Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

евангелия,т. I, стр. 307.

Виссариона, еписк. Костромского, Поучения, говорен. в Костроме, 1897 г., стр. 133.

Николая, еписк. Алеутского. Проповеди, сгр. 227.

Сергиева, И. (Кронштадтского) прот. Полн. собрание сочинений, т. I, стр. 432.

Путятин, P., прот. Полн. собрание поучений, стр. 122.

Белоцветов, Круг поучений, изд. 1880 г., стр. 84.

Шумова, П., свящ. Сборн. общепон. поучений, стр. 174.

Лядского, Г., свящ. Поучения на дни воскресные. Харьков. 1891 г. стр. 168.

Дьяченко,Ежедневные поучения.

«Проповеди,»прил. к «Руков. для сел. паст.» 1888 г.

11-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (77): от Матфея 18:23–35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Практический очерк содержания рядового чтения

Евангельское чтение одиннадцатой недели, в притче о немилосердом заимодавце, предлагает побуждения к братскому прощению обид и оскорблений.

Что же именно побуждает нас прощать согрешающим против нас братиям?

1. Великое милосердие Божие к нам (ст.23–27), открывающееся:

а) из размера нашего долга (ст.24); [836 — Талант составляет около 2.400 руб., следовательно, десять тысяч талантов составляет около 24.000.000 рублей серебром (1899). Монетная система в древней Палестине состояла пз следующих единиц: 1 гера = 4 коп.; 1 бека= 40 коп.; 1 сикль= 80 коп.; 1 мина = 48 руб.; 1 талант (50 мин) = 2,400.]

б) из нашей невозможности уплатить его (ст.25);

в) вследствие чего мы заслуживаем жестокого суда и наказания (ст.25);

г) но Бог по милосердию Своему, вследствие нашего раскаяния, отменяет наказание и прощает весь долг (ст.26, 27).

2. Ничтожный долг наших ближних в отношении к нам (ст.28–30), причем акцентируется внимание на:

а) ничтожность этого долга (ст.28);[837 — Динарий — мелкая монета.]

б) что этот долг мы имеем на своем соратнике (ст.28);

в) что должник молит о терпении (ст.29);

3. Негодование, какое мы своим жестокосердием к нашим оскорбителям возбуждаем в других ближних и посредством этого теряем их уважение и любовь (ст.30, 31).

4. Строгий суд Божий над немилосердными (ст.32–35), причем выделяется:

а) напоминание о дарованном прощении от Господа (ст.32),

б) злоупотребление этим прощением, ст. 33;

в) праведный и страшный приговор без милости над не сотворившим милости (ст.34);

г) увещевание к слушателям (ст.35).

Из этого общего изложения всей притчи проповедник легко уже может извлечь для себя ту или другую частную тему, именно:

(Ст. 23). О несомненности отчета, который мы должны некогда отдать перед Богом.

(Ст. 24). О том, что наш долг велик, но благодать больше.

(Ст. 26. 27). О милосердии Божьем к кающемуся грешнику.

(Ст. 28. 29). О немилосердых заимодавцах. О том, что радости прощения слаще радостей мщения. Почему многие люди так неохотно прощают своим оскорбителям?

(Ст. 31). Об обязанности христианина в отношении к ближним, терпящим насилие и несправедливость

Ст. 32. 33. Непрощающий ближнего не может и сам получить прощения от Бога и т. д.

Божье правосудие и милосердие

«И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (ст.34).

В нынешней притче господин простил умолявшему рабу весь долг: это — милосердие Божье. Затем он наказал должника; это — правосудие Божье. Таким образом, в одной и той же притче изображены два совершенно различные Божьих свойства: правосудие и милосердие.

1. Что такое божественное правосудие и божественное милосердие?

а) По своему правосудию Бог награждает добро и наказывает зло. Добро, следовательно, будет награждено уже на земле или на небе, — зло будет наказано, частично уже здесь, а частично, если умирают без покаяния, в аде. Немилосердый раб получил великое наказание, потому что был жестокосерд, немилостив и оказался неспособным для неба.

б) По своему милосердию Бог прощает грех, достойный наказания, если исполняют необходимые при этом условия. Посредством покаяния мы получаем от милосердия Божьего отпущение заслуженного вечного наказания.

в) Таким образом, Бог вовсе не похож на гражданского судью, потому что этот не может и не смеет прощать. Бог есть Отец, который любит и прощает.

Всякое добро награждается, но не всякое зло, как оно заслуживает, наказывается. Как мы поэтому счастливы?

Мы можем через покаяние избежать вечного наказания, заслуженного нами!

2. Какие чувства возбуждаются в нас, если мы думаем об этих двух Божьих качествах?

а) Мы также должны быть милосерды и прощать нашим оскорбителям. Раб в Евангелии утратил божественное милосердие только из-за своего немилосердия. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:2). Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем» и т. д.

б) Мы должны принести покаяние. Скорбь раскаяния предваряет скорби ада. Исповедание греха выбрасывает и выталкивает грех. Отвращение к греху привлекает любовь Божью. Мария Египетская!

в) Мы должны просить и умолять о прощении, как делал это раб вначале.

г) Мы должны сражаться верой за крест Христов, потому что только ради Его крестных заслуг мы можем освободиться от наказания. Он разорвал рукописание наших грехов. Мы должны распять на кресте свой грех — никакого примирения!

3. Когда мы избегаем правосудия Божьего и достигаем Его милосердия?

Вернее всего:

а) Если мы думаем прежде и более о правосудии Божьем, чем о Его милосердии. Думая всегда и прежде всего о правосудии, мы боимся наказания, думаем о суде и аде! «Грешник должен хорошо подумать, что Тот, от Которого он ожидает помилования, есть также и строгий Судья.»[838 — Блаженный Августин Lib. III, с. 4 dе сivit. Dеi.]

б) Если, думая о правосудии, не предаемся отчаянию, потому что это великий грех против Святого Духа, против милосердия Божьего. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника» (Иез. 33:11) и т. д.

в) Есть два пути к небу: путь праведности через правосудие Божье и путь покаяния через милосердие Божие. Последний путь вначале обманчивый путь; только через усиленный труд, печаль по Бозе и скорбь достигают своей цели.

Жестокосердие делает человека бедным, а любовь богатым:

«Схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (ст.28).

Можно было бы думать, что раб в нынешнем Евангелии, которому господин простил такой великий долг, был весьма рад, счастлив и почитал себя истинно богатым. Но на деле было иначе; он был напротив истинно беден, потому что его мучила страсть к деньгам. Он был истинно несчастлив, потому что находил удовольствие в угнетении других. «Любовь есть неисчерпаемое сокровище; кто этим сокровищем обладает, тог богат, кто его не имеет, беден.»[839 — Святой Bасилий Великий; in ilеx] Жестокосердие делает человека бедным, а любовь богатым.

1. Во временных радостях.

Раб в нынешнем Евангелии мог бы быть истинно счастливым. Если бы он со своей стороны простил долг, его сердце трепетало бы от радости. Но он был жестокосерд, злобен и из-за этого лишил себя всякого счастья и радости.

Так случается и с нами: любовь приносит радость, злоба похищает ее.

а) Жестокосердие не признает благодеяний и даров Божьих, не «благодарит» за пищу и питье, за здоровье и сон и т. д. И потому оно не имеет всех этих даров и благодеяний. Но любовь «признает» благодеяния Божьи, радуется им и, посредством этого, бывает богата земными радостями. В благодарности заключается «радость;» в холодности и черствости сердца и скрывается вечное «неудовольствие

б) Жестокосердие завидует другим подле себя и из-за этого снедается скорбью, чувствует себя бедным. Любовь, напротив, радуется «благу» других, и, таким образом, имеет много радостей; о «своем и чужом» счастье.

в) Жестокосердие не довольствуется даже «избытком.» Но любовь довольна «умеренным» обладанием, доставляет себе великие радости, и находит удовольствие в «даянии и благодеяниях.»

г) Жестокосердие трудится «неохотно» и носит в себе печальное сознание, что его поступки лишены нравственного достоинства. Любовь трудится ради Бога, для блага семейства и общества, а такой труд приносит «удовольствие и радость

д) Жестокосердие должно при несчастьи других показывать лицемерное участие, и этим ограничивается. Но любовь оказывает истинное сострадание, проливает слезу о чужем горе, несет дар.

2. В людях.

«Товарищи его, видев происшедшее» (именно жестокосердый поступок), «очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее» (ст.31). Немилосердый раб лишился, следовательно, любви своих собратий.

Также и нас жестокосердие делает бедными в друзьях, а любовь «богатыми.»

а) Если знатные и богатые люди высокомерны, а следовательно, жестокосердечны, то их не любят, хотя им и служат. В счастьи окружают их, а в несчастьи оставляют. Но людей любящих почитают и любят, даже в несчастьи приходят к ним в помощь благодарные сердца и руки. Кто может еще называться человеком, тот не беден.

б) Любовь не превозносится, следовательно, скромна. К людям скромным охотно примыкают, а напыщенных избегают; они не имеют любви. Изображение надменного человека!

в) Любовь долго терпит и милосердует, извиняет, прощает, примиряет. Ненависть и вражда, преследуемая оскорблениями, всегда отталкивает оскорбителя далеко от людей. Но воздавая добром за зло, приобретают сердца людей. Горящие угли на главу! Не трудно сделать врага другом. Каким образом?

г) Любовь не раздражается, не мыслит зла. Если принимают к сердцу всякую безделицу, сделанную неумышленно, то теряют людей! A в противном случае? Изображение семейного счастья, где господствует взаимное доверие, — и несчастья, где свирепствует подозрение и ревность!

д) Жестокосердие, конечно, не чувствует скорби в разлуке. Но эта скорбь для любви «сладка.» Она имеет своих близких и на чужбине, и по той стороне жизни. «Сетование» об отсутствующих родных — «приятная» скорбь.

3. В Боге.

Господин разгневался, позвал раба к ответственности и жестоко наказал его (ст.32).

Жестокосердый беден в «Боге.»

а) Бог жестокосердых отталкивает от Себя, а любящих привлекает к себе. «Если ты имеешь любовь, то ты имеешь также и Бога, потому что Бог есть любовь.»[840 — Блаженный Августин, Ноm. 38.] «Вы … приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» (Рим. 8:15).

б) Как земля прицеплена невидимой связью к солнцу и имеет все богатство от влияния солнца, так и сердце человеческое находится в соединении с Богом, а это соединение есть «любовь.» Но если бы земля отделилась от солнца?!

в) Жестокосердый находит

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн