Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

Явление воскресшего Господа своим ученикам

В Евангельском чтении в неделю о Фоме повествуется о явлении Воскресшего Господа своим ученикам.

1. Как Он является к ним?

а) С приветствием мира, разгоняющим смущение и страх: “мир вам” (ст. 19)!

б) С неопровержимым доказательством того, что это Он сам, а не призрак: “показал им руки и ноги и ребра Свои” (ст. 20).

в) С наполнением сердца их необычайной радостью: “Ученики обрадовались, увидев Господа” (ст. 20).

2. Какое поручение Он дает им?

а) Содержание этого поручения: “как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас” (ст. 21).

б) Сила к исполнению этого поручения: “примите Духа Святаго” (ст. 22–23).

3. Как он относится к колеблющимся в вере?

а) Он видит их колебание и относится снисходительно к ним (ст. 24–26).

б) Он совершенно утверждает их в вере (ст. 27–28).

в) Он обещает блаженство не видевшим и веровавшим по одному доверию к свидетельству истины (ст. 29–31).

Частные истины, предлагаемые проповеднику дневным Евангелием, могут быть следующие:

Ст. 19. “Как благотворно действовал воскресший Господь на своих учеников. О мудрости и благости, обнаруженных Иисусом Христом в том, что Он явился ученикам своим, но не врагам. Мир, даруемый Господом.”

Ст. 20. “Воскресение Господа доставляет нам величайшую радость.”

Ст. 21. “Как Господь наш Иисус Христос облекает своих учеников апостольским званием”

(1. Он уверил их в своем воскресении; 2. Послал их, как своих вестников и 3. Предохранил их от маловерия).

Ст. 22. “В чем обнаружилась особенность духа, который одушевлял учеников Иисуса Христа после Его воскресения.”

Ст. 23. “О власти священнослужителей отпускать и удерживать грехи.”

Ст. 24–25. “Поучительное неверие Фомы. Сомнение в предметах веры” (когда оно преступно и когда позволительно?). “Главные причины неверия. Как мы можем предохранять себя от религиозных сомнений. В делах веры не следует требовать осязательных, чувственных доказательств.”

Ст. 26. “Свойства тела воскресшего Господа. Иисус Христос приходит когда двери были заперты.”

Ст. 27. “Как Господь побеждает в нас неверие.”

Ст. 29. “Блаженны невидевшие и уверовавшие.”

Возвращение к прежним грехам

“Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! ” (ст. 19).

В недавно прошедшие дни святой Четыредесятницы, мы очистились от грехов, приобщились Святых Тайн и примирились с Богом. Слова Господа: “мир вам!” дошли и до нас, как некогда до апостолов. Этот мир пребудет с нами всегда, если мы не станем больше грешить. Но через возвращение ко греху он отнимется от нас. Допустим ли мы себя до этого?

1. Безумно, потому что оно опять похищает у нас:

а) Достигнутый мир.

Мы примирились с Богом, возвращение к грехам уничтожает это примирение. Совесть была спокойна, этот покой исчезает. Смущение и страх перед исповедью прошли, теперь они снова возвращаются. Какого блага мы лишаемся, утратив мир с Богом и совестью!

б) Достигнутую свободу.

Освободились от греха и вины.

Драгоценное благо! Душа была обременена тяжестью грехов. Через возвращение к грехам увеличивают их тяжесть: прекрасная свобода потеряна.

Не великое ли безумие утрачивать мир и свободу?

2. Жестокосердно, потому что оно показывает нашу:

а) Неблагодарность.

Бог простил наши против Него грехи, а через возвращение к грехам мы снова оскорбляем Его. Немилосердый раб также много получил, и тотчас затем опять оскорбил своего господина. Кто не гнушается жестокостью этого раба? И кто не называет неблагодарность самым черным пороком? “Кто грешит снова после прощения, тот неблагодарен и не достоин прощения.”[61 — Святой Иоанн Златоуст.]

б) Вероломство и ложь.

Получая разрешение (отпущение) грехов на исповеди, мы обещались не оскорблять более Бога. Следовательно, возвращение к грехам есть ложь и вероломство. А как называют неверного и лживого человека? Называют злым, но это название только в слабой степени выражает злобу человека, возвращающегося на прежний путь нечестия. “Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена” (Иер. 2:36)?

3. Опасно, потому что из-за этого:

а) Человек более и более теряет свои нравственные силы. Кто после выздоровления впадает вновь в прежнюю болезнь, тот теряет надежду на свои телесные силы.

Кто взлез на дерево и упал с него, тот не так скоро осмелится опять залезть на него. Кто хочет вскарабкаться на стену и несколько раз низвергается, тот вскоре теряет силу к вскарабкиванию.

Пьяница может достигнуть своих прежних сил только посредством трезвости. Но если он пренебрегает трезвостью, то более и более теряет свои силы.

Побежденный воин легче побеждается во второй раз, чем в первый. Почему?

Грешник, впадший в прежние грехи, “можетопять встать; но он, вероятно, более не встанет. “Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель” (Притч. 24:16).

б) Бог становится менее расположенным к прощению. Сын получил новую одежду от отца и загрязнил ее. Отец дает ему вторую. Но что он сделает, если и эта опять запачкается?

Божественное долготерпение имеет свои пределы и очень возможно, что Бог попустит ставшему на прежний путь нечестия грешнику умереть в своих грехах. “Горе непокорным сынам,” которые продолжают “прилагать грех ко греху” (Ис. 30:1). “Горе … грешнику, ходящему по двум стезям!” (Сир. 2:12).

Чем являются для нас раны Господни

“Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои” (ст. 20).

Воскресший Господь явился к ученикам своим с ранами, полученными Им на кресте и показал их им. Ранами Он победил смерть и ад. После победы настает мир, и воскресший Спаситель мог сказать: “мир вам” (ст. 19)!

Как было тогда, так и теперь.

1. Памятником Его победы.

Иисус Христос посредством ран, с которыми Он умер и воскрес, победил:

а) Власть ада.

Могущество сатаны сокрушено. Сатана и ад ничего не могут теперь против тех, которые искуплены кровью Христовых ран. Герой Елеазар во времена Маккавеев проник к тому огромному слону, на котором сидел враг Израиля, Антиох Евпатор, на поле битвы, и пронзил пах зверя. Герой доставил народу победу, но умер сам, раздавленный зверем. Так точно, только в высшем смысле, и Христос своими ранами и своей смертью победил силы ада.

б) Нашу духовную смерть.

Смерть, где твое жало?”

На веки мы погибли бы, если бы Спаситель не умер за нас, не разорвал рукописания грехов наших, не подтвердил своей победы собственным воскресением.

Теперь приобретена нам вечно блаженная жизнь и мы не боимся смерти. Спаситель умер, воскрес и живет вечно: так и мы!

в) Наши страсти.

Если мы с верой взираем на раны Господа, то они унимают и заглушают наши страсти. Похоть плоти, гнев, ненависть, гордость.

2. Залогом мира.

Апостол Фома утратил мир. Он обуревался сомнениями; сердце лишилось предмета своей любви; надежда на исполнение славных обетований Господа исчезла. Но когда он увидел раны, он опять обрел мир. Так и мы!

а) Фома поверил.

Господь мой и Бог мой!” взывал он, — И мы также веруем; первоначальное недоверие апостола еще более укрепляет нас в вере. Беспокойство человека, если он сомневается; мир сердца, которое верует!

б) Фома любил.

Господь, предмет его любви, был опять с ним. Посредством прободенных ран Спасителя любовь Фомы еще ближе проникла к сердцу Господа.

Как мы обеспокоены, если любим грех! Напротив, Божья любовь приносит нам мир, покой и всепрощающую любовь к людям.

в) Фома надеялся.

Теперь все славные обетования Иисуса Христа о царстве Божьем на земле должны были исполниться.

Как счастливы, спокойны и довольны мы, если можем надеяться! Какое, напротив, беспокойство мучит и терзает нас, если мы лишены всякой надежды. Буря в безнадежном сердце!

3) Свидетельскими показаниями на грядущем суде.

Раны Господа будут судом для всех неверующих, для всех грешников. С ранами явится также Спаситель на всемирный суд. Эти раны будут осуждать: они суть свидетельские показания на грядущем суде. Как станут отговариваться и извиняться? И что скажет Господь?

а) “Мы не причиняли Тебе этих ран,” будут говорить осужденные. А Господь скажет: “ваше равнодушие к вере, ваша беспечность в вере, ваше земнолюбие и пристрастие к миру и все подобное уязвляли Меня также болезненно, как и гвоздь!”

б) “Мы не распинали Тебя!” А Господь скажет: “вашим непослушанием, богохульством, жестокосердием, чувственной похотью, гневом и проч. вы также пригвождали Меня ко кресту!”

в) “Мы не видели твоих ран и следовательно не могли им верить!” На это скажет Господь: “Я говорил Фоме и через это всем прочим: блаженны невидевшие и уверовавшие!”

Вера и благочестие служат самым прочным основанием мира и благоденствия обществ и государств

“Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!” (ст. 19).

Драгоценное сокровище хотел оставить Господь ученикам своим, разлучаясь с ними: “мир оставляю вам,” говорил Он к ним после последней вечери, “мир мой даю вам.” (Иоан.14:27[62 — Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да несмущается сердце ваше и да не устрашается.]) С тем же приветствием мира является Он и по воскресении.

Что могло быть для апостолов желательнее всего, как не мир сердца и спокойствие духа при тех многоразличных страданиях и преследованиях, которые предстояли им? Что может быть желательнее и для нас, как не мир в борьбе с миром и плотью, со скорбями и бедствиями, которые мы должны перенести, если хотим быть истинными последователями Господа? Что может быть всего желательнее для всего христианского общества и государства, как не союз мира, завещанный Спасителем своим ученикам?

Где есть этот мир, там счастье и радость, там не обращают внимания на временные страдания, там превращают землю в царство небесное. Напротив, без мира невозможно достигнуть никакого добра. Это счастье, даруемое миром, обретается нами только в неуклонной верности учению Господа и Его Святой Церкви.

1. Как счастлив народ, у которого процветает вера и благочестие!

Все блага земные составляют дар Творца. Он один разделяет их: кому, когда и как хочет. “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов” (Иак. 1:17).

Но кому преимущественно всеблагой Творец ниспосылает земные блага? Какой город, какую страну или государство осчастливит Он прежде всего своим небесным благословением?

Без сомнения те, где процветает вера и благочестие, где господствует между народом истинная, православная церковь.

Как счастлив такой народ!

а) Он может надеяться на Божье благословление.

Бог, по своей отеческой благости, не только хочет даровать нам вечные, но и временные блага, в каких мы нуждаемся. Такое обещание дал нам Иисус Христос, Сын Божий, своими собственными устами. “Ищите же,” говорит Он, “прежде Царства Божия и правды Его,” — стремитесь прежде всего другого к преуспеянию в вере и благочестии, и Бог мира благословит вас временными благами: и “это все приложится вам” (Мат. 6:33).

По мере заслуг и усердия князь награждает своего слугу, и Господь — своего раба. “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Мат. 7:11?)

Так говорит Сын Божий, и Святые книги представляют нам ряд поучительных примеров этого. Соломон, Иосафат, Иов.

“ Если ты … будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;. … Благословен

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн