дарует вечную жизнь.
Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит неопровержимым доказательством истинности христианской веры
“А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна”
(1 Кор. 15:17).
Праздник пасхи справедливо называется “праздником праздников и торжеством торжеств.” Событие воскресения Господа есть величайшее из всех евангельских событий. На нем утверждается все христианство. “Аще Христос не воста, тща вера наша.”
1. В Нем исполнение пророчества о Мессии.
Моисей и Пророки заслуживают всякой веры, хотя они не воскресали из гроба. Они творили разные чудеса, но чуда воскресения над ними не совершилось. Но о Мессии предсказано было, что Он воскреснет из мертвых. И если бы Иисус Христос не восстал из гроба, то Он не был бы Мессия, несмотря на свое славное учение и совершенные Им чудеса. Что же возвещают ясные пророческие предсказания о воскресении Христовом? “И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.” (Исаии 11:10).
“Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.” (Пс. 15:10). Без воскресения мир по праву сомневался бы в божественности Искупителя и ожидал бы другого Мессии, который воскрес бы из гроба.
2. В Нем Основатель нашей веры явил высочайшее доказательство своего божественного посланничества.
Когда Иисус Христос требовал веры в свое лице, то Он указывал на событие воскресения. Для доказательства своей власти при изгнании торгующих из храма (Иоанн 2:14–15[1 — и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.]), Он сказал: “разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его” (Иоанн 2:19).
Поставляя себя выше Авраама и пророков, Он говорил о своей жизни: “Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.” (Иоанн 10:18)
На требование от Него иудеями других чудес, Он отвечал: “как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” (Мат. 12:40).
Апостолы постоянно ссылались на воскресение Христово. При избрании Матфия: “надобно, чтобы один из тех … был вместе с нами свидетелем воскресения Его.” (Деян. 1:21,22). Перед судом: “Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых” (Деян.4:10). Святой апостол Павел: “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор.15:14).
3. В Нем совершилось величайшее, непостижимейшее чудо.
Спаситель творил многие и великие чудеса. Он укротил бурю: но буря с течением времени могла сама собою уняться. Он претворил воду в вино: это самое происходит и ныне летом, только медленно и в виноградной лозе. Он исцелял бесноватых: больные исцеляются и ныне, только не мгновенно. Он превратил хлеб в свое тело и вино в кровь свою: это делаем и мы, только медленнее; вкушаемые нами хлеб и вино превращаются в нашу плоть и кровь. Он воскрешал мертвых, — но сами они не воскрешались. Иисус Христос — единственный пророк, воскресший из мертвых. Воскресение Христово есть, следовательно, величайшее чудо.
4. В Нем побеждена сила смерти, господствующая над родом человеческим.
Грех и вина уничтожены на кресте, и ради послушания Иисуса Христа Бог даровал людям право называться чадами Его по благодати.
Только один враг оставался еще не побежденным, именно: смерть телесная. Через воскресение Господа совершилась победа над смертью. Как Он, так и мы восстанем из гроба. Весь человек искуплен!
Троякая радость в день Пасхи о трояком воскресении
“Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!”
(Пс. 117:24).
Так взывает к нам святая Церковь в дни Пасхи.
О чем же радоваться и веселиться? Первый предмет нашей радости — воскресение Христово из мертвых; второй — наше воскресение от греха, пробуждаемое пасхальным торжеством; третий — наше бессмертие и имеющее некогда совершиться наше собственное воскресение из гроба. Таким образом, предметом пасхальной радости служит для нас и прошедшее, и настоящее, и будущее. Как не радоваться и не веселиться?
1. Радость о воскресении Господа.
Чтобы нам истинно радоваться, мы должны быть уверены в истинном воскресении Иисуса Христа.
а) Иисус Христос ясно предсказал о своем воскресении.
“Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.” (Иоанн 10:18) “Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его” (Иоанн 2:19). Ученики не понимали всего; только по воскресении они уразумели то, о чем Он говорил.
б) Свидетельство Апостолов несомненно.
В начале они сомневались, испытывали, исследовали. “Мария Магдалина, по выражению одного святого Отца,[2 — Святой Григорий Нисский.] менее доказала воскресение Христово своей быстрой верой, чем апостол Фома своим продолжительным сомнением.” Они засвидетельствовали факт. Они положили жизнь свою за свое свидетельство.
в) Иудеи не противоречили.
Апостол Петр проповедовал воскресение Господа в пятидесятницу перед всем народом. Никто не возражал против слов Петра. Весьма многие уверовали.
г) На событии воскресения основана Христианская Церковь.
О чём прежде всего проповедовали Апостолы?
На учении о воскресении Господа основались христианские церкви.
Воскресение есть величайшее чудо; но было бы еще большее чудо, если бы Церковь продолжала существовать, как теперь существует, а Христос не воскрес бы!
д) Воистину Христос воскресе; невинность восторжествовала; спасительное учение Господа получило печать божественности. Возрадуемся и возвеселимся!
2. Радость о нашем настоящем воскресении от греха.
Многие, можно полагать, в дни святой четыредесятницы восстали от греха. Они последовали словам Писания: “как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Римл. 6:4).
а) Что мы сделали для этой цели?
Постились, молились, делали добрые дела. Без этих подвигов время поста было бы для нас напрасно.
Мы приступали к таинству покаяния, исповедовали грехи свои, оправдались, очистились.
Мы сподобились приобщения Святых Тайн, укрепляющих нас в обновленной духовной жизни.
б) К чему это привело?
Многие стали усерднее посещать храм Божий, оставили прежние грехи, начали усерднее молиться и лучше исправлять свои обязанности.
Отцы семейств сделались богобоязненнее; матери начали добросовестнее заниматься воспитанием детей.
Не все воскресают, но очень многие, — и это составляет пасхальную радость.
3. Радость о нашем бессмертии и будущем воскресении из гроба.
Бессмертны ли мы? Воскреснет ли тело из гроба? Поистине так.
а) Душа человеческая, как дух, не может исчезнуть.
Мы созданы по образу Божьему, следовательно, бессмертны.
Мы имеем самосознание, а мысль об уничтожении не может примириться с ним.
Во всем творении ничто не умирает, а переходит только в другие виды и явления, следовательно, не может умереть и душа.
б) У многих умирающих тело неспособно ко всем отправлениям, но дух остается бодрым; он, следовательно, не умирает с телом
Все народы веровали и веруют в бессмертие.
в) Иисус Христос засвидетельствовал эту веру своим пришествием в мир, своим учением и воскресением. “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет” (Иоан. 11:25).
г) Тело наше также воскреснет. “Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес” (1 Кор. 15:13).
Какие чувства должны по преимуществу воодушевлять нас в пасхальную седмицу
“не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? ”
(Лук. 24:32)
Какой любовью и радостью горели сердца апостолов о воскресении Господа? Не те же ли чувства должны господствовать и между нами в дни святой Пасхи?
1. Любовь.
а) Сердца апостолов горели любовью. Самая искренняя любовь окружала воскресшего Господа.
б) Между первенствующими христианами господствовала сердечная взаимная любовь. С давних пор существует обычай давать друг другу в день Пасхи братское лобзание. Какое это имеет глубокое значение?
в) Как мы можем теперь не любить друг друга, когда мы, через победу над грехом и подвиги добродетели, можем достигать блаженного бессмертия и славного воскресения? Разве другие люди — не суть братья наши, причастные той же надежде воскресения, как и мы?
г) Без любви мы не годимся для неба. Там поистине царствует только любовь.
2. Мир.
а) Воскресший Господь, при явлении ученикам, сказал им: “мир вам!” Апостолы имели мир между собою.
б) Ссоры и вражда не должны быть и мыслимы между христианами в дни Пасхи.
в) Но если другие не хотят иметь мира? Тогда оказывайте им снисхождение, прощение, а в весьма важных случаях обращайтесь к правосудию, но без ненависти и раздражения!
г) На небо приходит только тот, кто имеет мир. Блаженны миротворцы!
3. Радость.
а) Велика была радость апостолов, так велика, что они едва могли верить своим глазам, при виде воскресшего Господа. Один повторял другому: Христос воскрес, Христос воскрес!
б) Как радостно воспевает теперь святая Церковь: “Христос воскресе!”
в) Мы должны теперь забыть наши страдания, доставлять радость другим! Пасхальные яйца — символ радости.
г) неба достигает только тот, кто способен к высоким духовным радостям. Небо поистине — место радости. Как могут достигать его те, которые не только сами не знают таких чистых радостей, но и отравляют их у других?
Что постоянно напоминает христианам об их воскресении
“…был узнан ими в преломлении хлеба”
(Лук. 24:35).
Иисус Христос своим воскресением из мертвых уверил нас, что и мы все некогда воскреснем. Он жил после своей смерти, и мы также будем жить.
Ученики, шедшие в Эммаус, познали воскресшего Господа в преломлении хлеба. Это был для них как бы особенный знак. С радостью поспешили они к своим собратиям и рассказали им, что Господь воскрес, что они видели Его и узнали Его в преломлении хлеба.
Какие теперь, кроме учения Господа, существуют для каждого христианина признаки, которые уверяют его в его собственном воскресении?
а) Каждый кусок хлеба напоминает нам, что зерно, из которого он приготовлен, скрывалось сначала в недрах земли, подверглось тлению, потом прозябло, созрело и превратилось во вкусный хлеб. Так и тело наше не останется навеки под землею; оно снова воскреснет и явится в лучшем, славном виде.
б) Здесь тело подвергается болезням: а там? Здесь оно терпит холод и зной: а по ту сторону гроба? Здесь окружают опасности: а там? Здесь оно носит в себе зародыш тления: а в будущей жизни?
2. Наш сон и пробуждение.
а) Когда наступит вечер и зайдет солнце, усталый и изнуренный трудами человек ищет отдыха во сне. Но с наступлением утра и с восходом солнца пробуждается тело с новыми силами и новой жизнью. Так и с наступлением вечера в жизни человека, с закатом его дней, тело его опускается в могилу на покой. Но некогда оно опять восстанет.
б) Тело утром кажется совершенно другим, чем оно было вечером. Глаза смотрят бодрее, уши слышат внимательнее, язык делается подвижнее, члены живее. Так будет и с телом по его воскресении из гроба.
3. Наступление весны.
а) Осенью деревья обнажаются от листьев, трава на лугах увядает, цветы свертываются и засыхают. Зимою вся природа покрывается как бы мертвым саваном; все покоится. Но едва наступит весна, как все вновь оживает. Так будет и с телом. После мертвого покоя, оно снова пробудится.
б) Как мы радуемся появлению весны, так должны радоваться и наступлению нашего воскресения. Но мы можем истинно праздновать весну воскресения только