Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн.

Предисловие к второму выпуску.

В настоящий выпуск “Общедоступной Богословской Библиотеки” вошел том “Собеседовательного Богословия,” содержащий в себе толкования на евангельские и апостольские чтения недель Триоди Цветной, т. е. за время от Пасхи до Троицы. Это самое радостное время для Святой Церкви, которая прославляет в восторженных песнопениях воскресение Христово, торжество Жизнодавца над смертью и темными силами ада, и поэтому ликует, радуется и веселится веселием духовным. Первоначальное название этой Триоди цветной объясняется из древнего обычая — праздновать веснойпраздник цветов.” У древних народов был обычай, по окончании зимы, — когда земля с наступлением весны покрывалась цветами, — выходить на зазеленевшие поля и луга и там совершать праздник цветов, ознаменовывая его радостными весенними песнями. На этот обычай намекает и царь Соломон, говоря: “Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал” (Песн. 2:10–11). Соломон призывает здесь свою возлюбленную идти повеселиться с ним на блистающее весенним нарядом поле, которое по прошествии зимы покрылось благоухающими цветами. Применяясь к этому древнему обычаю и одухотворяя его, отцы и учители церкви составили боговдохновенные песни, которые во время цветоносной весны поются в церкви Божией, как в злачном поле. Составившаяся из этих песен книга и получила название Триоди Цветной, чтобы все благочестивые люди не в поля, а в храмы Божии шли ликовать и веселиться духовно, принося цветы добродетели и поющи песни духовные. Сообразно с таким возвышенно радостным настроением народа, Святая Церковь и предлагает такие чтения из евангелий и апостольских книг, которые также преимущественно свидетельствуют о воскресении Христа и о Божественном всемогуществе Богочеловека, заимствуя их из евангелия Иоанна и книги Деяний Апостольских.

К обычным гомилетическим объяснениям этих чтений в новом издании приложены образцы слов, поучений и бесед наших лучших проповедников, и ввиду важности этого времени в смысле духовной жатвы, приложения эти в настоящем выпуске даются в усиленном изобилии, чтобы дать возможность духовным пастырям-проповедникам иметь возможно больший выбор духовной пищи для своих пасомых.

Редакция духовного журнала “Странник”.

17 марта 1899 года.

Неделя Пасхи

Евангельское чтение. Зачало 1. Евангелие от Святого Апостола Иоанна 1:1-17

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

О Божестве Иисуса Христа

Праздник Пасхи посвящен Церковью воспоминанию славного воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Воскресение Спасителя неопровержимо доказывает, что Он, пострадавший, умерший и воскресший, есть истинный Бог, и что все проповеданное Им учение есть Божественное учение; потому что “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15:14). В соответствии с таким величайшим значением события воскресения Господа для нашей веры, святая Церковь, при колокольном звоне, возвещает на литургии, в слух всех и на разных языках, словами евангелиста Иоанна Богослова, о Божестве Иисуса Христа.

1. Иисус Христос есть истинный Бог:

а) Он вечен, как Бог Отец, с которым Он имеет единое существо, но составляет отдельное от Него лицо, называемое Словом, так что Отец никогда не был без Слова и Бог Слово всегда был у Бога Отца (ст. 1–2.)

б) Он всемогущ как Творец, которым сотворено все, и нет ни одного творения ни на небе, ни на земле, которое не получило бы бытия через Него (ст. 3).

в) Он не только Творец, но и Первоисточник жизни для всего живущих, Свет для всего человечества, показывающий ему путь к истине, оправданию и спасению (ст. 4).

г) Он необъятен, как глубина Божества, непостижим для ветхого человека, жившего во тьме греха и заблуждений, хотя Бог Слово освещал и эту тьму, то законом, данным через Моисея, то обетованиями, пророчествами и прообразами (ст. 5).

2. Явление Иисуса Христа в мир было уготовано Богом:

а) По особенному Божьему посланию явился человек, по имени Иоанн, великий пророк, больший из всех рожденных женами (ст. 6); но Иоанн не был сам свет, предвозвещенный пророками; он свидетельствовал только о Свете, приготовлял сердца людей к принятию Его, чтобы все уверовали в Него (ст. 7–8).

б) Истинный Свет один Иисус Христос, просвещающий всякого человека, а следовательно и Иоанна, получившего озарение для своей проповеди от Него же (ст. 9).

3. Непостижимое явление Бога Слова во плоти ослепило земные очи:

а) Бог Слово давно уже действовал в мире и во все стороны рассеивал лучи своего света, как Творец и Промыслитель мира; но люди, по своему развращению, не узнали в Нем своего Творца и Промыслителя, не слушали пророческих глаголов, вещавших о Нем (ст. 10).

6) Даже и тогда, когда Он, по исполнении времен, явился во плоти к своим людям, происходившим, подобно Ему, от племени Авраама, они не приняли Его и не уверовали в Него, как в Сына Божьего (ст. 11).

в) Те же, которые приняли Его и уверовали в Него, получили высокую честь именоваться Божьими чадами, были ли это потомки Авраама или язычники, потому что эта высокая честь дается не за плотское рождение от славного отца, а за духовное рождение от Бога в таинстве крещения (ст. 12–13).

г). В Боге Слове, жившем во плоти, верующие узрели славу единородного Сына Божьего, сопровождаемого неисчисленными знамениями и чудесами, и исполненного благодати и истины (ст. 14).

4. Иисус Христос есть обетованный Мессия.

а) О Нем свидетельствует великий и всеми уважаемый пророк, Иоанн Предтеча, как об обетованном Мессии, который хотя и явился миру после него, но существовал прежде него, прежде творения всего мира, как безначальный Бог (ст. 15).

б) В нем, как в воплотившемся Слове Божьем, обитает вся телесная полнота Божества, и от этой полноты все истинно-верующие в Него получают сугубую благодать, обилие всяких духовных благ (ст. 16).

в) Он истинный Мессия и безмерно превосходит Моисея и всех пророков, потому что Моисей получил закон, как служитель, и передал его тем, кому было повелено; а Иисус Христос сам в себе содержит источник благодати и раздает ее, кому хочет. Закон служил только прообразом Христа, а во Христе эти прообразы исполнились и воцарилась истина (ст. 17).

Так как проповедники никогда не произносят в Пасху проповедей на основании дневного евангелия, а заимствуют предметы для церковных собеседований исключительно из пасхального торжества в честь воскресшего Господа, то предлагаем здесь несколько тем для гомилетической разработки, относящихся преимущественно к событию славного воскресения Христова, которое, по своему величайшему значению, представляет неистощимый источник для назидательных поучений.

В воскресшем Спасителе восторжествовало добро над злом

“Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых”

(Мф. 28:7).

Враги, по-видимому, победили Иисуса Христа. Но Он восстал как победитель.

1. Истина над заблуждением и ложью.

Иисус Христос действительно умер, потому что из Его прободенного сердца излилась кровь и вода, а это служит неопровержимым доказательством Его смерти. Стража, приставленная к гробу, лгала, утверждая, что ученики похитили Господа, когда она спала, потому что во время сна она не могла знать, что происходило вокруг неё. Жители Иерусалима несомненно знали, что Христос воскрес, потому что никто из них не осмелился противоречить Петру в день пятидесятницы. Христос воистину воскрес, следовательно с Ним был Бог. Воскресением своим Он доказал истину своего учения, божественность основанной Им веры. Все, что несогласно с этою верой и этим учением, есть ложь и заблуждение. И эта вера перешла к нам, православным христианам, во всей неповрежденной своей полноте и целостности. Тот, кто восстал из гроба, не имел ли власти во все времена заботиться о том, чтобы Его Церковь, руководимая Духом Святым, пребывала верной истине, содержала Его чистое, неповрежденное учение?

Праздник Пасхи есть праздник веры.

2. Добродетель над злобой и пороком.

Зло часто торжествует. Но это торжество продолжается недолго. Это мы видим на примере Спасителя. Миллиарды людей теперь прославляют Его, а Его враги составляют предмет ненависти и презрения в продолжение тысячелетий. Так бывает и в человеческой жизни. Добро всегда побеждает.

а) За грехом следует раскаяние и исправление.

Иной исправляется, устрашенный следствиями греха или тронутый Божьей благодатью. Дурной пример одного приводит к добру другого.

Злой и зло постепенно отделяется от Божьего царства.

б) За заслугами следует признание их. Как оправдалось это на Спасителе?

Добрые люди в самом начале признают нашу истинную заслугу. По смерти добрых ее признают и другие. В небе признает ее Бог.

Таким образом всякое добро рано или поздно оценивается по достоинству.

в) За исполнением обязанностей следует внутренний мир.

Спокоен был Иисус Христос при всех преследованиях. Воскресение возвысило этот покой в восторг и торжество.

Если только мы делаем добро, на нас возложенное, то и мы имеем душевный мир, несмотря на все огорчения.

г) За истинной добродетелью следует награда и честь.

Гроб Иисуса Христа сделался предметом поклонения. Спаситель восприял честь на земле и награду на небе. Так бывает и с добрыми родителями, детьми, начальниками и т. д.

д) Добро никогда не имеет конца.

Благочестивые родители воспитывают в свою очередь благочестивых детей. Добродетельный муж служит образцом для многих. Добрые живут вечно.

3. Жизнь над смертью и тлением.

а) В том, кто с истинным вниманием приникнет к гробу Спасителя, уничтожается греховная смерть, разлучение от Бога.

Можно ли питать в своем сердце высокомерие, чувственную похоть, любостяжание при виде гроба Сына Божьего?

б) Уничтожается смерть телесная.

Некогда наше тело восстанет и соединится опять с душой. Разлучение в смерти тогда уничтожится.

в) Уничтожается смерть вечная.

Душа человеческая бессмертна. Праздник пасхи и весна доказывают это. И истинная, сердечная, радостная вера в Христово воскресение ведет к блаженному бессмертию.

Следовательно нет теперь вечной смерти. Христос

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн