Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

воин взял оружие, надо также, чтобы он твердо стоял. Так и воин Христов (2 Тим. 2:3). Но как многие отступают в минуту нужды и нападения! (Лук. 8:13[968 — а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;]). К таким не благоволит Бог (Евр. 10:38[969 — Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.]). Кто истинно верует, тот не убегает (Исаии 28:16[970 — Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.]). Кто верует, тот не избегает:

1. Ни Христа.

Потому что он знает Его и сознает, какое сокровище он имеет в Нем. Только те избегают Его, которые не знают Его, или нарушают Его заповеди (1 Кор. 1:23;[971 — а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.] Псал. 4:7[972 — Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!]) или втайне удаляются от Него вспять (Иоан. 6:66[973 — С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.]).

Кто верует, тот любит Его всем сердцем, и потому охотно слушает Его голос, когда другие охотнее внимают голосу мира. Христианин избегает мира и прибегает ко Христу (Псал. 70:3[974 — Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.]).

2. Ни креста.

Сатана со своими нападениями, мир со своими искушениями, плоть со своими страстями, часто нападают на воина Христова. Наемник предается в этих случаях бегству (Мф. 19:22[975 — Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.]). Но истинно верующий бодрствует, стоит, мужается, утверждается. Конечно, тут требуется много труда и борьбы (Мф. 16:22;[976 — И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!] Mар. 14:34–35[977 — И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;]), но вера превозмогает наконец все. Без креста не обходится ни один ученик Господа (Лук. 19:23[978 — для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?]). Но Бог не обременяет нас сверх сил и имеет довольно средств помочь нам (Псал. 67:20[979 — Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.]).

3. Ни самой смерти.

Христос предал Свою жизнь за нас (Фил. 2:8[980 — смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.]). Не должны ли и мы принести в жертву Ему нашу жизнь? Должны ли мы бояться смерти? Напрасно мы думали бы избежать смерти (Псал. 88:49[981 — Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?]): но однако мы не должны и искать ее. Христианин не пребывает в смерти (1 Иоан. 3:14 [982 — Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.]).

Иисус Христос Сам вынужден был избегать ее в определенных условиях (Мф. 2:13[983 — Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.]), — но вместе с тем христианин никогда не теряет ее из виду и открывает ей без страха двери (Фил. 1:23[984 — Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;]).

Заключение. Кто верует, тот также избегает — но чего? Греха (Сир. 21:2[985 — Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя.]). Похотей юных (2 Тим. 2:22[986 — Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.]). Нецеломудрия (Сир. 19:2[987 — Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее;]).

Долг уважения и признательности ко всем верным деятелям

«Почитайте таковых» (ст.18).

В этих немногих словах богодухновенного апостола — какой преподается богатый урок уважения и признательности к труждающимся лицам, каким бы то ни было образом, на пользу общую! Вы знаете, говорит апостол коринфским христианам, семейство Стефана, которое отличается особенной благотворительностью к бедным и неимущим (ст.15), вы знаете, что тот же Стефан вместе с некоторыми другими членами коринфской церкви «оставил для вас дом и отечество,»[988 — Святой Иоанн Златоуст; in h. lосо.] — чтобы успокоить меня и вас. Итак, познавайте таковые, цените их как следует, воздавайте им должное уважение и признательность, зная их труды и усердие (ср. 1 Фес. 5:12[989 — Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.]). Остановимся на этих словах апостола и научимся из них воздавать — долг уважения и признательности ко всем верным деятелям.

1. Кто эти деятели?

Их много, но главным образом:

а) Духовные пастыри и учители (1 Кор. 4:15;[990 — Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.] 1 Фес. 2:9[991 — Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.]).

б) Начальники и воспитатели.

в) Благодетели и все труждающиеся словом и делом для общего блага.

2. Долг, какой мы должны им воздавать.

а) Честь и признательность особенную (1 Тим. 5:17;[992 — Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.] Фил. 2:29[993 — Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении.]).

б) Любовь и уважение преимущественно (1 Фес. 5:12–13[994 — Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.]).

в) Помощь им и их семейству в нужде (2 Кор. 9:7,[995 — Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.] 10[996 — Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей.]).

г) Молиться за них, как при жизни, так и по их смерти (Евр. 13:18,[997 — Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.] 7[998 — Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.]).

Проклятие неверия есть выражение любви

«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (ст.22).

Преподав христианам заповедь о любви (ст.14) и напутствовав их святыми благожеланиями (ст.15–21), апостол Павел заключает свое послание страшной угрозой, — угрозой проклятия: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.» Конечно, проклятие несовместно с христианской любовью, но из этого примера апостольского мы учимся, что — проклятие неверия есть выражение любви.

1. Как мы должны смотреть на проклятие, которому Святая Церковь подвергает неверующих?

Неверие есть:

а) Погибель, величайшая из всех погибелей, каким только человек может подвергаться.

б) Погибель, до которой неверующий сам себя доводит и, следовательно, сам себя проклинает.

в) Сильнейший яд, которой легко может заражать других.

г) Поэтому невериемерзость для любви, как и все то, что причиняет вред душе.

2. Как в этом проклятии выражается любовь?

а) Самое первое и высшее благожелание христианина Христианину — то, чтобы благодать Божья была с ним (ст.23).

б) Без благожелания любовь одного человека к другому не может проявляться в полной мере.

в) Но неверие лишает человека любви Иисуса Христа и через это удаляет также и любовь собратий к нему.

г) Поэтому проклятие неверия есть чистейшее выражение любви в отношении к неверующим.

Кто не имеет любви, тот не может называться истинным христианином

«Все у вас да будет с любовью» (ст.14).

Потому что:

1. Он преступает самую важную заповедь христианства.

2. Он не почитает Бога по-христиански.

3. Он не подражает примеру Иисуса Христа.

Образцы церковной проповеди. Слово в неделю 13-ю по Троице

«Злодеев сих предаст злой смерти»

(Мф. 22:33).

(К кому в нынешнее время могут относиться слова из притчи: злодеев сих предаст злой смерти).

Этими словами Иисус Христос заставил иудеев изречь суд самим себе после того, как предложил им притчу о злых виноградарях. Под злыми виноградарями, избившими всех посланных от хозяина виноградника, не пощадившими даже самого сына хозяина разумеются иудеи, избивавшие пророков, и распявшие на кресте Самого Сына Божия. Рассказавши эту притчу, Иисус Христос спросил иудеев, что будет с этими недоставившими плодов от виноградника и, кроме того, так жестоко поступившими со всеми посланными от хозяина? «Злодеев сих предаст злой смерти,»отвечали они, «а виноградник отдаст другим виноградарям,» т. е. с жестокими жестоко и будет поступлено. Не заметили они несчастные, что, говоря так, они изрекли суд на самих себя. И сбылось это над богоубийственным народом, — за христоубийство храм их сожжен, город Иерусалим разрушен, сотни тысяч из иудеев погибли то от меча, то от голода, остальные оставшиеся в живых изгнаны из своего отечества, и изгнанные они рассеялись по разным странам, — и где нет этих несчастных, принадлежащих к этому богоубийственному народу? Они везде, кроме своего отечества, и везде всем и каждому они неприятны и невыносимы, видимо, для всех на этом народе лежит печать отвержения от лица Божьего.

«Злодеев сих предаст злой смерти.» Как часто и ныне сбываются эти слова! Да, и ныне и всегда злые люди должны ждать себе тоже злой участи. Вот невер, кощунник, который не признает для себя ничего святого, который не боится публично раскрывать уста свои для хуления Имени Божьего, — думаете ли, что эти страшные хулы пройдут ему даром? Правда, иногда долго, очень долго терпит его Божье милосердие, давая ему время образумиться, но когда чаша Божьего долготерпения переполняется, то часто не успеет он кончить богохульной речи своей, как суд Божий, на глазах у всех поражает его, — и кончает он жизнь свою в страшных мучениях.

Встречаются люди, лестью, низкопоклонничеством, наушничеством, даже погибелью других достигшие возвышения. Живут они иногда долго в видимом благоденствии и счастьи, с успехом идут и дела их, все им как будто покровительствует и улыбается, все перед ними преклоняется. Совесть молчит, люди льстят и восхваляют и ни единого обличающего и укоряющего. Но

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн