Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

благе других. Не завидуют богатым в чужой стране или почтенным в другом сословии; завидуют обыкновенно только равным себе: ученик ученику, сосед соседу, бедный бедняку, ремесленник ремесленнику, хозяин хозяину и т. д.

б) От испорченности сердца.

Сердце создано для любви. Где зависть, там нет любви, там, следовательно, сердце испорчено. Любовь получает свое начало в благожелательстве и сострадании, радуется с радующимися, плачет с плачущими. “Любовь не завидует” (1 Кор. 13:4).

в) От ленности воли.

Пусть будут прилежны и нравственны и заслужат в школе бóльшую похвалу, чем их товарищи, хотя и даровитейшие, но ленивые и распущенные. Пусть трудолюбиво обрабатывают свое поле и ведут везде порядок, и труды их, с Божьего благословения, увенчаются таким же успехом, как и соседа. Пусть запасаются знанием, опытом, честно ведут себя, приобретают любовь сограждан, и им удастся достигнуть почета в обществе и т. д.

3. Как безумна зависть?

Между всеми грехами это — самый безрассудный.

а) Завистью ничего не приобретают.

Завидуемый сохраняет свое положение, а завидующий не получает ничего, кроме скорби и огорчения. “Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть” (Иак. 4:2). При гордости, скупости, невоздержанности приобретают хоть что-нибудь, хотя бы и только воображаемое и преходящее; а при зависти?

б) Много теряют.

То мир, то честь, то здоровье, то добрую совесть и проч. “Кроткое сердцежизнь для тела, а завистьгниль для костей” (Прит.14:30). Зависть снедает сердце, сокрушает тело, мучит дух, разрушает спокойствие совести, изгоняет всякую радость из души.

в) Делаются даже на веки несчастными. Завистливый никак не годится для неба: потому что там также существует различие; он не радовался бы, а отравлял еще блаженство других. Для царства любви годны только любящие! Куда же пойдут тогда завистливые? К отцу зависти, в царство скорби. “Зависть — невыносимое зло, верный залог предстоящего наказания, путь к аду.[138 — Святой Василий Великий, бесед. 13.]

Вера Иисуса Христа в борьбе с грехом, царящим в мире

“И наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу” ст. 18.

Вера Христова при самом начале своего распространения должна была вступить в борьбу с миром. “Множество мужчин и женщин,” убеждаемые проповедью апостолов и поражаемые их сверхъестественными знамениями и чудесами, “присоединялось к Господу” (ст. 14). Другие, напротив, для которых евангельская проповедь о Распятом и Воскресшем Господе казалась соблазном и безумием, “наложили руки свои на Апостолов.”

После многих столетий борьбы Вера Христова наконец восторжествовала и доказала всему миру свое божественное происхождение; но, несмотря на это, она и ныне еще, как и прежде, должна бороться с грехом, все еще царящим в мире.

1. Она должна бороться с легкомыслием и равнодушием.

а) Вера Христова требует серьезного настроения чувства и ума.

Предмет ее — высочайшее лицо Божественного Искупителя, Его небесное происхождение, Его божественная жизнь и дела на земле, Его смерть, которая, по предвечному совету Божьему, должна была служить средством к примирению с Богом, Его славное воскресение и вознесение на небо одесную Божьего величия. Эта вера обнимает самые возвышенные и святые предметы, о которых только может мыслить человек. Не требует ли она поэтому серьезного, внимательного настроения духа, способного возвышаться к созерцанию божественных дел и углубляться в богооткрытые истины? Не требует ли она частого размышления и занятия предметами, лежащими вне круга чувственного знания и опыта?

б) Но как сильно расходится с этими требованиями легкомыслие и равнодушие мира!

Человек легкомысленный слишком рассеян для занятия внутренними вещами; он не обращает никакого внимания на стремления духа, не придает никакой цены поучениям, твердым убеждениям в истинах веры и в ее божественной силе. Религиозные поучения не находят никакого доступа к душе, слишком рассеянной, невнимательной, равнодушной, неспособной ни к каким глубоким впечатлениям и не возвышающейся за пределы видимого и земного.

в) Против такого легкомыслия и равнодушия Христова вера должна непременно бороться.

Она победит в этой борьбе, если выступает со своей собственной силой и достоинством, и старается привлечь сердца людей к истинам веры кротостью и любовью Искупителя. Она постыдит легкомысленных, тронет равнодушных и согреет сердца их для религиозного чувства.

2. Она должна бороться с неверием.

а) Неверие сомневается во всем, что говорит нам божественное откровение об Иисусе Христе и Его учении.

Все, что в жизни, делах и судьбе нашего Искупителя выходит из ряда обыкновенных, естественных явлений, и превышает человеческий разум, по мнению неверующих, не имеет никакого основания.

Часто неверие идет еще далее, отрицая вовсе Бога и бессмертие, отвергая все религии. Оно называет религию изобретением людей, чтобы держать народ в страхе и легче господствовать над ними.

Оно не замечает, в какие впадает оно противоречия с собой, какие заблуждения выдает за истину и как делает само себя несчастным.

б) Может ли христианин, верующий во Христа, спокойно смотреть на происки неверия против религии?

Истина и добродетель для него — дороже всего. Поэтому он с твердым убеждением, без страха человеческого, будет вести борьбу с неверием, доказывать его неосновательность и нелепость, и серьезно предостерегать от опасности, до которой оно доводит.

И если даже неверие, по крайней мере втайне, поощряется миром и проявляет свое растлевающее действие на сильных, земнолюбивых людей: то и тогда верующий не перестает бороться с ним. Он не прибегает к насилию и преследованиям; но путем убеждения и вразумления старается возбудить в сердцах неверующих уважение к истине, любовь и благоговение к Спасителю. Глаголы жизни, которые он будет словом и делом проповедовать неверующим, не останутся без силы.

3. Она должна бороться с пороком.

а) Вера Христова не есть бесплодное знание.

Посредством ее человек должен родиться вновь и начать совершенно новую, святую жизнь (1 Иоан. 5:12[139 — Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.]). Он должен обнаруживать свою истинную веру добрыми поступками, любовью к Богу и ближним. Такое свойство веры во Христа противно миру, который во зле лежит, покровительствует пороку, предан страстям и похотям, полон самолюбия и безнравственности.

Мир ничего не хочет знать о божественном Учителе, который требует добродетели, чистоты сердца, самоотвержения, смирения, господства над страстями, любви ко врагам, — который обязывает своих исповедников умирать для греха.

Те, которые служат только миру и его похотям, хотя и показывают иногда, что они веруют в Иисуса Христа и принадлежат по внешности к Его Церкви, но их мысли и жизнь вовсе не согласуются с исповеданием веры.

б) Борьба с пороком — самая опасная борьба для веры.

Порок старается ослабить веру во Христа и уничтожить ее силу посредством заманчивых обещаний и обольщений, удовлетворения чувственных похотей и надежды на честь и славу мира. Как велика, следовательно, опасность для нашей веры в борьбе с пороком! Поэтому, как бы ни была крепка наша вера, не будем считать себя в безопасности от нападений порока, но бодрствовать и молиться; будем укреплять себя в мужественном сопротивлении всем обольщениям греха примером Иисуса Христа и апостолов, мыслью о небесной награде, обещанной всем истинным исповедникам веры Христовой.

4. Наконец, она должна бороться с суеверием и ханжеством.

а) Истинная вера во Христа не противна разуму.

Ее требования согласны с законами разума. Вера обнимает самое возвышенное и святое, о чем может мыслить ум; в согласии с разумом она находит прекраснейшее для себя подкрепление. Разум учит веровать в Бога и слушать Того, о Котором свидетельствовал Бог.

Но если разум не бодрствует, то вера легко может перейти в суеверие и ханжество. Религиозное чувство, пока оно управляется разумом, очень благотворно. Но если вера основывается только на чувстве или на ложном понятии об Иисусе Христе, о цели Его пришествия и сущности Его религии, — на произвольном толковании Слова Божьего, то она перестает быть истинной верой.

Кто следует мечтам своего необузданного воображения и не слушается разума, тот доходит наконец до того, что выдает мечты своего воображения за внутреннее озарение света.

Как назвать это, как не суеверием, которое приводит к весьма печальным явлениям?

б) Истинная вера должна бороться против суеверия.

Как Иисус Христос обращался с людьми, как разумными существами; старался просветить людей и требовал от них, чтобы они не угашали света, присущего им. Так и христианин, верующий в Иисуса Христа, должен не только сам обладать разумной верой и разумным убеждением, но и распространять то и другое между людьми, увещевать их: “духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.” (1 Фесс. 19:22). Должен стремиться к правильному познанию истины, потому что истина освобождает от заблуждений, греха и порока. “Сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1 Иоан. 5:4)!

Страдания по воле Божией

“И наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу” ст. 18.

Неправильное отношение людей к претерпеваемым ими страданиям и бедствиям происходит часто от ложных понятий, какие они имеют об этих страданиях.

Заслужены ли или незаслуженны страдания?

Составляют ли они случайность, постигающую нас нечаянно и без всякой цели?

Или они посылаются Богом и служат средством к воспитанию людей в мудрости и добродетели?

Смотря по тому, как мы смотрим на страдания, наше отношение к ним бывает разумное или неразумное.

Апостолы должны были претерпеть страдания не по своей воле, но по воле Божьей.

1. Какие это страдания?

Вообще можно сказать, что каждый несчастный страдает по воле Божьей. Воры, убийцы, злодеи, или праздношатающиеся, невоздержанные, развратники страдают вследствие своего порочного образа жизни. Таков порядок божественного мироправления. “Сеющий неправду пожнет беду” (Прит. 22:8; Кол. 3:25[140 — А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.]).

Каждое страдание по собственной вине есть страдание по воле Божьей, потому что Бог, по своему правосудию и святости, обращает его для наказания и исправления грешника (Псал. 146:6;[141 — Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.] Прит. 3:33;[142 — Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.] 16:13[143 — Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.]).

Но в собственном смысле страданиями по воле Божьей можно назвать следующие:

а) Такие страдания, которые Бог посылает людям, преимущественно благочестивым, без их очевидной личной вины.

Например, несчастные случаи, лишающие имущества, оскорбления злых людей, бедность, болезни, нечаянная смерть. (Псал. 33:20;[144 — Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.] Исаии 57:1–2[145 — Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.]).

Бог, конечно, дал нам разум для отвращения таких бедствий и защиты от них. Но часто и с разумом мы ничем не можем противостоять им.

Мы не повинны иногда лично сами в постигающих нас страданиях.

Но они не происходят от слепого случая, а от Бога.

Как всемогущий правитель мира, Он устанавливает течение природы, распоряжается событиями мира, судьбами людей и всеми обстоятельствами

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн