Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

своему согрешений его» (ст.35).

Весьма настойчиво требует от нас Спаситель прощения ближним в нынешней Евангельской притче. Он научает нас любви ко врагам, примирению.

Что необходимо, чтобы всегда и во всяком случае быть расположенными к прощению и примирению.

Мы должны взирать:

1. На Бога.

Мы должны делать, так как делает Бог. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). и т. д. A Бог любит Своих оскорбителей и врагов, прощает им, следовательно, и мы также должны любить наших врагов и прощать нашим оскорбителям.

а) Отец небесный дождит и посылает солнце на добрых и злых, на друзей и врагов. Все люди более или менее оскорбляют Его грехами, а Он всех благословляет. Всегда предлагает Он нам Свое милосердие и хочет нам простить. Он простил бы Каину и Иуде, если бы они захотели. За всех Он предал Своего Сына и т. д.

б) Христос пришел к Своим врагам — за них Он положил душу свою. За распинателей Своих молился на кресте и т. д.

в) И тот Бог не может нам прощать, если мы не прощаем. Текст! Он есть любовь. Ненависть, вражда и неприязнь никогда и нигде не годятся для этой любви. На небе и y Бога может обитать только любовь, — любовь, которая может прощать.

2. На оскорбителя.

Посмотрим также на оскорбителя.

а) Быть может, он имел право оскорбить нас, как это часто бывает. Быть может, он хотел только обратить наше внимание на недостаток, — и тогда он наш благодетель. В этом случае мы должны не только прощать, но и искать его прощения.

б) Быть может, он неправильно понял вас, поступил без худого намерения. Кто гневается на реку и бурю, если они причиняют нам беспокойства? Кто долго гневается на дитя, которое сказало что-либо неприятное нам?

«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего; помни завет Всевышнего и презирай (прощай) невежество» (Сир. 28:8).

в) Быть может, он сделал несправедливость сознательно и свободно, он хотел оскорбить или повредить. Тогда имеют перед собой человека грешного, несчастного. Не сжалимся ли мы над ним? Не захотим ли спасти души его и простить ему, чтобы и Бог мог простить его? Не станем ли мы собирать горящие угли на главу его, следовательно, делать ему добро, что его, частью огорчает, частью радует?

И если иной, несмотря на твое примирение, продолжает оскорблять тебя, то ты имеешь в нем такого человека, который дает тебе постоянный случай преуспевать в высшей и прекраснейшей христианской добродетели. Впрочем, в этом отношении говорит святой Амвросий: «смотрите, переносите кротко и отпускайте первое оскорбление вашего врага, прощайте ему также и второе, тогда до третьего он не решится дойти.»[842 — Святой Амвросий, Ргоес 2 аd miss.]

3. На нас самих.

Посмотрим, наконец, на себя самих.

а) Никто из нас не хочет быть слабым, малодушным, трусливым. Все мы хотим казаться и именоваться великими и великодушными. Но мщение есть малодушие, отплачивание за оскорблениеслабость, гневтрусость. Прощение и примирение — свойство великого и благородного духа.

б) Мы хотим иметь какое-либо значение перед Богом, перед людьми и перед самыми собой. Мы делаем тогда нечто трудное, нечто значительное! Но «если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» (Мф. 5:47). Любовь должна благоволить ко всем, не соображаясь со свойствами ближних. Мы должны любить богатых и бедных, талантливых и не талантливых, безобразных и благообразных, добрых и злых.

в) Мы желаем счастья и блаженства. Но прощение приносит величайшую радость в сердце, служит главнейшим условием для неба и дает нам вернейшую надежду на отпущение грехов от Бога, на небесное блаженство.

Заключение. «Обиды записывай на воде, а благодеяния — на меди.»[843 — Святой Исидор Пелусиот, 1. III с. 211.]

Расчет между Богом и человеком

«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (ст.23).

Если хозяин, ремесленник, торговец, хочет иметь надлежащее понятие о состоянии своего имущества и о ходе своих дел, то он ведет дневную запись, обозначает доход и расход, и время от времени держит расчет. Если расходы превышают доходы, то дело идет худо, и человек разоряется. В противном случае все стоит хорошо.

Общественный кассир должен вести дневную запись и благо ему, если при отдании отчета, приход найдет верен с расходом!

В нынешнем Евангелии царь держал расчет с рабами своими: тут были рассмотрены дневные записи и сравнены между собой приход и расход. Но под царем разумеется Бог. Этот Бог будет держать с нами некогда расчет и тогда будут сравнены наши издержки и доходы по дневной записи, которую ведет Бог и должны вести люди.

Расчет между Богом и человеком.

1. Расходы человека для Бога и неба — или, чего Бог требует?

Мы имеем три главные рубрики расходов, Бог требует от нас троякого, мы должны в трояком отношении нечто издерживать: «Избегай зла!», «Делай добро!», «Переноси скорби!»

а) Избегай зла.

Должно лучше пожертвовать имуществом, состоянием, деньгами, внешней честью, должностью, здоровьем и жизнью, чем тяжко грешить, чем отвергаться, напр., веры, впадать в суеверие, ложно клясться или хулить Бога, или нарушать важный обет, работать без нужды в праздничные дни, нарушать супружескую верность, воровать или обманывать, давать ложные свидетельства.

Что ты издержал в этой рубрике? Заставил ли ты себя издержать на это хотя одну слезу, одну лепту, какой-либо труд? Ах, ты, быть может, и сделал некоторые издержки, но для того, чтобы в состоянии грешить, упиваться, удовлетворять твоему тщеславию; ты, быть может, и довольно трудился, но для того, чтобы совершить злое дело! Избегать греха стоит немного, но делать его, — это сопряжено с трудом и издержками.

б) Делай добро!

Исповедать грехи, возвратить назад похищенное неправдой добро, исполнять дела телесного и духовного милосердия, молиться, поститься, распинать плоть и т. д. — стоит чего-нибудь, требует принуждения, труда и усилия. Но если этой статьи расходов не наполняют, не делают никакого доброго дела, то не могут войти в небо. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Не довольно не делать зла, надобно также делать и добро.

в) Переноси скорби!

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9:23). Отсюда следует, что и эта статья расходов, статья о скорбях должна быть также наполнена. Что должны переносить? Печаль, заботы, духовную засуху, холод, зной, бедность, труд, болезни, разлуку, смерть, преследование, оскорбления и т. д. Как должны переносить? С терпением, преданностью, упованием и радостью. Делали ли мы это до сих пор?

Вообще: наполнены ли нами эти три статьи расходов? Заставили ли мы себя издержать что-нибудь на все это?

Однако перевернем следующий лист и посмотрим на доход.

2. Доход человека от Бога — или, что Бог дает и обещает?

Мы должны уже из одной любви к Богу, без награды, исполнять наши обязанности. «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лук. 17:10). Но мы получаем тем не менее от Бога доход, Он платит нам за наши издержки и труды. «Берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (Лук. 19:21). Наши доходы получаются из трех источников:

а) Из благ природы.

Бог дает жизнь, тело, чувства, здоровье, духовные силы, пищу, сон и т. д., чтобы мы достигали вечной жизни, приготовляли наше тело к славному воскресению и потому служили Ему. Эти естественные дары столь многочисленны и так велики, что мы никогда не в состоянии их выслужить, и никогда невозможно, чтобы наши взаимные одолжения Богу перевесили хотя одну часть их.

Не слишком ли мало Бог требует за все эти блага? Доброе обращение и дружба со многими людьми нам дозволены — не должны ли мы теперь быть в состоянии избегать общения с лицами, известными своими богоненавистными деяниями?! Он дает много времени для нашего употребления — не должны ли мы теперь захотеть также тот или иной день посвятить Богу!? Он дает нам много временных благ — не захотим ли мы уделить что-нибудь из них бедным? Мы имеем чувства для неисчислимо разнообразного, земного употребления — ужели мы будем тогда еще видеть, слышать, говорить, читать непозволительное?!

Уже из этой статьи мы видим, что наши доходы далеко превышают расходы.

б) Из благ благодати.

Иисус Христос оставил небо, сделался человеком, терпел гонения, проливал слезы, нес крест, пролил Свою кровь, установил Святые Таинства и т. д. Что же сделали за это мы?

Он проливал слезы — уронили ли мы хотя одну сердечную слезу? Он терпел бичевания и терния — наказывали ли мы хотя однажды свое тело? Он переносил многие оскорбления — переносили ли мы спокойно хотя одно обидное слово?

Он дал нам Свою плоть и кровь — что мы дадим Ему за это?

в) Из благ небесных.

За избежание зла, за совершение добра, за перенесение скорбей Бог дает нам небо. Это небо обещал Спаситель и запечатлел кровью Свое обещание. В небе мы узрим Бога, там живут одни добрые, радости продолжаются вечно. Ради этих небесных благ мы можем много сделать или претерпеть. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21).

Что мы тратим, то проходит мгновенно, что мы некогда за это получим, то продолжается вечно. Наши издержки — ничтожны, наш доход имеет бесконечную меру.

Заключение. Господи! Закрой книгу, мы не хотим с Тобой считаться, мы — уличены. Ты требуешь мало и даешь много и т. д.

Любовь и жестокосердие в кругу домашней жизни

«Потерпи на мне» (ст.26).

В нынешнем Евангелии мы видим, как между членами одного и того же дома, господствовало однако весьма большое различие в образе мыслей и поступков. Слуга, который был должен своему господину, молил: потерпи на мне! и господин сжалился над ним и простил его. Здесь мы видим любовь.

Тот же самый слуга слышал от своего должника клеврета ту же самую мольбу: потерпи на мне! но не хотел ему простить и ввергнул его в темницу. Здесь мы видим нелюбовь или жестокосердие.

1. Любовь долготерпит и милосердует.

2. Любовь не ищет своего.

3. Любовь никогда не отпадает.

Христианское долготерпение к погрешающему ближнему

(ст. 29 ср. 1 Фес. 5:14[844 — Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.]).

К долготерпению христианин обязывается:

1. Поскольку он ежедневно видит столь многие опыты долготерпения Божия.

2. Поскольку он сам ежедневно нуждается в долготерпении Божием.

3. Поскольку без долготерпения к ближним он не может ожидать себе долготерпения от Бога.

4. Поскольку он ежедневно нуждается в долготерпении ближних.

Благодатное царство Божие есть царство милосердия

(ст. 32, 33).

1. Отношение между Богом и людьми основано единственно на милосердии.

2. Точно так же и отношения между людьми должны основываться на взаимном милосердии.

II. Апостольское чтение. Зачало (141): 1-е Послание к Коринфянам

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн