Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

его собственный опыт был для него непреодолимым свидетельством, что распятый, погребенный и воскресший Иисус живет, сидит одесную Бога Отца, а не остался во гробе.

Воскресший Господь и ныне также содействует нашему спасению, управляет своей Церковью, — и кто следует Его учению, кто обращает внимание на судьбы своей жизни, тот убедится во вседействующей Христовой благодати, ищущей и влекущей его на путь спасения. Сделавшись истинными учениками Христовыми, мы живо ощущаем в себе Его действие в нас и, таким образом, убеждаемся собственным опытом в жизни Воскресшего; такой опыт, в соединении со свидетельством Слова Божьего, уничтожает в нас всякое сомнение в действительности воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Что же касается благодати, даруемой нам Воскресшим, то мы никогда не должны забывать, что это есть благодать, которая даруется нам без всяких заслуг с нашей стороны. Поэтому мы должны с особенным тщанием и верностью хранить ее. Если мы преуспеваем в добродетели или совершаем что-либо истинно великое, то должны приписывать это не себе, а Божьей благодати: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (ст.10). Нам даруется благодать, пока мы находимся в общении с Церковью, поэтому будем заботиться, чтобы быть верными и живыми членами тела Церкви Христовой, будем с ревностью трудиться ради царства Божьего и смиренно сознавать, что не мы совершили это, а «благодать Божия, которая со мною»(ст. 10). «Мы так проповедуем, и вы так уверовали» (ст.11)!

Что производит в нас вседействующая Божья благодать

«Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (ст.10).

Все свои добродетели и подвиги апостол приписывает не себе, а вседействующей Божьей благодати. Tа же самая благодать помогает и нам делать всякое добро. Все, что мы есть, благодатью Божьей есть; все, что ни есть у нас доброго, совершили не мы, но благодать которая с нами. Чтобы подробнее узнать эту истину, посмотрим — что производит в нас вседействующая Божья благодать.

1. Она пробуждает и возбуждает совесть, побуждает к покаянию и обращению на путь истины и добродетели.

а) Примеры. Блудный сын, апостол Петр, святая Мария Египетская, блаженный Августин. Тысячи других людей точно таким же образом обратились на путь истины, хотя история и начало их обращения остались в неизвестности. Эта благодать стучит в двери нашего сердца и влечет всех к покаянию.

б) Возражение. Иной скажет: «я не ощущаю в себе и и следов этой благодати; я еще не чувствовал никаких действий ее и т. д.» Это ложь! Откуда же происходит иной раз раскаяние, благородная решимость к обращению? Откудапустота и отвращение к любимому греху, страх и тоска? Конечно, не чувствуют этого голоса благодати, если преданы чувственным похотям, заглушили совесть страстями, обременены житейскими заботами. Кто не хочет слышать и чувствовать, тот не слышит и не чувствует.

в) Заставим себя пробудиться от греховного сна, — и благодать Божья поведет нас на путь покаяния и обращения. Если мы отвечаем на зов благодати, содействуем ей в вере, страхе, надежде, любви — тогда мы ради заслуг Иисуса Христа освобождаемся от греха, вины и наказания! Тогда всеосвящающая Божья благодать дается нам в оправдание.

2. Она озаряет наш ум.

От этого озаряющего действия благодати зависит дальнейшее наше спасение. Без божественного озарения мы никогда не найдем пути нашего спасения.

а) Бог со своей стороны дает нам благодать. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Псал. 31:8).

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17).

«Если душа не знает, что ей должно делать, то это происходит от того, что ей еще не дано знать.»[925 — Блаженный Августин; dе nаnt. еt grаt с. 18.]

«Необходима помощь свыше и небесное научение, чтобы мы в состоянии были итти путем, ведущим к добродетели.»[926 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 19 на Mат.] Апостолы в день Сошествия Духа Святого. Великие учителя Церкви. Тысячи других людей уже озарены Божьей Благодатью и обрели истинный путь. Наверняка и между нами не мало есть таких, которые получили от Бога совет, поучение и указание на истинный путь. Благодать Божья есть солнце, освещающее духовную тьму.

б) Но мы сами должны также просить у Бога благодати. «Близь Господь всем призывагощим Его, но призывающим во истине» (Псал. 144:18[927 — Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.]). Солнце не проникает своим светом в цветок, если его чашечка закрыта — так и благодать не озаряет души, если она не раскрывается в молитве. Молитва низводит озарение с неба. Если ты не знаешь никакого совета в важном деле, недоумеваешь, что делать, или что лучше делать при многих одновременных обязанностях, то молись. Иной не знал вечером, как помочь себе, но он молился — и утром его мысль озарилась. Иной был нерешителен: но он истинно молился в церкви, и озарение пришло ему.

3. Она утешает и согревает сердце.

Действующая благодать утешает и согревает сердце.

а) Это необходимо. Сердце человеческое часто так жестоко, самолюбиво, завистливо, холодно. Мы имеем столь многие и столь частые скорби, мы чувствуем себя так часто несчастными, а человеческое утешение так недостаточно для уязвленного сердца и т. п.

б) Приходит душевное тепло и утешение. Иной любил только землю и не желал ничего от Бога. Позже он научился любить Бога, любить более всего, научился молиться! Кто сделал это?

Святые апостолы пламенели любовью к Богу, когда приняли благодать. Кто содействовал этому?

Иной был безутешен и ни о чем не знал, как только о своем горе. Как иной видел в гробе возлюбленного только свое несчастье и свою потерю — и чудесное утешение проникло в сердце! Откуда пришло это утешение?

Как огонь согревает и бальзам исцеляет, так и божественная благодать.

в) Но наша обязанность — дозволять себя согревать и утешать. Что Бог нам предлагает, то мы должны принимать!

4. Она укрепляет свободную волю.

Действующей благодатью укрепляется свободная, но слабая воля. Это самое главное действие благодати.

а) Мы имеем нужду в этой благодати, и Бог дает нам ее. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лук. 18:27). «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2 Кор. 2:14[928 — Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.]).

«Господь помогает нам во всех наших поступках и поддерживает нас.»[929 — Блаженный Иероним; ор. IV, 99.]

Мы слабы и мы это сознаем — поэтому Бог не может нас оставить. Он поддерживает и укрепляет нас.

б) Но мы должны содействовать благодати.

«Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1). «Не неради о пребывающем в тебе даровании»(1 Тим. 4:14). «Иже имать, дастся ему и преизбудет ему» (Мф. 13:12[930 — ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;]).

«Бог, Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою!»[931 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 37 на Мат.]

По учению святого Василия Великого Бог совершенно оставляет тех, которые пренебрегают Его благодатью. Как врач ничего не может сделать с больным, который не содействует ему, так и Бог и т. д. Но если мы содействуем (а это мы можем и должны), тогда нам удается добро. Сила Божья и человеческие усилия могут все! «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Какое влияние имеет вера в божественную благодатную помощь на нашу нравственную жизнь?

«Благодатию Божиею есмь то, что есмь» и т. д. (ст.10)

1. Она вселяет в нас самоуважение.

а) Не гордость и высокомерие возбуждается учением о благодатной помощи, потому что мысль о необходимости благодати ведет нас напротив к смирению, так как мы должны подумать: «как глубоко пало человечество, что мы, несмотря на высокое учение Иисуса Христа и на Его привлекательный пример, не можем делать добра без благодатной помощи! Как мы слабы, что сами по себе и без содействия благодати не в состоянии совершить ничего доброго!»

б) Но с этим смирением соединяется однако истинное чувство самоуважения. «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» — говорит апостол с сознанием своего достоинства. Это самоуважение вытекает из мысли, что мы — храм Святого Духа, что Дух Божий живет и действует в нас, что Бог непрестанно печется о нас, что не только Бог Отец сотворил нас и принял в Свои чада, — не только Бог Сын искупил нас и сделал нас Своими братьями и сестрами, но и Дух Святой непрерывно руководит нами, охраняет и освящает нас.

в) Что же производит это самоуважение? Tо, что не предаются греху, избегают всякой нечистоты, всякой скверны плоти и духа. Может ли тут быть плотоугодие, невоздержание, ложь, обман, жестокосердие?!

2. Она возбуждает упование на Бога.

а) Не малодушие возбуждает в нас вера в помощь благодати, так как мы должны подумать, что мы сами по себе не в состоянии сделать ничего доброго. Недоверие к собственным силам не есть малодушие, а только повод искать помощи где-либо в другом месте и надеяться на высшую силу, которая «в немощи совершается,» которая возбуждает в нас и «еже хотети и еже деяти» (Фил. 2:13).

б) Какую силу духа обнаружили робкие прежде апостолы в их проповеди в день Сошествия Святого Духа, в их подвигах, перед судилищами, при стольких препятствиях?

Такой дух и такое упование вселяет и в нас вера в благодатную помощь, если нас устрашает мысль, что мы одни мало можем что-либо сделать.

в) Если родители беспокоятся о своих благовоспитанных детях, чтобы они, несмотря на доброе воспитание, не испортились в дурных сообществах, если добрые юноши и девы думают о многих нравственных опасностях, если мы все, при нашей склонности к греху и злых привычках, помним наши немощи, если мы видим многих на злом пути и т. д. — то всемощная Божья благодать будет помогать нам!

3. Она побуждает к содействию ей.

а) Бог подкрепляет нас Своей благодатной помощью, но мы должны содействовать Ему. Он побуждает, возбуждает и влечет нас, а мы должны следовать по указанному им пути. Он умножает Свою благодать, если мы ревностно ей содействуем. Бог и человек, благодать и свободная воля совершают вместе добро. «Не я, впрочем» один сделал это, говорит апостол, «но благодать Божия, которая со мною» (ст.10).

б) Вера в такую благодатную помощь понудит нас к содействию. Если я знаю напр., что мне помогает кто-нибудь сильный в моих трудах в поле или дома, тогда я охотно тружусь с ним. Если я надеюсь на верную помощь

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн