Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» (Сир. 30:1,8).

в) В надлежащей мере. Наказание должно быть строгое, но не слишком: «отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4). Надобно быть строже к конкретным согрешениям, чем к неспособностям. Примеры!

«Раны промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью.»[903 — Святой Амвросий; Sеrm 2 in рs. 118.]

г) Разумное. Tо наказывают тотчас, то откладывают наказание. Часто достаточно одного слова, выговора, но зачастую нужно прибегнуть и к розге.

д) Исправительное. Бог хочет Своим наказанием не только побудить к исполнению закона, но и к исправлению. Так и родители должны иметь в виду при наказании, главным образом, исправление! Родители столько любят своих детей, и желают им счастья. Что значит тут одно только гневное слово?

2) Учение.

Учение и наставление составляют весьма важное и совершенно неизбежное средство воспитания.

«Для сего Бог и вложил родителям такую любовь, дабы они были учителями детей в добродетели.»[904 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр.]

а) Родители должны быть сами учителями. Первые уроки о Боге, об Иисусе Христе, о молитве должны исходить из уст родителей. Они пользуются величайшим уважением. Человек получает добро прежде всего и более всего в семье.

б) Они должны помогать школе. Чего лишаются родители, если не посылают детей своих в школу? Сколь вредно нищенство?

Дети могут работать после школы. Не заставляйте же их однако так рано думать только о земном.

в) Они должны помогать Церкви. Достоинство слушания Слова Божьего! Кто детей лишает Церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья.

3. Пример.

Это — самое лучшее средство воспитания.

а) Родители должны казаться детям как бы высшими существами. Никакая их слабость не должна быть известна их детям, иначе теряется благоговение, уважение и любовь. A затем?

«Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?»[905 — Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал.]

б) Учение хорошо, но пример лучше. Пример привлекает. Сколько детей привыкает, глядя на родителей к божбе, гневу, зависти, не смотря на учение?

в) Доброе легче познается на примере, чем изучается теоретически. Когда бывают дети набожны, благоговейны, трудолюбивы, бережливы и милосердны?

Заключение. Увещание к родителям и детям!

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди.»[906 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат.]

Неправильно употребляемое богатство делает человека несчастным

«Трудно богатому войти в Царство Небесное» (ст.23).

Не богатство затрудняет вход в Царство Небесное, но злоупотребление богатством.

Неправильно употребляемое богатство делает человека несчастным.

1. В течении жизни.

Неправильное употребление богатства делает человека несчастным в течении жизни, потому что похищает здоровье, или честь и любовь перед ближними и y ближних, или радости жизни, или мир душевный. Похищает:

а) Здоровье, если слишком много им наслаждаются, наслаждаются не во время, наслаждаются без предварительного труда и занятий.

б) Честь и любовь людей.

Доброе имя есть величайшее земное благо: «оно лучше богатства многа.» Но если богатство употребляется для взимания непомерного роста, для разорения бедных, для подавления права, то оно подвергается презрению, отвращению и даже проклятию от угнетаемых им. Какое несчастье! Владеют металлом и человеческим потом, но ни одним сердцем, ни одним человеком!

в) Истинные радости жизни. Они вытекают только из полезной деятельности, из труда для блага людей. Но иной богач не трудится, живет день за днем и не имеет никакой радости.

г) Душевный мир. На это есть один довольно поучительный рассказ.

Один богатый человек, которому золото не давало спать ночей, позавидовал своему бедному соседу, жившему со своим семейством в постоянном труде и счастье. Зависть побудила его разрушить счастье этого семейства. Он повесил незаметно кошелек, наполненный золотом, в спальню счастливого бедняка. Этот заметил кошелек и пришел в восторг. Он стал обдумывать, как бы ему скрыть кошелек от мира и даже от семейства. Долго он не мог ничего придумать. Однажды он лег с золотом в постель и притворился больным, что продолжалось несколько дней. Семейство печалилось о его болезни, и он вследствие своей заботы о золоте и своей непривычной бездеятельности действительно заболел. Какое несчастье!

Наконец, богач взял назад свое золото, — и здоровье, деятельность, мир, радость, удовольствие снова возвратились в хижину бедняка.

2. В вечности.

Неправильно употребляемое богатство делает несчастным в вечности и для вечности. Такой богач:

а) Плохой Божий управитель. Какой он представит отчет перед вечным Судьей в употреблении вверенного ему богатства? Он имел так много случаев делать добро и не делал ничего!

б) Человек со злым сердцем. Он не годится для неба, а только для ада. Только души благородные, имеющие доброе сердце, могут быть на небе в общении с Богом.

в) Человек земной. Его сердце привязано только к земным благам и удовольствиям. A это чувство влечет душу к земле. К небу такая душа не стремится, на земле она остаться не может. Что другое остается в смерти, как не низойти в ад?

г) Идет в ад. Богатый обжора. Какой жаждой он страдал? Никто не пришел на помощь. Так продолжается вечно!

«Трудно богатому войти в Царство Небесное.»

(Ст. 23).

1. Почему трудно?

а) Для любящего богатство оно составляет высшее и единственное сокровище, а «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

Трудно стремиться к небу тому, чье сердце привязано к земле; для такого небо как бы не существует; y него одно сокровище — золото, других высших сокровищ он не понимает и не ценит (ст.22,[907 — Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.] Апок. 3:17[908 — Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.]).

б) Страстно привязанный к богатству только и думает о богатстве.

Как терние уязвляет и раздирает тех, которых оно касается, так и богатство, по замечанию Святых Отцов, производит то же самое действие в сердцах тех, которые к нему привязываются, оно уязвляет и раздирает их то желанием иметь его, то страхом потерять его, то огорчением и даже отчаянием от потери его (Иов. 20:22[909 — В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.]).

Когда же, после этого, думать богатолюбцу о нуждах своей души? (Мф. 6:24[910 — Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.]).

в) Жадные к богатству не гнушаются никакими средствами для насыщения своей жадности.

«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» (1 Тим. 6:9-10[911 — А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.]).

A могут ли такие люди войти в Царство Небесное, для достижения которого нужно «очистить себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1[912 — Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.]).

г) Если богатство достигается и без употребления несправедливых средств, то как обыкновенно пользуются им сребролюбцы?

На удовлетворение всевозможных прихотей, для тщеславия и самохвальства и т. д.

Поистине трудно богатому войти в Царство Небесное!

2. Когда же легко?

«Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (ст.26). Богатому самому невозможно устоять против всех искушений, соединенных с богатством, но при всесильной помощи Божьей благодати он может избежать всех опасностей богатства. (Примеры: Авраам, Иов и другие праведники). При помощи этой благодати христианин и в приобретении, и в употреблении богатства поступает, как добрый и верный раб.

а) Если богатство не досталось ему в наследство, то он и не домогается его, а «имея пропитание и одежду … доволен тем» (1 Тим. 6:8), — живет «имея нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть, Ибо Господь сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).

б) В приобретении его он употребляет средства законные и честные: благоразумие, труд с молитвой.

в) В достижении его он не прилагает к нему своего сердца (Псал. 61:11[913 — Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.]), не смотрит на него, как на цель всех своих желаний и стремлений (1 Тим. 6:17[914 — Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения]).

г) В употреблении его он умеет соединять материальное довольство с духовной пользой, употребляя его на дела благотворения (1 Тим. 6:18–19[915 — чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.]).

A такое употребление богатства не только не служит к погибели, но и ведет в жизнь вечный (Мф.25:21,[916 — Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.] 40[917 — И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.]).

Пагубное влияние пристрастия к земным благам на наше истинное благо

«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (ст.22).

Пристрастие к земным благам:

1. Ослабляет и подавляет благороднейшие и святейшие чувства в человеке.

2. Похищает его высокое достоинство.

3. Доводит до величайших глупостей и преступлений.

4. Лишает всякого утешения в страданиях и смерти.

II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 15:1-11

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5 и что явился Кифе, потом двенадцати;

6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн