Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

благ, и богатящихся отпустил ни с чем.]).

б) Материально-богатые, которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24).

2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен?

Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26[866 — Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.]).

Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие:

(Ст. 16). «Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?» или «почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?»

(Ст. 17). «Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.»

(Ст. 18) «О повиновении родителям.»

(Ст. 20) «Начало благочестия нужно полагать в юности.»

(Ст. 22) «Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.» и т. п.

Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

(ст. 16).

1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21;[867 — Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.] Иак. 2:26;[868 — Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.] Рим. 2:13;[869 — потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут.] Иак. 1:22–26[870 — Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.]). Какие?

а) Не убивай. (Мф. 5:22–25;[871 — А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;] l Иоан. 3:15;[872 — дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.] Мф. 18:6[873 — а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.]).

б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29[874 — А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.]).

в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25;[875 — Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.] Иак. 1:26[876 — Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.]).

г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19).

2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10[877 — Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.])?

а) Для человек это своими силами невозможно. Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23;[878 — Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.] Иак. 1:14–15;[879 — но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.] l Петр. 5:8;[880 — Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.]. 1 Иоан. 1:8[881 — Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.])

У Бога же все возможно. При помощи «божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе. (Фил. 2:13;[882 — потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.] 1 Иоан. 2:1–2[883 — Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.]).

в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати, постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — «ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:9-10[884 — Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.]).

Об истинном воспитании детей

«Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей» (ст.20).

Упоминаемый в нынешнем Евангелии юноша, при всей своей знатности (ср. Лук. 8:18[885 — Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.]) и богатстве (ст.22), знал закон Божий и исполнял его (ст.20).

Но таково ли современное нам юношество? Не говорим уже о том, сохранило ли оно заповеди, но есть ли у него, по крайней мере, стремление знать «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» От чего это происходит? От недостатка воспитания.

1. В чем состоит истинное воспитание?

а) Обязанность воспитывать детей состоит не в том, чтобы не допускать их умереть с голоду, в чем люди полагают, кажется, все свои заботы по отношению к детям. Питать детей учит сама природа без всяких книг и наставлений. Нет, священная обязанность, которой родители в отношении к детям не могут преступить, не сделавшись виновными в некоторого рода детоубийстве, состоит «в образовании сердца детей в добродетели и благочестии.»

Эта обязанность равно лежит как на отце, так и на матери.

Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить своим детям богатое наследство, а чтобы дети их были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, об этом и не думают.

Жалкое ослепление! Этой-то грубой невнимательности следует приписать все беспорядки, от которых страдает общество. Положим, что вы приобрели для детей огромное имущество. Но если они не будут уметь вести себя благоразумно, то оно не долго сохранится у них, оно будет расточено, погибнет вместе с ними, и будет жалким для них наследством.

Старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, а о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Прежде всего помышляйте о спасении души их. Вот что говорит Слово Господне: «не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Ефес. 6:4).»[886 — Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни.]

б) Дети ваши должны быть приготовлены на служение отечеству, а для этой-то цели в особенности нужно воспитывать их в благочестии и страхе Божием, чтобы со временем они могли быть действительно полезными членами общества и, среди самых разнообразных искушений и обстоятельств жизни, умели верно служить Богу, царю и отечеству. «Для корабля, который находится в открытом море, нужен кормчий гораздо опытнейший, нежели для корабля, стоящего у пристани. Ты назначаешь своего сына к какой-нибудь блистательной гражданской службе, там при самом вступлении, он увидит себя в кругу людей, которые жертвуют всем мирской славе, принимают надменность за величие, — которые уже развращены или готовы развратиться. Против стольких подводных камней обезопась его наперед теми правилами, какие можешь найти в училище истинной мудрости. Они помогут ему управлять собой и даже обращать других к долгу.

Воспитывая сына в страхе Господнем, ты приучишь его противостоять всему и ничем не увлекаться. Поэтому старайся, прежде всего, укоренить в душе сына своего начала истинной мудрости.

Выучив сына своего светским наукам, для приобретения земного счастья, ты никогда не приобретешь столько, сколько приобрел бы, обучив его науке, внушающей презрение к материальному счастью.»[887 — Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес.]

2. Когда нужно начинать воспитание детей в духе благочестия?

а) С самого раннего детства (Плач. Иерем. 3:27;[888 — Благо человеку, когда он несет иго в юности своей.] Еккл. 12:1[889 — Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!]). «Не говорите, что в детстве еще не время заниматься верой. Я утверждаю, что такое занятие не только полезно, но и необходимо для юного возраста. Не говорю, что надобно отклонять детей от всякого другого учения. Не много ли стоит посвятить на изучение веры один день в неделю?

Мы строго требуем, чтобы наши слуги все часы дня, без всякого исключения, посвящали нам на услужение: как же нам не посвящать несколько минут такому занятию, которое может принести нам самую великую пользу? Когда надобно вести детей в театр или на гулянье; тогда у нас нет дела, нет обязанности, которая бы нас задерживала, всем жертвуем этой жалкой приманке. A когда идет дело о таком важном и полезном занятии, — тогда говорят: еще терпит время! Как не поразит нас за это гнев Божий! Для всего прочего

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн