лукавый возупорствовал и никак не хотел повиноваться им. Является Иисус Христос и исцеляет отрока. Тогда ученики, дождавшись минуты, когда остались наедине с Иисусом Христом, говорят ему: почему же мы не могли изгнать нечистого духа из отрока? На этот-то вопрос и отвечал им Иисус Христос: сей род изгоняется только молитвою и постом.

Род сей — это сила вражья; в отношении же к нам это грех, живущий в нас — вообще все искушения на грех, идущие от диавола. Вот против какого врага советуется нам вооружаться постом и молитвой. И если хотите знать, почему никак мы не можем избавиться от диавольских искушений и происходящих оттого худых навыков, греховных помыслов и т. д., — то оттого это, что мало мы молимся и худо постимся, — что молиться нам все некогда, а поститься мочи нет.

Да, братия, без поста и молитвы никому не выпутаться из вражьих сетей. Пост и молитва (не нас, а самого Христа послушайте!) необходимый путь и средство для нас к внутреннему самоочищению и ослаблению живущего в каждом из нас греха. И именно пост и молитва вкупе необходимы. В раздельности же, ни пост без молитвы, ни молитва без поста не принесут плода, не могут возыметь надлежащей силы и действия. Ибо кому не известно, что только «ум постника молится трезвенно,» скажем словами святого Иоанна Лествичника, а «ум невоздержного наполнен нечистыми идолами.» «Кто постится, тот становится легким и окрыляется», говорит святой Иоанн Златоуст, и «с добрым духом молится.» «Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшия самого ветра: ибо таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабляется на молитве, как со многими бывает.» (на Мф. Беседы).

Но само собой понятно, что как молитва только тогда доходит до Бога, когда она совершается духом и истиной, т. е. Бог слышит только искреннюю, сердечную молитву, так и посттогда лишь полезен, когда он не ограничивается воздержанием только от известной скоромной пищи, а состоит в отсечении всего, что услаждает гортань, и когда соединяется с духовной бдительностью. Таковым-то вот постом и молитвой и изгоняется все злое и греховное из нас. Молитва здесь помогает тем, что низводит на истинно молящегося Господню благодать и, кроме того, занимая постоянно его ум и сердце, не дает им развлекаться и оскверняться разными суетными мыслями. А пост помогает тем, что обуздывая тело, не дает ему мешать нашей душе — пребывать в богомыслии. Демону и не житье здесь, да и греху — чем тут питаться, когда душа занята постоянно беседой с Богом, а тело на работе у души: то стоит и поклоны кладет на молитве, то поет целую ночь, то трудится над приобретением куска хлеба и, заработав кусок, следует отнести его неимущему и т. д.? Справедливо говорят: «мать всех пороков — это праздность

Вот поэтому-то, как видим, подвижники благочестия и пребывали день и ночь в молитве и посте. Мы же какие меры принимаем против греха и диавола? Молитву ли, пост ли противопоставляем множеству соблазнов и искушений? И если молимся, то — как молимся? И если постимся, как постимся? Не большей ли частью только вид один держим? Что же удивительного, если враг наш диавол и грех играют нами, как хотят? Не сами ли виноваты, что такую волю даем им над собой? Тем не менее, благодарение Господу ныне, не как во времена древние, случаи беснований — случаи очень редкие. Так бесы боятся имени Христова. Хотя мы и творим зачастую волю диавольскую, но вселяться в нас бесы все-таки не смеют за редкими исключениями. Но и в этом последнем случае кто опять виноват? Сами же мы или, — еще, пожалуй, наши родители. Каким образом? Тем, что позволяют себе нередко проклинать и себя и детей своих, — посылая их к нечистому, и вообще имеют за привычку с именем бесовским носиться повсюду. Да! кличем беса, — зовем его он и приходит. Говорят: грех ругаться «диаволом» и подобными словами. Не только грех, а и опасно в высшей степени. Помните это, братие мои! Аминь.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 10-ю Неделю по Троице

Леонтия, митр. Московского. «Слова и речи,» часть I.

Сергия, арх. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 66.

Григория, арх. Казанского и Свияжского, том I.

Евсевия, арх. Могилевского. Беседы на воскресные и празднич.

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн