Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

ты в городе и благословен на поле” и проч. (Втор. 28:l.3).

Такое благословение обещает Господь Бог народу, который крепко хранит веру, ищет прежде всего царствия Божия и точно исполняет Божьи заповеди.

б) Он может надеяться на Божью защиту.

Бог охраняет свой верный народ от гнетущих нужд, болезней, войн и поражений. Не свидетельствует ли история всех веков, от начала мира и доныне, что пока народы преданы вере в Бога, они освобождены от всеопустошающих бедствий?

Вспомним историю израильского народа. Как чудесно Господь защищал и охранял его, пока он не уклонялся от веры!

Между царством иудейским, оставшимся верным Богу, и между царством израильским, поклонявшимся идолам, возгорелась жестокая война. Несмотря на вдвое сильнейшего и храбрейшего неприятеля, царство иудейское победило, — почему? “Потому что уповали на Господа” (2 Пар. 13:18[63 — И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих.]).

Мудро говорил Ахиор Олоферну: испытай, прежде чем начнешь войну против Иудеев, согрешили ли они пред Богом. Если согрешили, то мы без труда покорим их. “А если нет в этом народе беззакония,” то мы не можем противиться им, потому что Бог их защитит их, и “тогда мы для всей земли будем предметом поношения” (Иудиф. 5:20–23[64 — И теперь, повелитель-господин, если есть заблуждение в этом народе, и они грешат пред Богом своим, и мы заметим, что в них есть это преткновение, то мы пойдем и победим их. А если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы Господь не защитил их, и Бог их не был за них, — и тогда мы для всей земли будем предметом поношения. Когда Ахиор окончил эту речь, весь народ, стоявший вокруг шатра, возроптал, а вельможи Олоферна и все, населявшие приморье и землю Моава, заговорили: тотчас надобно убить его; потому что мы не побоимся сынов Израиля: это — народ, у которого нет ни войска, ни силы для крепкого ополчения.]). Так и случилось на самом деле. Олоферн был обезглавлен, ассириане поражены, и народ иудейский воспел песнь Богу за свое избавление.

Если Бог так чудно охранял свой верный народ в Ветхом Завете, то не иначе Он поступает и в Новом Завете.

2. Напротив, как несчастен народ, если в нем оскудевает вера и благочестие?

Соломон уклонился от истинного Бога и блеск его царства быстро затмился. “За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе,” говорил Бог Соломону, “Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему” (3 Цар. 11:11). Так поступает Бог с народами и государством, в которых падает вера и благочестие. Благо государств идет рука об руку с религией и страхом Божьим. Чем более благоговения к Богу, тем счастливее жизнь государства. Враги религии всегда оказываются поэтому и врагами государства; и те, которые замышляют потрясти государственную жизнь, нападают обыкновенно прежде всего против религии и веры, чтобы тем легче и скорее достигнуть своей цели. Попрание божественных законов имеет своим последствием пренебрежение к законам гражданским. История подтверждает это примерами прошедшего и настоящего времени. Что было причиной ужасного государственного переворота, известного под именем французской революции, как не безнравственность и упадок веры?

От прошедшего обратимся к настоящему времени.

а) Каковы признаки, угрожающие опасностью для народного блага в наше время?

Если мы не закрываем намеренно наших очей, то мы можем их узнать. Это дух сомнения и неверия, дух гордости и надменного превозношения человеческой мудростью, вследствие обуяния которой столь многие с величайшей дерзостью восстают против всего древнего, и досточтимого, против христианской религии и ее Божественного Основателя, и отторгают других от веры; — дух необузданного произвола, с которым столь многие силятся подорвать и ниспровергнуть всякие ограничения церковных и гражданских законов; — дух холодного равнодушия в делах веры, с которым столь многие отлагают древнюю и досточтимую религию отцов, как изношенную одежду, и меняют ее на новое, пестрое платье, более льстящее их суетности; — дух земнолюбия и чувственных наслаждений, с которым столь многие стремятся только к земному и заботятся только о том, чтобы в самое короткое время, при самых сомнительных средствах, без труда и усилия, нажить себе состояние.

Кто станет отрицать, что господствующий дух нашего времени именно таков? Чему иному, как не ему, нужно приписать, если там и здесь проявляется восстание против светской и духовной власти; если недовольство и негодование более и более распространяются в кругу обществ и семейств? Откуда, как не от этого духа, происходит, что, несмотря на многие изобретения к облегчению и развитию торговли и ремесел, несмотря на распространение грамотности и образования во всех сословиях, на заботливые правительственные побуждения и поощрения к труду, на уничтожение крепостничества, долговременный мир и проч., — благосостояние в народе уменьшается и обеднение более и более усиливается?

б) Во всех этих явлениях мы не можем не признать истины божественного слова: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Псал. 126:1). Мы не можем не сознаться, что нам, при всей нашей воображаемой мудрости, при всех наших заботах и стремлениях, недостает самого главного — Божьего благословения, без которого мы ничего не успеем.

Постараемся же привлечь к себе благословение Божье. Возвратимся с пути нечестия. Отвергнем сомнение и неверие и будем твердо держаться православной веры, утвердившей и возвеличившей наше отечество. Оставим необузданную свободу страстей и подчинимся благому Христову игу. Отложим ту горячую погоню за земными стяжаниями, то неутомимое беспокойство и недовольство всяким приобретением, от которых многие пришли до разорения. Научимся преодолению лишений и довольству тем, что посылает Бог.

Предосудительное упрямство в деле веры

“Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (ст. 25).

Каждый человек, конечно, имеет свое собственное мнение, но это, однако, не должен быть сопряжено с самомнением и упрямством. Самомнение и упрямство — такие черты в характере, когда самим себе слишком нравятся, презирают все другое и поступают во всем только по своему мнению и рассуждению. Сирах изображает таким царя Ровоама, который сам имел небольшой разум и чуждался вовсе совета мудрых (Сир. 47:28;[65 — скудного разумом Ровоама, который отвратил от себя народ чрез свое совещание.] ср. 3 Цар. 12:13[66 — И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему;]). Упрямствонедостаток, свойственный малым детям; но он — не редкость и между взрослыми. Уже с мирской точки зрения он кажется неразумным. Как несносны упрямые дети, супруги, господа! Еще хуже, если это упрямство примешивается к делам веры. Апостол Павел запрещает его (Тит. 1:7[67 — Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец.]). Кто хранит заповеди Божии, тот следует не своей собственной голове (Сир. 21:12[68 — Соблюдающий закон обладает своими мыслями.]). Самые мудрые такого рода оказываются безумцами (Рим. 1:22[69 — называя себя мудрыми, обезумели.]).

Оно обнаруживается:

1. Если не верят очевидной истине.

а) Так был упрям апостол Фома, хотя он и был один из двенадцати учеников. Вопреки часто слышанному предсказанию самого Господа, вопреки очевидному свидетельству всех учеников, он противился и желал сам видеть и осязать.

б) Те, которые отвергают библию, не признают чудес, не хотят верить в то, чего они не могут понять разумом — вольнодумцы и безбожники (Псал. 13:1[70 — Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.]). Однако истина налицо, перед их глазами (Гал. 3:1[71 — О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?]). Но они не верят ей; отрицают солнце среди белого дня.

в) Упрямые грешники, которые не сознают опасности для своих душ. Им представляют столь многие примеры людей, погибших в таком состоянии, но они смеются и не верят. Также те, которые отчаиваются в действенности Божьей благодати. Они хотя и слышат о Святом Духе и об отпущении грехов, но сомневаются. При всех божественных обетованиях, они считают, однако, спасение для них невозможным (Быт. 4:13[72 — И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;]). Горе такому упрямству (Апок. 21:8[73 — Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.]).

2. Если не делают того, что признают справедливым.

а) Здесь идет речь не о невежестве, неразумии и сокровенных недостатках (Псал. 18:13[74 — Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня.]), но об убеждении в правом и неправом (Мих. 6:8[75 — О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.]), о рабах, знающих волю своего Господина (Лук. 12:47[76 — Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много.]). Их предостерегают, вразумляют (Исх. 20:17[77 — Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.]), но они не обращают внимания на предостережения и вразумления (Прит. 21:29[78 — Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.]).

б) Своевольно оставляют добро. Уклоняются от Церкви и Святого Причащения, образуют свое собственное богослужение. Или делают зло с полным сознанием и волей, как дикий зверь, бросающийся на рогатину.

в) О, как иначе Бог относится к нам (Иов 11:8[79 — Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?])! Он ослабляет свою ярость. Христос снисходит к немощам своего раба. Не стыдишься ли ты, человек, своего упрямства?

3. Если упорствуют во грехе.

а) Это — высшая степень упрямства, это — ожесточение. Фома не зашел так далеко; он переломил себя.

б) Но не со многими так случается. Лицо их тверже скалы (Иер. 5:3[80 — О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.]). Им проповедуют, совесть обвиняет их, Христос показывает им тысячу раз свои раны. Но они

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн