Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

«лилии» в сравнении с пурпуром и виссоном одежды самого Соломона, Тот, без сомнения, был близок к чарующей природе Своей родины, одной с ней жизнью дышал, и потому легко говорил ее языком, выражая ученикам и народу ее образным языком Свои задушевные мысли. Равно как, говоря о виноградниках, сеятелях, пастухах, винных мехах, фарисеях и мытарях и т. п., Он показывал Себя сыном Своего народа (по человечеству), его занятий, обычаев, слоев и т. д.

Мы видим в этом объяснении долю правды, потому что, по нашему мнению, чувство природы одно из прекрасных чувств человеческой природы Христа Спасителя и, показывая Его близость к жизни Своего народа, служит живым свидетельством действительности Его «вочеловечения.» Мы только далеки от той крайности, чтобы само учение Христа Спасителя производить от влияния на Него окружавшей Его природы или считать плодом обычаев и чаяний Его народа, как это делает Ренан и последователи его «идиллического евангелия,» далеки от той крайности, чтобы самую основную идею учения Христа Спасителя (о царстве Божьем) считать плодом влияния на него красот Галилеи и Генисаретского озера, или постоянно представлявшегося Ему зрелища мирных пастбищ. Думать так не значит ли Мадонну Рафаэля, последний день Помпеи Брюллова, картину Иванова признавать произведением не художнического гения, а происхождением сепии, лазури, умбры и т. п. красок, в обилии покрывавших палитру художника? Но мы далеки также и от той мысли, что живописная речь Христа Спасителя была случайным и естественным выражением, на которое невольно наводила Его окружавшие Его с детства природа и быт еврейского народа.

Можно ли допустить что-нибудь случайное в жизни и учении Христа Спасителя, когда они были предвидены и предопределены прежде сложения мира, от самой вечности. Образный способ учения Христа Спасителя был предуказан еще в Ветхом Завете, наравне со всеми другими чертами Его личности и событиями его жизни. «Внемли, народ Мой, закону Моему, приклоните ухо ваше к словам уст Моих:» так еще устами древнего псалмопевца, призывал Мессия к слушанию Своего учения. «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности» (Псал. 27:1–2). Поэтому Святой Евангелист Матфей, изложив в своем Евангелии одну из бесед Христовых, замечает: «все сие говорил Иисус народу притчами и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф.13:34–35). И так, не случайна была образная речь в устах Христа Спасителя: она была предсказана и и была необходима в устах Его, как один из признаков, по которому первоначальные слушатели Его учения умели узнавать в лице Его обещанного Богом Учителя мира, посланнаго в мир, чтобы возвестить людям сокровенные мировые тайны.

Правда, Иисус Христос не первый говорил притчами. Образным языком и до него говорили священные учители народа израильского: пророк Нафан, обличавший причей преступление Давида, раненый пророк времен Ахава, пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Михей. Даже простые люди выражали свои мысли притчами, как, например, Иоафам, сын Гедеона, женщина фекоитянка времен царя Давида. Кто не знает, в частности, имени царственного мудреца народа израильского, который изрек три тысячи притч и сложил тысячу песней, наполнив всю землю, и которому отдаленные страны удивлялись «за песни и изречения его, за притчи и изъяснения их» (Сирах. 47:17–19[1000 — Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; имя твое пронеслось до отдаленных островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны.]). Но с другой стороны, ни один из древних пророков не сделал притчу преимущественным способом обучения народа, как это было у Господа, а тем более никто из них не влагал с такой легкостью и художественным изяществом в образный рассказ такого глубокого содержания, какое заключают в себе притчи Христа Спасителя.

В самом деле, что такое притчи самого Соломона в сравнении с притчами Христа Спасителя по форме и содержанию, как не краткие, более или менее замысловатые или даже простые изречения, редко возвышающиеся своим содержанием над уровнем простого житейского опыта, наблюдательности и благоразумия в узких пределах общественной и частной жизни народа еврейского. «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность» (Прит.5:1), такова цель и задача притчи. «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает? (Прит.24:21–22). В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем. (Прит.16:15) Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов (Прит.31:10). Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная (Прит.11:22). Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом (Прит.20:10).»

Вот в кругу каких предметов, хотя и не исключительно, вращается ветхозаветная притча. Мои слушатели видят, что она легко обходится без полной образной формы. Но Тому, Кто более пророков и священных учителей народа Божьего, более Ионы и Соломона, притча была необходима для выражения высочайших и глубочайших истин Его божественного учения, истин настолько высоких и глубоких, что они называются тайнами сокровенными от веков и родов в Боге. Она становилась в устах Его плодом не только божественной наставнической мудрости величайшего из учителей, но и делом Его беспредельной любви к редким для другого учителя ученикам, рыбакам, пастырям, садовникам, мытарям, женщинам, вообще народу слепому, темному, который даже его ближайшие учители фарисеи проклинали за неведение.

«Но этот народ невежда в законе, — говорили гордые фарисеи, — проклят он(Иоан. 7:49). И вот для этого народа, который своим неведением только возмущал душу фарисея-учителя и вместо снисходительной любви вызывал на устах его при всяком случае одни проклятия, Божественный Наставник в Своем мудром уме и любящем сердце нашел простое средство не только для того, чтобы вывести народ из мрака неведения, но и возвести младенческий ум Своих слушателей до разумения истин, недоступных по своей высоте и святости гордому уму фарисея-учителя. С каким состраданием смотрел Он на этот народ, оставленный пастырями, завладевшими ключами разумения! Как мать с материнским чутьем и любовью лепечет со своим младенцем, как отец учит своего подрастающего мальчика познанию Творца мира, указывая ему на солнце, на звезды, которые светят в радостные очи ребенка, как наставник, объясняя урок своей малютке-ученику, прибегает к помощи понятной для него картинки — так и Божественный Наставник, беседуя о высочайших истинах Своего учения с детьми по уму, рыбаками, пастухами, виноградарями, женщинами, указывал им на знакомые им нивы, поля, сады, сети, на всю окружавшую их, прекрасную как Божий рай, природу и самые трудные уроки Его учения находили доступ к детскому уму и залегали живыми образами в их чистом, неиспорченном сердце. Некоторая косность или медленность слушателей в воспринятии не столько самих притч, сколько в уразумении истин, заключавшихся в притчах, часто непостижимых и для зрелого ума, не смущала и не охлаждала ревность Божественного Наставника. Он был уверен в правильности Своего педагогического приема и что эта косность пройдет сама собой, как скоро коснется души их благодать Святого Духа, подобно тому, как полусвет ночи быстро исчезает при первых лучах дневного светила. «Теперь вы этого не поймете, — говорил Он им, — но настанет время, когда и это уразумеете.» Мудрый Наставник намеренно оставлял за притчами некоторую долю трудности для уразумения, вызывая ум слушателей вдумываться в притчу и тем еще более запечатлевать ее в себе, побуждая их к тому даже отеческой укоризной. «Этой-то притчи вы не понимаете? Как же после этого будете понимать все притчи.»

Что всего поразительнее в Божественном Наставнике, так это то, что Его наставническая любовь и внимательность простиралась, даже с большей силой, на таких слушателей, каковы были фарисеи, священники, законники. Он видел, что сердце людей сих огрубело, что они намеренно смыкают очи свои, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать, и сердце, чтобы не чувствовать. Сколько горькой, но необходимой для их же блага правды должны были выслушать от него гордые вожди и руководители умственной и нравственной жизни народа. И вот и к ним, к ним даже настоятельнее, чем к другим слушателям, Божественный Наставник обращается с притчами, чтобы прямой речью еще более не ожесточить сердца этих людей и не оттолкнуть их от Себя, как врач, вынуждаемый самым отвращением больного от горького лекарства подслащать его, примешивая к горечи невыносимой для уха фарисея и законника сладость образного слова. Они уходили смущенными, но не оскорбленными и пристыженными народом, даже слушая притчу, удерживали за собой высокомерную позу и снисходительную мину перед Учителем Галилейским; они уходили в душе смущенными, но не оскорбленными и пристыженными явно перед народом. Только несокрушимое лицемерие этих людей, о которое разбивались все усилия наставника добраться до сердца их, побуждало Господа оставлять притчу и говорить дрямым языком: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Матф.23:13).

За то как Он радовался успеху Своего мудрого образного слова в умах и сердцах других слушателей, с детским умом и чистым детским сердцем! Он с восторгом видел в этом знак особого благоволения к ним Отца Своего. «В тот час (после обличения неверия фарисеев) возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лук.10:21).

Таким же восторгом платили любвеобильному Учителю и сердца учеников Христовых и слушателей его притч. «К кому мы пойдем от Тебя: в устах Твоих глаголы вечной жизни:» так они уверяли Учителя своего после затруднившей всех Его слушателей образной речи о хлебе жизни. «Никогда еще не говорил так ни один человек, как этот человек,» говорили сами преследователи Его; они заслушивались и y них опускались руки, простертые для того, чтобы схватить Его.

И вот почему притчи Христа Спасителя остались во все века для христианского мира образным выражением учения Христова, высочайшим образцом наставнической мудрости, неистощимым источником назидания для взрослых, настольной незаменимой книгой, книгой для наших детей, душой христианского богослужения иногда по целым неделям, каковы, например, недели мытаря и фарисея, неделя блудного сына, любимым предметом христианской иконографии, для олицетворения Самого Христа в образе рыбы для обозначения начальных букв Его имени и божества (ιχϋυς); виноградной лозы для выражения Его самоотвержения; доброго пастыря, с заблудшей овцой на плечах, как символа Его бесконечной любви к Своему стаду.

Теперь, не входя в подробности, которые будут раскрыты в

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн