Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

вы находите время, а служение Богу кажется слишком тяжелым для вас, и слишком обременительным для ваших детей. Оставьте заблуждение столь предосудительное!»[890 — Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан.]

б) «Детям-то особенно и нужно преподавать первые уроки веры и благочестия. По самой гибкости своего ума, они способны, более чем взрослые, принимать и сохранять впечатления. Как мягкий воск легко принимает черты на нем запечатлеваемые, так и дети принимают впечатления без больших усилий. В этом-то возрасте укореняются на всю жизнь наклонности порочные или добродетельные. Если дети заблаговременно привыкнут к добрым чувствованиям, то можно надеяться, что они и после не уклонятся ко злу, они приобретут себе уважение людей рассудительных, и еще в детстве достигнут той ранней зрелости, которая впоследствии будет для них наилучшим руководителем во всех действиях.»[891 — Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан.]

«Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит доброе или худое, святое или грешное, — то и останется. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким правилам приучат его, с такими оно и будет жить.

Белое полотно не изменяет того цвета краски, в какую было омочено сначала, сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к добру.»[892 — Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218.]

3. Как с детства приучать детей к благочестию?

а) Посмотрите на пример садовника.

«Садовник привязывает молодое насажденное деревце к тычинке[893 — Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.)] крепко утвержденной в земле, чтобы ветер не вырвал деревца, и отсекает лишние побеги, чтобы они не повредили и не иссушили молодого растения. Поступайте и вы так с вашими детьми, утверждайте сердца их в страхе Божьем, чтобы они не колебались от соблазнов, отсекайте возникающие в них страсти, чтобы они не укрепились и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в Святом Крещении.»[894 — Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни.]

«Душа дитяти есть храм Божий. Посему нужно наблюдать, чтобы дитя ничего не слышало, ничего не говорило, кроме истин евангельских. Оно не должно слушать бесполезных для нравственности сказок, ни соблазнительных песней.»[895 — Блаженный Иероним посл. к Лете]

«Напоминайте детям чаще о Святом Крещении и о данных ими тогда обетах. Чаще внушайте им, что мы все рождаемся и возрождаемся в крещении не для временной жизни, не для приобретения чести, и славы и богатства, но для жизни вечной; что наше настоящее житие, от рождения до смерти, есть не что иное как путь к обетованному отечеству и блаженной вечности. Научайте их мудрствовать «горняя, а не земная.»[896 — Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188.]

б) Приучайте ваших детей к храму Божьему. «Мы позволяем им посещать зрелища, а о том, чтобы они не избегали церкви и не стояли в ней без благоговения, не заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в училище. Почему же не требовать от них отчета в том, что они слышали в доме Господнем?»[897 — Святой Иоанн Златоуст: т. V изд. Бенед.]

в) Не почитайте излишним для детей чтение Святого Писания. «Пусть они из псалмов научатся умилению, из притчей и Сираховой мудрости — общественным и домашним добродетелям, из Екклезиаста — истинному счастью. От этих книг перешедши к Евангелию, дитя никогда не должно выпускать его из своих рук.»[898 — Блаженный Иероним к Лете.] «Не говорите, что это хорошо только для монастыря. Я не отсылаю вас туда и не хочу ваших детей сделать отшельниками. Довольно, если сын ваш будет христианином. Ему определено жить в мире, в священных книгах он найдет правила для этой жизни, особенно если будет читать их с юных лет.»[899 — Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес.]

г) Не дозволяйте им чтения пустых, не приводящих к полезным знаниям, книг.

«Первый возраст есть возраст неведения, но это неведение делается более глубоким и более опасным в детях, когда дают им, в числе первых книг, истории героев, с тем, чтобы научить их удивляться героям, — тогда как эти герои были преданы всяким страстям. Странное заблуждение! Не от этого ли мы собираем с воспитания скороспелые плоды? Не от этого ли воспитание наше доставляет обществу людей только надменных, необузданных, безнравственных, привыкших погрязать в тине порока?»[900 — Ibid.]

д) Предохраняйте их от сообщества с людьми, неизвестными вам по своему поведению.

«Если родители, прогуливаясь со своими детьми в поле или в саду, всячески остерегаются, чтобы не ужалила их змея, то для чего не заботятся, чтобы не ужалил их разврат? Для чего не берут предосторожностей, чтобы этот коварный враг не поднес им питья из золотой чаши вавилонской? Яд подслащают медом, и порок часто обольщает нас, прикрываясь видом добродетели.»[901 — Блаженный Иероним посл. к Лете.]

Самообольщение при самооценке нашего нравственного достоинства

«Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (ст.20).

С таким сознанием своего нравственного достоинства отвечал юноша Иисусу Христу. Но следующее за тем испытание показало, что юноше не доставало еще много в его воображаемом совершенстве, — не доставало самого первого и главного, без которого невозможно никакое нравственное совершенство, — не доставало беспристрастия к земным благам, след., любви к Богу, к ближним и т. д. Юноша, таким образом, обманывался в суждении о своем нравственном достоинстве.

Часто бывает это и с нами.

1. В чем оно состоит?

Мы обманываем сами себя при самооценке нашего нравственного достоинства, если считаем себя совершеннее, чем мы на самом деле, поэтому презираем других и ожидаем от нашей добродетели такого добра, на которое мы не имеем никакого права. Самообольщению противоположна искренность и честность в отношении к самим себе.

а) При искренном и честном испытании нашего нравственного достоинства, мы руководствуемся законом Божьим и свидетельством совести, не скрываем ни малейших недостатков и не пропускаем без внимания ничего, заслуживающего порицания.

Но кто обольщается, тот придает своим добрым качествам более достоинства, чем они действительно имеют, пренебрегает необходимым самоиспытанием своего душевного состояния, скрывает свои недостатки из легкомыслия или с намерением, старается извинить свои погрешности или преступления.

б) Человек искренный к самому себе скромен в отношении к другим, отдает справедливость их добродетелям и заслугам, и снисходит к их недостаткам. Но страдающий самообольщением своего нравственного достоинства всегда расположен осуждать и порицать других, унижать их достоинство, потому что считает себя лучше их. Не противно ли это Евангелию, любви, терпению, смирению и кротости, которые мы должны оказывать, как христиане?

2. От чего оно происходит?

Самообольщение при суждении нравственного достоинства происходит:

а) От неправильного понятия о сущности истинной добродетели.

Кто хочет правильно судить о своем нравственном достоинстве, тот должен иметь мерило, — совершеннейший образец, с которым он мог бы сравнить свои собственные добродетели, чтобы видеть насколько они похожи на этот образец. Но всегда ли это бывает при суждении нравственного достоинства?

Многие люди того мнения, что добродетель состоит во внешнем согласии их поступков с законом, или в удалении от грубых преступлений и злодеяний, как думал евангельский юноша; или они полагают, что для добродетели ничего более не нужно, как только благочестивые движения, отдельные поступки благотворительности и милосердия; или, наконец, сравнивают свою жизнь с людьми порочными.

Но кто по таким представлениям судит о сущности добродетели, тот обманывается в суждении о своем нравственном достоинстве.

б) От тщеславия и честолюбия.

Кто непомерно домогается одобрения людей и старается достигнуть его внешними преимуществами, тот придает великую важность таким преимуществам и мелочам, которые не заслуживают внимания, и по ним судит о своем собственном достоинстве. Он хочет почета и уважения, и скрывает свои недостатки не только от других, но и от самого себя.

в) От недостатка самопознания.

Если мы желаем иметь истинное суждение о своем нравственном достоинстве, то должны знать самих себя, не только наши добрые качества, но и худые, — ознакомиться с нашим внутренним состоянием, со свойствами наших намерений, расположений и наклонностей. Возможно ли без такого самопознания не впасть в самообольщение относительно нашего нравственного достоинства? Самолюбие ослепляет! Сколь многие люди, живущие в невозмутимом довольстве своим нравственным состоянием, были бы очень недовольны самими собой, если бы лучше узнали самих себя! Даже при беспристрастном самоиспытании мы небезопасны от самообольщения.

3. До чего оно доводит?

Самообольщение при суждении нравственного достоинства приводит:

а) К постепенному нравственному падению. Для большего преуспевания и усовершенствования в добродетели, необходимо частое и строгое самоиспытание. Кто обольщается своим нравственным достоинством, тот совершенно оставляет это самоиспытание, или не добросовестно его делает. Следствием этого бывает то, что он не только не утверждается в добре, а становится еще хуже. Воображая себя твердым и совершенным в добродетели, он не считает нужным быть бдительным к себе, предохранять себя от искушений, стремиться к надлежащему познанию истины и добра, укрепляться в вере, в любви к Богу в послушании Его заповедям и т. д.

б) К несправедливости и жестокосердию в отношении к ближним. Кто из гордости и самолюбия, по недостатку самопознания, скрывает свои погрешности и имеет о своем нравственном достоинстве преувеличенное мнение, тот не только ложно судит о других, но и расположен порицать их малейшие недостатки.

Как мало будет принимать участия в благе ближних тот, кто ослеплен самолюбием и считает себя выше их! Как редко будет он оказывать любовь и усердие к исправлению своих погрешающих братий! и т. д.

в) К удалению от Бога и Его любви. Бог требует раскаяния и чистосердечного исповедания грехов, смирения и самоотвержения. Но кто обольщается своими нравственными заслугами, тот не чувствует нужды в раскаянии и смирении, не искренен в отношении к Богу, прибегает, наконец, к лицемерию и мнимому благочестию, без его силы и духа.

О средствах воспитания

«Всё это сохранил я от юности моей» (ст.20).

Евангельский юноша во многих отношениях был благовоспитанный юноша. Он вежливо обращался с вопросом к Иисусу Христу, называя его добрым учителем, он отчетливо знал закон Божий и исполнял его. Видно, он был хорошо воспитан своими родителями.

Это дает нам случай беседовать — о средствах воспитания.

Каковы они?

1. Наказание.

Хотя наказание не единственное и не лучшее средство воспитания, однако ж оно спасительно и весьма часто неизбежно. «К своему величайшему несчастью сын почувствует слабость своего отца, потому что он испытывает затем наказание Божье.»[902 — Блаженный Августин; Ноm. 50 Suр. Iооnn.]

Но как родители должны наказывать? Наказание должно быть:

а) С ранних пор. В малых уже детях замечаются плохие наклонности. Блаженный Августин подтверждает это, говоря о зависти и самолюбии малых детей. Если родители не бывают измала учителями детей, то дети бывают учителями родителей и т. д.

б) Строгое. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Прит. 13:25). Кто любит

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн