Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

не верят тому, что видят и чувствуют, и делаются все хуже и хуже (2 Тим. 3:13[81 — Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.]).

в) Ужасное упрямство! (Иезек. 9:10[82 — За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову.]). Бог попускает им погибнуть от своего собственного меча (1 Цар. 31:4[83 — И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него.]) — Гал. 1:8.[84 — Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.] Прит. 1:10.[85 — Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся.]

Что принес Воскресший Господь своим ученикам из своего гроба?

“В тот же первый день… пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!” (ст. 19).

Он принес им, принес всем верующим в Него:

1. Мир.

На это указывает Его несколько раз повторенное приветствие с миром (ст. 19, 21, 26). Этот мир — плод нашего искупления, совершенного Спасителем, и Его смерти на кресте — состоит в примирении нас с Богом. “Бог во Христе примирил с Собою мир.” (2 Кор. 5:19[86 — потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.]) А что приобрел нам Иисус Христос своей кровью, то подтверждено и запечатлено Его воскресением из мертвых.

Но мирное приветствие Воскресшего относилось не к одним только Его ученикам. Они должны были возвещенный им мир возвещать и другим во имя Иисуса Христа. Поэтому и говорится: “как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас” (ст. 21). Все, уверовавшие в Господа, должны принять действительное участие в возвещенном им мире (ст. 23).

2. Радость.

“Ученики обрадовались, увидев Господа” (ст. 20). Его приветствие мира изгоняет из сердец наших всякое смущение и страх, скорбь и тоску, и проливает свет и радость, утешение и надежду в душу. Мир Божий превосходит всякий ум. Блажен, кто наслаждается им! Он, в сознании своего усыновления у Бога, не падает духом ни при каких временных страданиях и, уверенный в наследии вечной жизни, ручательством в которой служит для него воскресение Иисуса Христа из мертвых, утешается в самой смерти.

3. Духа Святого.

“Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго” (ст. 22). Кому Христос дарует приветствие своего мира, тому он посылает и Святого Духа, а с Ним благодать и силу к новой святой жизни. Сначала грешнику надобно снять вину с совести и успокоить свое сердце утешением отпущения его грехов, прежде чем он может исправиться и начать добродетельную жизнь. Пока человек не чувствует себя примиренным с Богом через Иисуса Христа, до тех пор и Дух Святой не может обитать в его сердце.

Благодатная Божья десница, простертая всем душам при их падении

Опасностей для нашей души так много, что мы всегда стоим как бы на скользком льду, и мы непременно поскользнулись бы и пали, если бы рука Господня не поддерживала нас. “Когда я говорил: «колеблется нога моя,” — милость Твоя, Господи, поддерживала меня” (Псал. 93:18). Не безопасен от падения и тот, кто думает, что он стоит (1 Кор. 10:12). Легко можно впасть в сомнение, утратить веру и совесть, особенно в минуты искушений. Если мы стоим, Божьей благодатью стоим (Псал. 72:2[87 — А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои.]). Но если мы действительно падаем, то мы однако еще не совершенно погибли, потому что Господь утверждает всех ниспадающих и восставляет всех низверженных (Псал. 144:14[88 — Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.]).

Она простирается к нам:

1. Прежде чем мы пали, дабы поддержать нас.

Воскресший Спаситель является к своим, трепещущим от страха, ученикам, и ободряет их веру и надежду.

а) В нас обнаруживаются всякие немощи, внутренние и внешние; колебание в вере и сомнение в Промысле (Псал. 72:13[89 — [И я сказал: ] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои.]), ленность и беспечность духа (Евр. 12:12[90 — Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени.]), прельщение ко греху отвне (Мат. 4:9[91 — и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.]). Тут недалеко до падения.

б) Благодатная десница Божия бодрствует над нами. Господь предостерегает нас (Лук. 22:24–26;[92 — Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий] Мат. 26:41[93 — бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.]), укрепляет нас “примите Духа Святаго,” утешает нас и укрощает волны страстей и сомнений (Мат. 14:30–31[94 — но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?]).

в) Теперь нужно только схватиться за Божью десницу и крепко держаться ее. Кто это делает, тот побеждает (Псал. 117:13;[95 — Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.] Псал. 55:14[96 — ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.]).

2. Если мы пали, дабы опять восставить нас.

На примере Фомы мы учимся познавать:

а) Падение таких душ, которые, или впадают в глубокие заблуждения, или удаляются от веры в своей жизни, и таким образом отпадают от благодати (Гал. 5:4[97 — Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.]), как Давид (2 Цар. 11[98 — …Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею … (и далее).]).

б) Восставление таких душ благодатью. Тут Бог поступает иначе, чем мы люди (Лук. 10:30–31[99 — И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.]). Он не отвергает тотчас такой души (Исх. 32:14). Его любовь к грешникам (Прем. 12:2;[100 — Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи.] Рим. 14:4[101 — Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.]).

б) Теперь остается только с готовностью предоставить благодатной деснице Божией, чтобы она опять восставила согрешившего и покаявшегося на прежнюю высоту (Иер. 8:4[102 — скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?]). Фома сознал свою вину и воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Подражайте ему.

Заключение. “Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям” (Исаии 65:2). Слова эти относятся к вам, которые близки к падению, и к вам, которые действительно уже пали. Не будьте Каином и Иудой, схватитесь за спасающую десницу (Апок. 2:5[103 — Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.]).

Пытливость нашего разума о таких предметах, о которых умалчивает Священное Писание

Апостол Фома обнаружил излишнюю пытливость.

Мы, конечно, должны испытывать писания (Иоан. 5:39;[104 — Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.] Исаии 34:16;[105 — Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их.] Кол. 4:16;[106 — Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.] Деян. 17:11[107 — Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.]), рыться в них, подобно золотоискателям (1 Тим. 1:7;[108 — желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.] Иер. 8:8[109 — Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.]). Однако наша пытливость не должна доходить до суемудрия и излишнего любопытства (Иоан. 16:12[110 — Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.]).

1. Священное Писание умалчивает о многом.

Как мало говорит Ветхий Завет о творении, о первых людях и проч.; а Новый — о жизни Иисуса Христа, о сошествии во ад и проч.! (Сир. 25:27[111 — От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем.]). Сюда принадлежит и загадка о будущей жизни (Дан. 12:2[112 — И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.]). Конец мира (Мат. 24:36[113 — О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.]). Прославленное тело (1 Кор. 15:17[114 — А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.]). Ад (Псал. 54:16[115 — Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.]).

2. Об умолчанном в Писании не следует много спрашивать.

Разум, который хочет исследовать всю глубину, будет неразумен. Оставь твою излишнюю пытливость (Сир. 3:23–24[116 — При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания; ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их.]).

Мудрость Божия в том, что она не все говорит нам. Испытать нашу веру (Иоан. 2:22;[117 — Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.] Мат. 22:46[118 — И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.]).

Сами ангелы многого не понимают

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн