Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

(1 Пет. 1:12[119 — Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.]). Знание надмевает (1 Кор. 8:1[120 — О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.]).

Учитель, конечно, должен знать более ученика и пастырь более пасомых (Деян. 18:24–25[121 — Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.]); но однако же не о бесполезных вопросах (2 Тим. 2:23;[122 — От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;] Тит. 3:9[123 — Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.]).

3. Мы имеем достаточно в том, что Писание нам говорит. (2 Пет. 1:19[124 — И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.]).

Оно поучает нас тому, что нам нужно знать и во что веровать (Ефес. 3:19[125 — и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.]). Что мы должны делать и чего избегать (Мих. 6:8;[126 — О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.] Сир. 32:19;[127 — Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему.] Рим. 15:4;[128 — А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.] Мат. 13:52[129 — Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.]).

Заключение.

Благо тому, кто, подобно Никодиму, хочет еще научиться, чего не знает (Иоан. 3:2–4[130 — Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?]), если он верует и делает то, что знает (Иоан. 13:17[131 — Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.]).

Как счастливы те, которые исповедуют свою веру сердцем, устами и делами (ст. 29)

1. Потому что исповедание веры освобождает их от духовной слепоты, делающей человека поистине несчастным.

2. Потому что обладание истинной верой служит самой крепкой защитой против врагов временного и вечного счастья человека.

3. Потому что вера — высшая награда, какой только человек может желать и искать.

Для Иисуса Христа запертые двери не являются преградой

“В тот же первый день недели вечером, когда двери дома … были заперты пришел Иисус…” (ст. 19).

Об этом свидетельствует:

1. Прежде всего ныне читавшееся евангелие.

В прямом и в переносном смысле. Апостол Фома был также затворенной дверью.

2. Затем история обращения каждого отдельного человека.

Каждое сердце естественного человека — затворенная дверь. Наглядный пример представляет в особенности история обращения Савла.

3. Наконец вся история Церкви.

Не был ли весь мир, все языческие народы затворенными дверями? И не было ли в самой церкви временами затворенных дверей для Господа? Но Он однако прошел через них.

Заключение: как эта истина утешительна для верующих и ужасна для неверующих!

Сомнение Фомы совершенно отлично от сомнения толпы неверующих

“Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (ст. 25).

1. В основании его сомнений не скрывается никаких нравственно-предосудительных причин.

Поэтому:

2. Он охотно следует каждому указанию, которое может привести его к вере.

3. Его сомнения служили для него только переходом к тем большему убеждению в сомнительной прежде для него истине.

Причины по которым чаще всего возникает неверие

“Если не увижу на руках Его ран от гвоздей … не поверю” (ст. 25).

Оно происходит:

1. Частью в тайном желании идти в разрез с другими (ст. 24) (не быть с ними).

2. Частью в неумеренном стремлении к самостоятельности (ст. 25).

3. Частью в одностороннем образовании ума (ст. 25–27, 22).

4. Частью в безотрадном состоянии жизни и настроении духа века (ст. 19, 26).

Все мы должны быть посланниками Христовыми

“Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас” (ст. 21).

1. Скорбящим и озлобленным возвещать мир.

2. Сомневающихся утверждать в вере.

3. Заблудших грешников наставлять на путь истины и правды.

“Блаженны невидевшие и уверовавшие” (ст. 29)

1. Они не могут понять чуда искупления, — и однако носят в сердце мир с Богом.

2. Они часто странствуют по юдоли плача, — и однако не страшатся никаких несчастий.

3. И для них долговременный могильный мрак представляется ужасным, — однако они с верой взирают на гроб и говорят: “Господь наше прибежище!”

II. Апостольское чтение. Зачало (14). Деяния Святых Апостолов 5:12–20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении недели говорится о чудном распространении веры Христовой Апостолами, как несомненном доказательстве ее божественности.

Обыкновенные дела человеческие, встречая великие препятствия, гибнут в самом начале и уничтожаются. Разные мнения и учения земных мудрецов, как бы они ни были поддерживаемы людьми сильными и влиятельными, могут существовать только известный промежуток времени; но мало по-малу теряют свою силу и значение, уступают место другим мнениям и учениям, и наконец вовсе исчезают бесследно. Но не так было с учением христианским. Несмотря на непреодолимые препятствия, встреченные им в самом начале, оно не ослабевало и не уничтожалось, а напротив более распространялось, усиливалось и утверждалось. И кто же были распространители этого учения? Люди простые, некнижные, безоружные и бедные, но облеченные силой свыше и охраняемые Божьей десницей.

1. Проповедникам Христовой веры сопутствовали всюду сверхъестественные знамения и чудеса, которые не могут быть произведены ни силой, ни искусством человеческим. “Руками же Апостолов,” говорится в дневном апостоле, “совершались в народе многие знамения и чудеса” (ст. 12). Проникнутые призванием своего божественного посланничества и одушевленные одним и тем же духом, апостолы “все единодушно пребывали в притворе Соломоновом ” (ст. 12), или в паперти иерусалимского храма, как таком месте, куда собиралось множество народа и где они удобнее могли проповедовать и творить чудеса, во имя Распятого и Воскресшего Господа. Благоговение к великим чудотворцам было так велико, что “из посторонних,” окружавших их людей, “никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их,” воздавая им должное уважение и хвалу (ст. 13). Сила знамений и чудес, совершаемых руками апостолов, производила громадное впечатление на народ и обращала его ко Христу. “так что,” говорит священный историк, “присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин” (ст. 14). Обширный притвор храма Соломонова оказывался тесным для вмещения всех, искавших чудесного исцеления у апостолов. Народ принужден был “выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях,” чтобы хотя тень апостола Петра, когда он будет проходить, осенила кого-либо из больных (ст. 15). Так исполнялись над апостолами слова, сказанные Господом: “верующий в Меня” — говорил Он — “дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит” (Иоан. 14:12). Христос исцелил кровоточивую и недужных в стране Геннисаретской не тенью своей, но краем ризы (Мат. 9:20;[132 — И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его.] 14:36[133 — и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.]); а Петр врачевал недужных одной тенью своей. Весть о необыкновенных знамениях проповедников Христовой веры распространилась за пределы Иерусалима. “Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все” (ст. 16). Таковы были знамения и чудеса, совершаемые апостольскими руками.

2. Проповедники веры Христовой пользовались особенным Божьим покровительством. В то время, когда апостолы своей проповедью о Воскресшем Спасителе и чудесами обращали толпы верующих ко Христу, “первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти” к апостолам (ст. 17). Предубежденные против бедных рыбарей и зараженные до костей и мозгов саддукейским лжеучением, отрицавшим воскресение мертвых, эти люди не дали себе никакого труда, чтобы ознакомиться с проповедью апостолов и их чудесами.

Зависть, что их ересь изобличается как ложь и что вера во Христа более и более усиливается и возрастает, наполнила их сердца и ослепила их очи до такой степени, что они, видя, не видели и слыша, не слышали. Невероятное ослепление! Но оно всегда имеет место там, где какая-либо страсть, предрассудок или предубеждение совершенно овладевают человеком. Люди, находящиеся в таком состоянии, если бы и мертвые воскресли, — не имеют веры. Так было и с иудейским архиереем, вероятно, Каиафой, и со всеми его сообщниками, проникнутыми саддукейской ересью. Большое количество простого народа, не лишенные очей и здравого смысла, “ присоединялось к Господу;” а мнимые мудрецы, ослепленные завистью и предрассудками, не верили очевидной истине — и, без дальних рассуждений, “наложили руки свои на Апостолов,” и заключили их в общественную темницу (ст. 18), чтобы положить конец евангельской проповеди. Зависть всегда действует с насилием и ожесточением.

Что оставалось предпринять бедным, бессильным и незнатным рыбарям? К кому обратиться и где искать помощи? Не должно ли было их дело исчезнуть совершенно в самом начале? Так непременно и совершилось бы, если бы проповедуемое ими учение было человеческое. Но апостолы были Божьими посланниками, возвещавшими слова самого Бога, сокрушающего всякие преграды. Там, где не оставалось никаких естественных средств к защите, явилась им на

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн