во лжи, чтобы поддаться такому порыву. Нет, их условная честь была им дороже требований совести, и вот они порешили лучше усугубить ложь и поставить на ставку всю свою вечность (насколько у них оставалось веры в нее), чем признать действительность совершившегося события. Раз сделана такая гнусность, что в злобном ослеплении распят Мессия — Христос, Который Своим воскресением неопровержимо доказал Свое Божество, то вся теперь задача состояла в том, чтобы как-нибудь затушить и прикрыть эту гнусность и главнее всего отвести глаза народа, который, в случае разглашения слуха о воскресении Того, Кого он еще недавно радостно приветствовал восторженными кликами “осанна” как своего Спасителя и Сына Давидова, мог бы отомстить своим вождям и старейшинам за совершенное ими злодеяние с той ужасной яростью и жестокостью к какой только способна разъяренная неправдой толпа. И это опасение за свое гнусное существование побудило их немедленно собраться на заседание в синедрионе.
Забыв, с какой лицемерной злобой сами они постоянно преследовали ненавистного им Иисуса Христа и Его учеников даже за малейшее нарушение субботы, они порешили на этом беззаконном собрании создать такую ложь, которая, по их мнению, способна была убить Того, Кого не могла сокрушить самая смерть на позорном древе. Сделав складчину, они предложили трепетавшим от страха воинам небывалую у них в руках сумму презренного металла, уже неоднократно сослужившего им добрую службу в разных их гнусностях и интригах, и успокаивая их, научили их лжи, от которой могло бы содрогнуться неиспорченное сердце римлян, если бы алчность и опасение ответственности не превозмогли в их душе. “Скажите, научали воинов гнусные злоумышленники и богоубийцы, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.”[59 — и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. (Матф. 28:13–14)] До такой-то бездны гнусности и лжи дошли в своем озлоблении высшие представители некогда избранного Иеговой народа! В своем безумном сопротивлении Божественному Сыну своего собственного величайшего патриарха Авраама и славнейшего Царя Давида, они не погнушались даже снизойти до преступной сделки с языческими воинами, представителями ненавистного им Рима. И золото сделало свое дело. Воины взяли деньги и, довольные своим неожиданным избавлением от страшной ответственности за неисполнение своего воинского долга по отношению к вверенной их охране печати Кесаревой, стали усердно распространять внушенную им иудейскими первосвященниками ложь, и эта ложь, как замечает евангелист, пронеслась “между иудеями до сего дня.” (Матф. 28:15).
Но если эта купленная золотом ложь могла на время отвести глаза народа от страшной истины действительного события, то это можно объяснить разве только всеобщей возбужденностью, которая, под впечатлением всех пережитых ужасов, могла, так сказать, привести в оцепенение саму способность здравого и трезвого рассуждения. В самом деле, эта ложь не выдерживает ни малейшего прикосновения критики. Для римских воинов сказать, что они спали на своем воинском посту и этим допустили возможность для злоумышленников сломать (хотя она не была сломана) вверенную их охране Кесареву печать, значило не только сказать нелепость, но и опозорить славу римского орла на весь мир. Рим, выше всего дороживший славой своего оружия, никогда не потерпел бы в своей среде воинов, способных покрыть его таким позором, и если бы это было действительно так, никакое золото иудейских старейшин не могло бы избавить их от страшной ответственности — по всей строгости военных законов Рима. Значит, дело было не так, и если мы ничего не слышим о расследовании дела со стороны римского прокуратора, то, значит, золото иудейских старейшин имело достаточно силы не только для того, чтобы заставить воинов лгать, но и для того, чтобы заставить прокуратора молчать и не возбуждать “темного” дела….
Поистине, глубокую истину заключала в себе римская пословица, что кого хотел наказать Юпитер, у того он отнимал разум. Ни воины, ни сам Понтий Пилат, конечно, и не подозревали, что они, разглашая за золото гнусную ложь или замалчивая истину, собирали лишь на, свою голову всю страшную тяжесть проклятия перед последующей историей, перед лучезарным светом которой неизбежно должна была обнажиться вся эта нелепая и гнусная ложь! И она обнажилась, и приговором совести человечества имя римского соучастника иудеев в их гнусном преступлении богоубийства навсегда занесено в символ веры христианского мира — на вечное проклятие и поношение в народах!
Так правда торжествует над ложью, хотя бы временно и имела успех ложь. Но тем печальнее и непостижимее то закоснелое упорство, с которым извращенный человеческий ум льнет ко лжи, хотя уже давно обличенной и ниспровергнутой. И этим позором заклеймил себя преимущественно наш век, который породил целое племя критиков — отрицателей, проповедующих отрицание действительности воскресения Христова, как последнее слово научно-критического знания. Если бы это было действительно последнее слово научно-критического знания, то, поистине, было бы грустно за науку и разум человечества, потому что это “последнее слово” его совпадает как раз с той первоначальной ложью, которую провозглашали среди иудеев подкупленные золотом богоубийц воины!
Рассмотрите все так называемые теории воскресения Христова, при помощи которых новейшие критики-рационалисты стараются объяснить евангельское повествование так, чтобы низвесть его на почву мифа, и вы убедитесь, что в действительности они не сказали ничего нового и под новыми, облеченными в научную терминологию формами, в сущности проповедуют все ту же старую ложь, когда-то провозглашенную подкупленными воинами-язычниками.[60 — Подробный критический разбор этих теорий сделан в беседах ο “Воскресении Христовом как величайшем и достовернейшем из чудес” (См. ниже в приложении к 2 и 3 неделе до Пасхи).] Вот так нелепо мало-изобретательна новейшая отрицательная критика, и поистине нет еще легковерия, которое было бы неимовернее легковерия отрицательной критики, кичащейся своим “научнообоснованным” неверием…..
В своих усилиях подорвать историческую достоверность воскресения Христова отрицательная критика совершает вопиющую несправедливость по отношению к самым элементарным требованиям научно-исторической правды и беспристрастия.
Она с достойным лучшего дела усердием собирает наималейшие крупицы всего, что так или иначе может содействовать сомнению и отрицанию и устраняет все, что подтверждает историческую достоверность события, — верит на слово заклятым врагам Христа и христианства и отвергает показания Его учеников и последователей. Но такой прием противоречит самым основным началам беспристрастной и добросовестной истории и претит совести человечества. Для последней не может быть ни малейшего колебания в решении вопроса о том, кому можно более верить в данном случае: разъяренному ли и злобствующему синедриону, или пламенно любящей Марии Магдалине? Злобно исступленному и дерзко кощунственному ли Каиафе, или благоговейному Клеопе? Иуде ли предателю, или сомневающемуся, но осязательно убедившемуся в истине воскресения, Фоме? Французским ли энциклопедистам, изощрившимся в богохульных вымыслах, или пятистам живых свидетелей воскресения? Бесчувственным ли до кощунства неверам в роде Штрауса и Ренана, — этим духовным скопцам без души и сердца, — или таким духовным исполинам и самоотверженным проповедникам и исповедникам истины, как апостолы Петр, Иоанн и Павел?
Одним словом, чему можно более верить: свидетельству ли подкупленных иудейским золотом воинов-язычников, сознательно лгавших за презренный металл по наущению и в пользу невольных спасителей своей воинской чести, или величавому, спокойному, истинно-божественному свидетельству святого Евангелия?..
Пусть вся свора рационалистов верит первым и изыскивает все, что только может служить к подтверждению их отрицания. Им никогда не склонить на свою сторону убеждений лучшей части человечества, и совесть его никогда не перестанет громко вопиять против подобного попрания истины. Пройдут века и тысячелетия, истлеют в прах все писания неверов и самые имена их исчезнут из памяти человечества, а святая Церковь неизменно до конца веков будет торжественно повторять свою пасхальную песнь: “Христос Воскресе,” и голос народов, чем дальше, тем более сливаясь в единодушный хор, будет вторить ей громоносным ответом: “воистину воскресе!”
Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Святой Пасхи
Арсений, митр. Киевский. Сочинения, т. I, стр. 1-149.
Филарет, митр. Московский. Сочинения, т. I, 140; т. II, 71, 188, 263; т. III, 20, 83;
т. IV, 243, 297, 385.
Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. I, 60–75.
Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. поучений (90 г.), т. I, 139–157.
Никанор, арх. Херсонский. Сочинения (90), т. II, 254–268; 279–313; 348–380.
Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов, (98 г.), стр. 3.
Феофан, еп. Тамбовский. Слова на Господни, Богородичные. и торж. дни (83 г.), 148–153.
Палладий, арх. Рязанский. Слова и речи (81 г.), 78.
Николай, еп. Алеутский. Проповеди (97 г.), 146.
Александр, еп. Можайский. Слова, речи и поучения (89 г.), стр. 49.
Путятин Родион, прот. Поучения (93 г.), 63–77.
Белоцветов А. Круг поучений, (94 г.), 21–36.
Нордов В., прот. Сеятель благочестия (91 г.), 4-15; 187–205; 436; 688.
Дьяченко.Ежеднев. поучения в слове Божием (97 г.), 1-18.
Романов И., прот. Полн. собр. поучений (88 г.), 113–116.
Богородский Ф. Голос сельского пастыря (85 г.), 35–43.
Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 150–172.
Скрябин А. Простонародные поучения (66 г.), 73–87.
Красовский П. Поучения для простого народа (70 г.), 76–82.
Светлый Христов Праздник Пасха. Сборн. статей. Изд. Ив. Преображенского. Спб. 1898 г.
Неделя о Фоме
I. Евангельское чтение. Зачало (65). Евангелие от Святого Апостола Иоанна 20:19–31
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.