Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

«обнес его оградою;»

b. Царство радости, ибо это виноградник: «выкопал в нем точило

б) Он долготерпит нашим грехам и не тотчас поражает нас жесточайшим, заслуженным наказанием: опять послал он других слуг (ст.36).

в) Он приносит величайшие жертвы и дает людям самое драгоценнейшее и высочайшее уверение в Своей любви к нам: «послал он к ним своего сына» (ст.37).

г) Все это не должно ли служить для нас сильнейшим побуждением и обязательством к тому, чтобы приносить плоды Святого Духа (ст.34)?

2. Пренебрегащие богатством Божией благости.

а) Кто они?

а. Tе, которые смотрят на дары благодати Божьей, полученные ими без заслуг и достоинства, как на свою собственность, вместо того, чтобы служить ими Господу со смирением: «завладеем наследством его» (ст.38).

b. Tе, которые, вместо того, чтобы повиноваться вестникам в вертограде Христовом, оскорбляют их и преследуют: «иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (ст.35).

с. Tе, которые вместо того, чтобы принять с верой и любовью Спасителя, стоящего при дверях сердца их, распинают Его своими грехами: пойдем, убьем его (ст.38 ср. Евр. 6: 6).

б) Что тогда происходит с ними?

Благодать от них удаляется, им угрожает вечная погибель: злодеев сих предаст злой смерти (ст.41); ибо

а. без отверженной ими благодати нет никакого другого средства ко спасению: тот самый сделался главою угла (ст.42);

b. таков вечный и непреложный порядок Божий: Это от Господа (ст.42).

с. И поэтому, кто противится Господу или осуждает Его, тот осуждается за свое неверие на совершенную погибель: «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.» (ст.44).

3. Наше решение.

а) Будем верно хранить и возделывать то, что мы приняли, дабы никто не похитил нашего венца: «отнимется от вас Царство Божие» (ст.43).

б) Будем прославлять Бога нашими делами: отдавать ему плоды во времена свои (ст.41).

в) Пример фарисеев и всех других врагов Господних, да послужит для нас предостережением, когда злая похоть мира влечет нас к искушению и неверию.

У каждого из нас есть свой виноградник, вверенный нам Богом для хранения и возделывания

«Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (ст.41).

Толкование этих слов. Это:

1) «звание, в которое вы призваны,» как христиане и члены Святой Церкви (Ефес. 4:1[939 — Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны.]);

2) наше звание, в котором мы поставлены, как граждане и члены гражданского общества. За нехранение или бесплодное употребление того или другого виноградника мы подлежим одинаковому приговору с нерадивыми виноградарями.

1. Как христиане — мы все работники в винограднике Христовом, или Святой Церкви.

а) Для нас Господь благоволил устроить на земле Свою Церковь, «обнес её оградою» божественных догматов, дал точило[940 — Точилоприспособление для получения виноградного сока на виноградниках (прим. ред).] — Слово Божье и Таинства, поставил башню — твердую веру, которую и врата адовы не одолевают.

б) Нам остается только теперь:

а. хранить этот виноградник т. е. твердо и неизменно содержать православную веру и все ее учреждения; оберегать ее от вольномыслия, колеблющего ее ограду и башню; не вверяться лживым учителям, которые входят в наш виноградник в овечьей одежде, а на самом деле суть волки хищные; повиноваться ее пастырям, которым вверено точилоСлово Божье и Таинства и проч.;

b. возделывать его, т. е. на самом деле и жизни показывать, что мы не только ревностные хранители, но и усердные работники в винограднике Христовом, приносящие плоды веры. A это бывает тогда, когда мы пользуемся всеми благодатными средствами спасения, предлагаемыми нам Церковью; когда ходим «достойно христианского звания, в которое вы призваны» и проч. (Ефес. 4:l-3[941 — Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.]); когда вообще каждый возраст приносит Господину и Главе этого виноградника — Христу и цветы добродетели, и плоды правды.

в) Когда мы оказываемся ленивыми и небрежными работниками в винограднике Христовом и не только не возделываем его, но и не храним, когда мы презираем, унижаем и оскорбляем рабов Божьих и провозвестников Его воли — пастырей и учителей, когда мы, наконец, при всех благодатных средствах спасения, не пользуемся ими достойно: тогда мы, поистине, вторично распинаем Главу виноградника — Сына Божьего (Евр. 6:6[942 — и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.]), и нам угрожает страшный приговор с нерадивыми и злыми в притче: злодеев сих предаст злой смерти.

2. Другой виноградник, вверенный Богом нам для хранения и возделывания, — это наше звание, как членов гражданского общества. Это звание, хотя мы и сами избираем его, определяется нам свыше, а потому мы и тут должны смотреть на себя, как на рабов, творящих волю Божью (Мф. 24:45[943 — Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?]).

а) Каждый из нас занимает известное место в обществе и на каждого возложены известные обязанности: одних Промысел поставил правителями и начальниками народа, других — судьями и блюстителями правды, иных — наставниками и воспитателями юношества, а иным вручил промышленность и народное продовольствие и проч.

Каково бы ни было наше звание в обществе, мы должны быть верными и полезными работниками, даже в малом.

б) В противном случае Господь и о нашем винограднике скажетъ: «Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды» (Исаии 5:4[944 — Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?]), — терние, уязвляющее и Бога, и ближних, и нас самих; а это бывает тогда, когда мы, во всех возложенных на нас обязанностях, стараемся следовать, или похоти плоти, или похоти очей, или гордости житейской (1 Иоан. 2:16[945 — Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.]).

в) Следствием такого возделывания будет и для нас то же, что и для злых работников: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям.» Такой суд над нерадивыми исполнителями общественных обязанностей нередко зримо совершается уже здесь, но непременно совершится там, когда придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, все тайные наши дела, которых люди, быть может, и не замечали, и обнаружит даже сердечные намерения наши (1 Кор. 4:5).

Троякая любовь к труду

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (ст.33).

К труду призывал работников Отец небесный, вручая им виноградник. Мы также должны трудиться.

Труд имеет высокое значение в благодатном царстве Божьем, если только он совершается с надлежащим намерением, по троякой любви. Мы должны трудиться:

1. Из любви к себе.

Иной жалуется, что должен всегда трудится только для других. Но трудясь, приносят также пользу и себе.

а) Приобретает хлеб.

«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19).

«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» (Притч. 12:11[946 — Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]]).

Здоровый и крепкий должен зарабатывать свой хлеб. Даже дети и старцы могут что-либо делать. Если человек самостоятельный не трудится, то он должен стыдиться самого себя.

Таким образом, необходимо, насколько возможно, приобретать хлеб трудами рук своих.

б) Чувствуют себя здоровыми. Доказательство. Какое драгоценное благоздоровье? Уже ради него нужно избегать праздности. Глубокая старость служит к чести!

в) Приобретают мир. Как праздный сам себе в тягость? Но с каким душевным спокойствием, с каким миром сердца идет труженик домой, к столу, в общество, к отдыху?

г) Дают сами себе цену. Только тот, кто живет трудом, умножает, например, и усовершенствует плоды земли и проч., — знает цену себе. Благородная гордостьдостоинство человека.

д) Подавляют в себе злое. Праздность есть мать всех пороков. «Праздность научила многому худому» (Сир. 33:28). Трудолюбивый не имеет времени замышлять злодеяний, труд есть главное средство к подавлению дурных мыслей.

«Трудись всегда, чтобы диавол находил тебя занятым, потому что тот, кто окружен честными занятиями, не будет им застигнуть врасплох.»[947 — Блаженный Иероним; бес. in Mаth. 26:41.]

2. Из любви к ближним.

При труде нужно также думать о ближних и для них работать. Каким образом?

а) Помогать другим работой. Другие хотят также жить. Образец христианского труженника!

б) Служить для других образцом. Для отклонения людей от ленности нужно указывать им не на трудолюбие пчел и муравьев — мы сами должны служить им примером. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Петр. 4:10[948 — Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.]).

в) Поддерживать своих. Родители, дети нуждаются очень часто в поддержке. Изображение доброго сына или дочери.

г) От избытка труда уделять бедным. На вопрос: «почему ты так много трудишься, не имея нужды?» надо отвечать: «есть другие нуждающиеся.»

д) Исполнять обязанности в отношении к государству и обществу. Это дело чести. Кто ничего не имеет, хочет от общества; кто нечто имеет, дает обществу.

3. Из любви к Богу.

Любовь к Богу должна проницать все труды.

а) Утренняя молитва должна освящать весь рабочий день. «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).

б) Застольная молитва должна возвышать телесное удовлетворение до духовного и высшего.

в) Вечерняя молитва, как вечерняя заря, должна освещать трудовой день и предвозвещать добрый следующий день. Святой Григорий Нисский: «начинай и оканчивай твое дело так, чтобы приносить его в жертву Богу посредством крепкой молитвы.»[949 — Lib. l qе орif. munqi.]

г) Дни покоя должны быть посвящены Богу. Ленивый большей частью трудится по воскресным дням.

д) Пост и молитву, прибыль и потерю должно предоставлять в волю Божию (1 Кор. 3:7[950 — посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.]), (Притч. 20:24[951 — От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?]).

О злоупотреблении Божьим долготерпением

«Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» (ст.41).

В притче этого Евангелия изображается печальная судьба иудейского народа и государства. Бог, по беспредельной любви и терпению, многочастно и многообразно напоминал им через пророков о принесении плодов покаяния, наконец, послал Единородного Сына Своего, говоря: устрашатся Сына Моего и покаются.

Но они не внимали этим увещаниям и предостережениям, злоупотребляли Божьим долготерпением и приготовили свою собственную погибель (ст.41).

Этот страшный пример должен служить предостережением для всех времен и людей, когда Бог призывает к покаянию. Но многие ли люди внимают ему? Подумаем, как велика Божья любовь и милосердие,

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн