Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

идти по нему, соблюдая установленные заповеди, чтобы достигнуть желанной цели. A сущность этих заповедей в конце концов сводится к любви, требующей того, чтобы мы любили своего ближнего, как самого себя.

Следовательно, прежде всего, для наследования вечной жизни необходимо именно исполнение Божьих заповедей, как первого условия для богоугодной жизни здесь на земле и для вечного блаженства в будущем. Эту мысль ясно высказывал и древний мудрец: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, — в этом все для человека» (Еккл. 12:13), и эта же мысль, очевидно, глубко коренилась в душе самого молодого богача, потому что он, все еще недоумевая, отвечал, что «все это сохранил он от юности своей.»

Какая прекрасная черта в молодом богатом человеке! Много ли всегда было, и особенно много ли теперь в наш легконравный век найдется таких богатых юношей, которые могли бы по доброй совести сказать о себе то же самое? Увы, теперь больше таких, которые не только не исполняют заповедей Божьих, но даже не задаются и вообще какими-нибудь более серьезными вопросамии жизни, кроме вопросов о способах временных наслаждений. Но евангельскому молодому богачу показалось этого мало и потому он спросил: «чего еще недостает мне?» Очевидно, юноша не удовлетворялся этим заурядным благочестием, его душа жаждала высших подвигов добродетели, — чего-нибудь такого, что стоит выше обычных предписаний, так сказать, казенной морали. Он стремился к высшему совершенству, как бы имея в виду призыв Самого Божественного Учителя к тому бесконечному совершенству, идеалом которого является Сам Бог: «будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть

Спаситель, конечно, провидел немощность человеческой природы, которая часто сама не знает, способна ли она достигать поставленных ею для себя возвышенных целей и в действительности часто уклоняется от них, но благородство этой пылкой натуры, не удовлетворяющейся обыденностью и ищущей высших подвигов добродетели, произвело на Божественного Учителя благоприятное впечатление и Он, взглянув на юношу, по свидетельству Святого Марка, «полюбил его» (Мар.10:21[934 — Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.]). Судя по-человечески, юноша не далек был от царства Божьего, но при всем том в его натуре было слишком много порывов и в то же время мало воли для осуществления их, и потому для тех высших подвигов, которых жаждала его душа, он в сущности был не пригоден. Так и оказалось в действительности. Когда Спаситель сказал ему, что если он хочет быть вполне совершенным, то пусть продаст имение свое и, раздав его нищим, пусть следует за Христом, — то натура богача сразу сказалась, привязанность к земным сокровищам взяла перевес над всеми высшими порывами духа, и — «юноша отошел с печалью, потому что, замечает евангелист, y него было большое имение.» Тут со всей очевидностью сказалось, что все его благочестие, вся точность в соблюдении им заповедей, — все это в сущности было той внешней праведностью, которой отличалось фарисейство того времени. В юноше не было духа того самоотвержения, которое способно для высшего совершенства порывать со всеми благами земли.

Юноша отошел с печалью: почему он опечалился? Да просто потому, что ему жаль было расстаться со своими имениями, в которые вложено было все его сердце. Он страстно предан был своим имениям, потому что, говорит блаженный Августин, то, чего мы лишаемся с печалью, составляет предмет нашей страсти, а что не составляет предмета нашей страсти, с тем мы можем расстаться с полной готовностью и равнодушием. Благочестивый богач, очевидно, и сам не подозревал, как глубоко он привязан был к своему богатству, но Спаситель провидел это, и нарочно обнаружил перед ним несовершенство его праведности.

Случай этот произвел на всех глубокое впечатление, и Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал им: «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). В восточных городах, кроме больших городских ворот, бывают еще узенькие калитки, в которые с трудом проникают в город запоздалые горожане. Эти калитки назывались «игольными ушками,» и конечно всем понятно было это наглядное сравнение, потому что тяжело навьюченному верблюду нечего было и думать, войти в это «игольное ушко.» A между тем, еще труднее, по словам Божественного Учителя, войти богатому в царствие небесное. Сравнение это поразило всех, ученики крайне изумились и сказали: «так кто же может спастись?» Если уж трудно войти в царство небесное даже такому во всех отношениях благочестивому человеку, как этот знатный совопросник, который от юности своей соблюдал все заповеди, имел рвение к высшему совершенству, то что сказать о заурядной массе людей, которые не только не стремятся к высшему совершенству, но не могут по совести сказать о себе, что они от юности соблюдали все заповеди? Если этому благочестивому богачу оказалось труднее войти в царство Божие, чем верблюду в «игольное ушко,» и просто потому, что он не мог расстаться со своими богатствами, то много ли найдется людей, которые бы оказались выше его по благочестию и достойнее для наследования вечной жизни?

Все это вопросы, которые глубоко смутили учеников, и потом смущали и многих других, заставляя думать, что богатство есть действительно одно из непреодолимых препятствий к наследованию царства Божьего. Но смущение было напрасно, и Спаситель Христос рассеял его, сказав великое всеразрешающее слово: «человекам это невозможно, Богу же все возможно.» Несомненно, богатство служит великим препятствием на пути к вечной жизни: оно пленяет человека и тысячами уз приковывает его к земле со всеми ее плотскими и житейскими наслаждениями. Всецело отдавшийся ему человек действительно подобен навьюченному верблюду, тяжко ступающему под своей ношей. Но зло заключается не в самом богатстве, а в этой именно и неразумной преданности ему, в том пристрастии к земным и чувственным благам, которое делает человека вьючным животным и, следовательно, неспособным к достижению высших целей. Трудно, а часто и невозможно бывает человеку подняться из этого печального нравственного состояния, из этой бездны любостяжания; но что невозможно человеку, то возможно Богу, и всякий богач, следуя руководству Божьего Промысла, может удостоиться благодати, которая способна дать ему силу победить свою страсть и затем ревностно служить царству Божьему, употребляя свое богатство не на услаждение своих страстей, а на дела милосердия и благотворения, на дела той любви, которая всемогуща открыть само небо, потому что любовь есть Бог, а для Бога нет ничего невозможного.[935 — См. на эту тему прекрасное рассуждение святого Кирилла Александрийского: «Какой богач спасется?»]

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 12-ю Неделю по Троице

Григория, митр. Санкт-Петербургского и Новгор. Слова, беседы и речи.

Филарета, митр. Московского. Т. IV, стр. 56.

Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 70.

Димитрия, арх. Херсонского. Том III.

Григория, арх. Казанского и Свияжского. Соч. т. I, стр. 170.

Евсевия, арх. Могилевского. Проп. на воскр. и празд. дни, стр. 327.

Виссариона, еписк. Костромского. Поучения, говоренные в Костроме, стр. 146.

Сергиева, И. (Кронштадтского) прот. Полн. собр. сочинений, т. I, стр. 442, 449, 454.

Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 95.

Шумова, свящ. Сборник общепонят. поучений. стр. 179.

Лядского, свящ. Поуч. на воск. и празд. дни, стр. 180.

Дьяченко, Г. свящ. Ежед. поучения.

Бандакова, свящ. Поуч. на дни воскр., стр. 309.

13-я Неделя по Троице

Евангельское чтение. Зачало (87): от Матфея 21:33–42

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Практический очерк содержания рядового чтения

Притча нынешнего Евангелия о винограднике и злых делателях относится, прежде всего, к иудеям,[936 — Речь первомученика Стефана (Деян. VII) представляет подробное историческое доказательство истины, о которой кратко сказано в этой притче. Иудейскому народу вверен был «виноградник» — истинная вера и Церковь (Исаии. 5: l-6); «оплот» виноградника — закон, данный на Синае (Втор. 7:8 и проч. Ефес. 2:14); «точило» — алтарь ветхозаветных жертв, точащий кровь животных; «столп» — храм с его святыней (Исх. XVIII. Втор. 1:9-18) Так изъясняют эту притчу святой Иоанн Златоуст, Дмитрий Ростовский и друг.] но она имеет одинаковое значение и для всех нас. Здесь самыми яркими чертами изображается нераскаянность.

1) Сущность нераскаянности (ст.33–39) состоит в том, что она:

а) не извлекает никакой пользы из оказываемой Божьей благости (ст.33–34);

б) пренебрегает богатством Божьего долготерпения (ст.35, ср. Марк. 12:3–5[937 — Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.]);

в) становится более и более злобной и ожесточенной в своем противлении Божьей благодати (ст.36);

г) низвергает самые любвеобильные и сильные меры (ст.37–39, ср. Марк. 12: 6–8[938 — Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.]), — причем она восстает против лучших своих убеждений (ст.38): это наследник…), обольщает себя счастливым успехом (ст.38: и завладеем наследством его).

2) Следствия нераскаянности (ст.40–42) сопровождаются тем, что она

а) не достигает своих целей, но жестоко наказывается (ст.41);

б) лишается Божьих благодеяний и осуждается на вечную погибель (ст.41, 42).

Укажем несколько частных истин, о которых проповедник может беседовать на основании дневного Евангелия.

Что Господь делает для нас и что мы делаем для Него?

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (ст.33).

1. Богатство Божией благости (доброты).

а) Господь основывает на земле Царство мира и радости: насадил виноградник;

а. Царство мира, ибо Он ограждает его от всех врагов:

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн