смерть прекратила телесные страдания Господа и навсегда освободила Его от тех невыразимых крестных мучений, среди которых Он взывал: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?.” (Матф.27:46).
Но не сказал ли Он сам, что все это Он должен перенести, чтобы войти в славу свою? (Лук. 24:26[167 — Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?]). И через смерть Он вошел в эту свою славу. Co смертью открылся для Hero новый, обширнейший круг деятельности, обнимающий уже не один народ, a весь род человеческий. Бог превознес Его и даровал Ему имя паче всякого имени.
б) Поистине новый круг деятельности откроется и для нас в вечности; потому что деятельность, полное обнаружение и развитие господствующих в нас сил составляет собственную жизнь души. Без этого жизнь недостойна была бы названия жизни, она уподоблялась бы жизни растений, походила бы скорее на дремоту и смерть. И может ли быть недостаток в предметах для нашей деятельности в другом мире? Почему не должны были бы там, как и здесь, существовать для нас радости чувства, радости ума и сердца, радости истины и добродетели? Какие блаженные предчувствия вкушаем мы, когда, в минуты святых размышлений, возносимся мыслью в дом нашего небесного Отца?
Что составляют для нас слова ангела, сказанные женам мироносицам при гробе Иисуса Христа
“Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь(ст. 6).
а) Для тех, которые не веруют. Многие в своей вере доходят только до того, что Иисус Христос был распят, умер и погребен. Далее их вера не простирается. Но кто может отрицать воскресение Господа, когда Он предсказал его; когда с трудом верившие апостолы были убеждены в нем и положили за него жизнь свою; когда наконец на нем основана христианская Церковь? Никакое событие не подтверждено более, чем слова ангела: “Он воскрес, Его нет здесь!” Тяжкий суд поэтому должен постигнуть тех, которые по злобе, высокомерию и греховности не верят восстанию Господа из мертвых.
б) Для тех, которые верят, но не живут по этой вере. Иисус Христос умер за грех, чтобы и мы умерли для греха. Он восстал, чтобы и мы восстали от греха. Он разрушил оковы гроба: и мы должны разрушить узы и оковы греха. Христос вышел свободно из гроба: и мы должны быть свободны от греха.
Важное слово!
в) Для всех нас, чающих бессмертия. Иисус Христос после своей смерти продолжал жить. И мы по смерти воскреснем и будем жить. Следовательно, наша главная забота должна быть не о теле, a о душе! He пища, питье, приобретение имений должны преимущественно занимать нас, но молитва, терпение, борьба, любовь, прощение. Эти занятия ведут к небу.
Вот важное слово!
а) Гроб Христов, при котором говорил ангел, утешает нас во всех страданиях, происходящих из неравной участи в жизни. Какая это неравная участь?
Гроб уравнивает всех и все. По ту сторону гроба добрые и благочестивые будут иметь добрую участь. Равенство здесь невозможно. Оно настанет на небе.
б) Гроб Христов указывает нам на прекраснейший конец невинности и добродетели. Спаситель был отвергнут. Добродетель была на первый взгляд побеждена. Но Христос восстал. Его гроб отныне сделался славным и составляет предмет благоговейного поклонения для всех паломников. Воскресший Господь царствует в сердцах миллионов людей.
He отчаивайся, добродетель; при конце настанет победа. Какое утешение!
в) Гроб Христов проповедует победу над грехом и смертью, Грех причиняет скорбь и тоску. Но воскрес Тот, Который милостиво принимает кающихся грешников, обладал властью отпускать грехи и умер за грех. Смерть приводит в страх и ужас. Но через воскресение Господа смерть превратилась в вечную жизнь.
После воскресения последовало вознесение на небо. Христос взошел на небеса, привлек к себе апостолов, мучеников и т. д. Туда придем и мы, если живем согласно с верой в воскресение. A что мы там найдем?
а) Жизнь в любви. Там нет ничего, кроме любви.
б) Жизнь в добродетели. Там нет более греха.
в) Жизнь исполненную невыразимого блаженства… В чем оно состоит? “Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их” (Псал. 35:9). “Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.” (Мат. 13:43). “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” и т. д. (1 Кор. 2:9). “Блаженные на небе будут созерцать, любить, хвалить и обладать. Это будет составлять их занятие и без конца. Никогда они не перестанут созерцать, и потому будут всегда восхищены любовью. И пока их сердце исполнено любви, уста их наполнятся хвалы, a пока они хвалят Бога, они будут наслаждаться радостью и блаженством, и, таким образом, эти многоразличные занятия будут составлять их блаженство во всю вечность.”[168 — Блаженный Августин de beat.]
Что такое для христианина праздник воскресения Иисуса Христа?
“Кто отвалит нам камень от двери гроба?” (Ст. 3).
Много тяжелых камней лежит на пути человека, от колыбели до могилы.
Но с воскресением Спасителя камни отвалены.
Это:
1. Праздник падших грешников, которые освобождаются от греховного ига.
Жены мироносицы спрашивали себя: “кто отвалит нам камень от двери гроба?” Грешники, подавляемые тяжестью своих грехов, тоже задают себе вопрос: “кто снимет камень греха с нашей души?”
Воскресший Спаситель! На кресте Он пролил кровь свою и принес себя в жертву за наши грехи; доказательством того, что Отец небесный принял Его жертву, служит Его воскресение.
Теперь мы знаем, что Он по праву мог сказать: “дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. (Матф.9:2)… ныне же будешь со Мною в раю. (Лук.23:43)… Кому простите грехи, тому простятся (Иоан.20:23)” и т. д.
“А если Христос не воскрес… вы еще во грехах ваших.” (1 Кор. 15:17).
Как сильно должны радоваться теперь о снятии камня мы все, которые принадлежим к падшим грешникам? Посредством искреннего раскаяния и исповедания грехов перед Божьим служителем, мы получаем прощение грехов от самого Господа.
2. Праздник обремененных, которые утешаются в скорбях и заботах.
Скорби и бедствия не прекращаются, хотя и воскрес Христос и хотя мы сделались новой тварью о Христе. Поистине, добродетельные и истинные последователи Воскресшего должны страдать часто более, чем остальные. Что должны были перестрадать благочестивые жены мироносицы?
Но пустой гроб Господа утешает, потому что он говорит: “все, совершающееся на земле, происходит по воле Божией; оно ведет нас к истинной цели; никакая злоба людей, никакое земное могущество не может разорить совет Того, Кто хочет нашего спасения.”
Кто был праведнее и святее Иисуса Христа? И однако же Он был пригвожден к кресту; но Бог Его превознесет и дарует Ему имя паче всякого имени (Мал.1:11[169 — Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имяМое между народами, говорит Господь Саваоф.]) и т. д. Всякого рода обремененные: бедные, больные, гонимые и преследуемые, должны поэтому взирать прежде всего на крест, и потом на пустой гроб.
Бог увенчает истинную добродетель, a победа должна быть тем приятнее, чем труднее она достигается.
3. Праздник смертных, которые однако ж, не избегнув смерти телесной, живут вечно.
Грех побежден на кресте, a смерть — воскресением. Мы хотя и умрем, но для того, чтобы жить со Христом. “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.” (Иоан.11:25). “Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших” (1 Кор. 15:20). “Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых” (1 Кор. 15:21).
Ангел вещал мироносицам: “не ужасайтесь!” (ст. 6).
4. Праздник сирых и оставленных, которые, оплакивая гробы дорогих усопших, утешаются надеждой свидания.
Оплакивающие гробы своих дорогих усопших испытывают скорбь. Но эта скорбь смягчается верой в свидание. “идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам” (ст. 7)
“Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Иоан. 14:l-3). Спаситель опять увидел своих учеников, a они опять увидели Его. Следовательно, есть свидание за гробом!
Чем доказывается бессмертие человеческой души
“Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите” (ст. 6–7).
Ангел возвещает святым женам мироносицам, что Христос восстал из мертвых и что они опять увидят Его живым.
Если есть в другом мире свидание, то есть и бессмертие.
1. Творением и внешней природой.
а) Тело составлено из земли, a душа есть непосредственное дуновение Божье, следовательно, она не земная и тленная.
После греха тело подверглось смерти, но не душа; она следовательно, продолжает жить и по смерти тела.
Душа создана по образу Божьему, следовательно бессмертна. “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его” (Еккл. 12:7). Бог создал человека в нетление, и “соделал его образом вечного бытия Своего” (Прем. 2:23).
б) Во всей природе ничто не умирает и не уничтожается а только изменяется и переходит в другие виды и явления, например, если раздробляется камень, сжигается дерево, высыхает ручей и прочее. Тем более не может умереть душа.
в) Все в природе обновляется. Что растения зимой и что весной?
Из истлевшего, например, зерна возникает жизнь, следовательно, из нашей смерти — высшая жизнь.
Из умершего червячка выходит бабочка, a из высиженного яйца — птица.
г) Земные блага не распределяются так, чтобы люди добрые всегда и более имели их, чем злые. A так как Бог правосуден, то должно быть непременно уравнение благ где-либо, а именно в другом мире; поэтому душа бессмертна. “Кто утверждает, что Бог по своему свойству правосуден, тот должен также верить и в бессмертие души. Иначе, где будет тогда правосудие Его, когда мы видим, что человек благочестивый терпит гонения и оканчивает жизнь от руки насилия, a порочный благоденствует и умирает естественной смертью? Если Бог благ, то он должен быть и праведен, a таким Он может быть только в таком случае, если душа бессмертна, если зло по ту сторону накажется, a добро вознаградится.”[170 — Святой Климент Александрийский.]
2. Существом и жизнью человека.
а) Бессмертие души отвергается только немногими, легкомысленными, грехолюбивыми, невежественными и высокомерными людьми — станем ли мы им верить?
б) Все народы земного шара веровали и веруют в бессмертие; следовательно, эта вера присуща нашей душе от Бога, принадлежит к существу человека. Поэтому и языческие мудрецы постоянно старались доказывать бессмертие (Сократ, Платон, Цицерон).
в) Другие творения земные: камни, растения и животные достигают на земле своего назначения, и таким образом они могли бы уже в известном смысле умирать навсегда.