Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Практический очерк содержания рядового чтения

Подвиг жен мироносиц

В евангельском чтении этой недели говорится об обстоятельствах погребения и воскресения Иисуса Христа и в частности о подвиге святых жен мироносиц.

1. Их любовь к Господу.

а) Чем они выразили ее: остаются последними у креста и первыми у гроба (ст. 47); делают все, что могут (“купили ароматы” ст. 1); спешат временем, не теряя ни минуты (“весьма рано” ст. 2).

б) Чем мы можем выразить свою любовь: вообще послушанием воле Господа, в частности деятельной любовью к ближним.

2. Их скорбь:

а) кто отвалит камень от дверей гроба (ст. 3);

б) нам также встречаются препятствия на пути добра: естественная немощь наша, плоть со страстями, мир с соблазнами, диавол с искушениями

3. Их радость.

а) видят, что камень отвален (ст. 4): помощью свыше и мы преодолеем все препятствия на пути добра;

б) удостаиваются радостной вести: Иисуса ищете … Он воскрес (5, 6): и наша любовь не остается без награды.

4. Их поручение:

а) они должны были возвещать о Воскресшем (ст. 7, 8);

б) мы также должны свидетельствовать об этом словом и жизнью.

Частные темы для гомилетической разработки могут быть следующие:

— Ст. 1, 2

“Об уважении, какое мы должны питать к земным останкам усопших” (ср. ст. 47).

“Как гробы усопших поучают нас мудрости и добродетели.”

“Как важно участливое посещение могил наших усопших.”

“Как мы, как христиане, должны взирать на гробы умерших.”

“Восходящее солнце, как прекрасный образ благословений, низпосланных нам воскресением Господа.”

— Ст. 3, 4

“Как наша надежда на бессмертную жизнь и воскресение получает для себя укрепление в одной уже вере во всемогущество Божие.”

— Ст. 5, 6

“О словах при гробе Воскресшего: Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.”

— Ст. 7

“О снисходительном внимании Воскресшего Господа к согрешившему и покаявшемуся Петру.”

— Ст. 8 “о первом впечатлении Воскресшего Господа на Его последователей” и т. п.

Восходящее солнце служит прекрасным образом благословений, даруемых нам воскресением Господа

Весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца” ст. 2.

Благочестивые жены мироносицы, движимые святой любовью к Господу, спешат к Его гробу, чтобы воздать Ему последнюю дань любви и благоговения, помазать тело Его, по восточному обычаю, драгоценными ароматами. Они пришли сюда очень рано, “при восходе солнца.” Какой величественный образ должен был представиться их взорам, когда первые лучи восточного утреннего солнца озарили опустевший гроб Спасителя! Этот образ, столь восхитительный для глаз, представляет много поучительного и для ума, и для чувств.

1. Как восходящее солнце разгоняет ночную мглу, так воскресение Господа рассеивает мрак сомнений, тяготевший некоторое время над Его гробом.

Мрак и ночь всегда предшествуют естественному явлению, которое мы называем восходом солнца. Пока ночная тьма покрывает землю, мы не видим окружающих нас предметов в их настоящем, ясном виде, или осязаем их только ощупью. Но едва только первый луч солнца озарит природу, мрак ночи исчезает и скрытые на время красоты природы являются во всем своем свете.

Так точно и воскресение Господа.

Все сомнения, что Спаситель умер смертью преступника, хотя не сотворил ни единого греха, что Он так ужасно окончил дни свои в самом цвете лет, что Божественное Правосудие будто-бы допустило восторжествовать злобе и лукавству над невинностью и добродетелью, что святейшее дело религии, для которого Он жил и умер, по-видимому, навсегда потеряно безвозвратно, — все эти и другие сомнения рассеялись на гробе Воскресшего.

2. Как восходящее солнце оживляет все живущее и чувствующее, так воскресение Иисуса Христа наполнило радостью сердца Его учеников и всех Его последователей.

Премудрый и всеблагой Творец установил различные перемены дня и года.

Как весна в смене времен года, так утро в течение дня составляет самое приятное время. He возбуждается ли в нас радость и надежда с началом каждого дня?

He воспевают ли с началом утра хоры пернатых в рощах свою хвалебную песнь Творцу? He пробуждается ли вся природа с новыми силами?

Ощущения утреннего пробуждения в природе — вот чем было воскресение Иисуса Христа для Его учеников. Как скоро страх и ужас жен мироносиц должен был превратиться в радость! Какое зрелище восторга должна была представить теперь Галилея, где рассеянные ученики опять увидели своего Господа! Радостное обетование теперь исполнилось во всей силе: “там Его увидите, как Он сказал вам” и т. д.

3. Как восходящее солнце возбуждает всюду деятельность, так и по воскресении Господа началась по преимуществу одушевленная деятельность Его учеников для распространения Его Евангелия.

С появлением восходящего солнца вся природа как бы празднует свое воскресение. Человек мыслит и делается бодрее. Неразумные существа, даже мир растений, с первыми лучами восходящего солнца, обнаруживают особенную возбужденную деятельность. Луга и поля оживляются теми, которые питаются трудами земледелия. Миллионы людей, для которых на нашем полушарии настало утро, пробуждаются к новой деятельности и принимаются опять за труд, прерванный ночным сном.

Так оживилась деятельность вестников нашего Господа. Едва только явился им Воскресший Христос, едва только они поняли разумнее Его учение о царстве Божьем, они отложили всякий страх и сделались мужественными проповедниками Распятого. Отныне они, по повелению Господа, отправились по всему мир и, через немногие десятилетия, свет Евангелия озарил все страны известной тогда вселенной.

4. Как восходящее солнце не только освещает, но и согревает, так и воскресение Господа не только озаряет наш ум, но и согревает сердце для добра.

Восходящее солнце, освещая природу, согревает в тоже время воздух и разливает теплоту, необходимую для царства растений и для всех живых существ.

Точно так же и воскресение Господа нашего Иисуса Христа необходимо для утверждения нашей веры и согревания нашего сердца к добродетели. Что было бы с нашей верой и нашими стремлениями к добродетели, без воскресения Господа?

Но теперь мы знаем, что если Христос воскрес, воскреснем и мы, что если с Ним страждем, с Ним и прославимся.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа проливает свет на наше собственное состояние по смерти

“Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен” и проч. 6,7.

1. Смерть служит для нас только прекращением нашей земной деятельности.

а) Такова она была для Иисуса Христа, Первенца умерших и воскресших из гроба. Неутомимо Он трудился, в продолжении всей земной жизни, над исполнением воли Отца небесного. Неблагодарность и злоба пригвоздили Его ко кресту. Дело, для которого Он приходил на землю, теперь совершилось; Его тело подверглось болезням мучительной смерти. Его прободенные руки, благодетельствовавшие всем, окоченели; Его очи, в которых светилось столько благости и любви, угасли; Его уста, из которых исходила божественная мудрость, сомкнулись; Он преклонил главу и умер.

Для земли Он был мертв, но Его существование однако не прекратилось. Он предал дух свой в руки Того, на Которого Он всегда уповал и Который может спасти Его от смерти.

И Его упование было не напрасно: “Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.”

б) И наша земная деятельность некогда также прекратится. Зародыш смерти мы носим в себе с самого рождения; мало по-малу он развивается в нас и приводит наконец к тому явлению, которое мы называем смертью. Но умереть не значит перестать существовать; смерть изменяет только нашу земную деятельность на вечную. Сила смерти простирается только на тело, из праха образованное и в прах превращающееся. Она может проникать только в грубую материю, состоящую из разнородных частей, и способствовать ее разложению.

Но здесь и предел ее царству и силе. Над внутренним святилищем нашего духа, где царствует жизнь, не имеющая ничего общего и сходного с жизнью тела, его природой и потребностями, и не подчиняющаяся законам, которым подвергается тело, — смерть не простирает своей власти.

2. Мы и после смерти сохраняем воспоминание и сознание всего того, что делали до смерти.

а) Иисус Христос и после воскресения остался тем же, чем был до смерти. Смерть и гроб не изгладили из Его святой души воспоминания о том, что некогда предсказали о Нем пророки, и что Он обещал своим ученикам, равно как и мысли о том великом деле, для которого Он приходил на землю и проч.

“Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам” прежде (ст. 7).

б) Может ли быть иначе и с нами? Мыслимо ли было праведное мздовоздаяние, если бы у нас не сохранилось никакого воспоминания из земной жизни? Если бы мы со смертью погрузились в совершенное забвение относительно наших земных отношений, то мы, очевидно, сделались бы другими существами и перестали бы быть теми же самими лицами.

Тогда бесцельно было бы наше существование на земле, напрасны многоразличные знания, которыми мы обогащаем наш ум.

Как непреложно и верно то, что существует будущее мздовоздаяние, так несомненно и то, что мы по смерти сохраним воспоминание о всей земной нашей деятельности.

3. Мы перенесем с собой в вечность особенные свойства нашего духа, наши преимущества и недостатки.

а) Иисус Христос и после воскресения поступал с тем же духом и настроением, какое одушевляло Его в продолжение Его земной жизни. Та же самая любовь к своим верующим, та же самая преданность своему великому делу, та же мудрость слова и учения были свойственны Ему Воскресшему, как и Жившему до воскресения.

б) И действительно, если смерть не имеет никакой власти над живущим в нас бессмертным духом, то она не может также лишить его и того, что принадлежит его существу, что каждому разумному творению придает особенную печать и отличает его по умственным и нравственным достоинствам от других, подобных ему существ. A что более всего составляет особенность нашего существа, как не понятия и представления, как не расположения и наклонности, как не характер и весь образ наших мыслей? Отделите все это от вашего лица — что тогда останется в вас от разумного существа? О, как важна и достойна глубокого напечатления, как, страшна и утешительна вместе истина, что наши преимущества и недостатки, все господствующие теперь в нас расположения последуют за нами в вечность!

4. В вечности откроется для нас новый круг деятельности и уготовятся чистые и святые радости для тех, которые, стремясь к вечной жизни, не ослабевали в добрых делах и терпении.

а) Только

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн