Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

Но человек не достигает здесь того, чего хочет и чего должен — полной истины, любви, исполнения добра. Следовательно, должна быть жизнь, где он мог бы достигать осуществления своих врожденных стремлений. Мысль об уничтожении непримирима уже с нашим самосознанием.

3. Учением, делами и установлениями Иисуса Христа.

а) Чему учил Спаситель? На каждой странице евангелия говорится, что мы бессмертны. Иначе Спаситель не учил бы так.

б) Что Он сделал? Он оставил небо только потому, что мы бессмертны. “После того, как я узнал, что душа моя искуплена кровью Сына Божьего, я решился беречь ее и не продавать диаволу.”[171 — Блаженный Августин.]

в) Что Он установил? Таинства существуют потому, что мы бессмертны. Церковь установлена для того, чтобы направлять наши души к небу.

О посещении могил усопших

“Приходят ко гробу” (ст. 2).

Благочестивые жены мироносицы спешат к гробу Божественного Учителя, чтобы отдать Ему последний долг любви и уважения.

Обычай посещать могилы усопших существует и y нас; но многие ли из этого благочестивого обычая выносят для себя надлежащий урок и назидание?

1. Что мы видим на могилах усопших? Мы видим:

а) Что все наши земные стремления суетны. Всякие препирательства, заботы, огорчения, замыслы успокаиваются. Остается только то, что сделала добродетель в добром воспитании, словом и примером. Бесконечно многие из человеческих стремлений оказываются пустой детской игрой. Только стремление к добру и совершенству имеет прочное достоинство и цену.

б) Что смерть уравнивает всех. В жизни такое громадное различие. Богатый и нищий, знатный и ничтожный! Но здесь все уравнены. Только один памятник дороже других, и могилы людей добрых посещаются чаще, чем могилы злых: во всем остальном полное равенство. “Ибо нет лицеприятия у Бога.” (Рим.2:11).

в) Что везде возвышается крест. Наше победное знамя. С ним мы в жизни побеждаем различные страсти. В смерти — предсмертную скорбь и тоску. На могилах усопших — малодушие, отчаяние и страх за их судьбу.

Таким образом на кладбищах мы видим суетность наших земных тщений, равенство и крест.

2. Что мы слышим?

Если мы не лишены внутреннего чувства и хотим внимать, то мы слышим:

а) Зов, призывающий нас к обращению. Мы должны отказаться от скупости, потому что ничего с собою не возмем; — от высокомерия, потому что здесь все равны; — от сластолюбия, чтобы наше тело не подвергать позору; — от оскорбления других, иначе никто не придет на нашу могилу; — от оклеветания других, иначе они обвинят нас перед судилищем Христовым и проч.

б) Зов, призывающий нас к возвышению.К лучшей вере, потому что гроб напоминает о смерти, смерть о грехе, a грех — об искуплении и Искупителе, единственно посредством Которого мы можем спастись. К радостной надежде, потому что ее главный предмет находится по ту сторону гроба. К горячей любви, потому что от земли и гроба мы ничего не возмем, кроме дел любви.

в) Зов, ободряющий благочестивых при виде тления и смерти. Люди благочестивые не должны страшиться гроба и смерти. Бог поистине прощает кающегося. Борьба за добродетель будет вознаграждена на небе. Для истинного христианина нет смерти; она служит для него только началом лучшей жизни. Путь, ведущий через могильный мрак в будущую жизнь, не так мрачен — вера озаряет его. По ту сторону гроба — истинное отечество.

3. Что мы чувствуем?

Человек с чувством и сердцем, стоя на могилах усопших, чувствует:

а) Сердечное сострадание. Наши усопшие, быть может, предвкушают ожидающие их вечные страдания; души их мятутся и истаевают от страха. Мы можем облегчить их страдания и умилостивить Бога за них своими молитвами, благотворениями и особенно принесением за них бескровной жертвы на литургиях.

б) Искреннюю готовность помочь. Бедный больной, лежавший при купели в Вифезде, не находил никого, кто оказал бы ему помощь. Должны ли твои родители, братья, сестры и проч. испытывать такую же участь? — Сколько сирот, после смерти своих отцев и матерей, остаются без куска хлеба? — Поможем им!

С каким чувством мы должны взирать на могилы наших усопших

“Приходят ко гробу.”

1. С чувством скорби.

Кто имеет впечатлительное сердце, тот не может не чувствовать скорби при виде могил. Почему?

а) Там покоится прах родителей, учителей, благодетелей, детей, товарищей, братьев и сестер, с которыми мы были связаны самыми тесными узами родства и дружбы, которые доставляли нам помощь и защиту в нужде, радовали и утешали нас в жизни. Но теперь их нет. Мы не увидим их лица, не услышим их голоса и проч.

б) Души многих, тела которых покоятся во гробе, еще не примирены с Богом, они предчувствуют уже ожидающие их страдания.

Как прискорбно думать, что наши отцы, матери родственники и прочие могут находиться в таком состоянии за гробом?

Кто живет вдали от своих на земле, тот часто тревожится мыслью, — не случилось ли какого-либо несчастья с его родными. Тем более это имеет место по отношению к душам усопших. Все страждущие заслуживают сочувствие: не тем ли более те, которые на земле были нашими родными!

в) Быть может тот или другой страдает в будущей жизни пo “нашей вине.” Быть может мы не пеклись, как следует, о воспитании наших детей, которые теперь из-за нас должны претерпевать мучения. Быть может, есть там и такие, которые нас или которых мы соблазняли ко греху.

“Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6:7).

Еще несомненнее то, что многие должны претерпевать там мучения, потому что мы, по их смерти, слишком мало или ничего не сделали для облегчения их участи: не молились, не приносили бескровной жертвы, не творили милостыни и проч. Как редко думают дети о своих почивших родителях, братья — о братьях и сестрах? “Над умершим пролей слезы … по достоинству его” (Сир. 38:16–18[172 — Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу.]).

г) Наконец, при взгляде на могилы усопших, взор наш помрачается скорбью и потому еще, что мы некогда, быть может, скоро почием во гробе. Туда мы ничего не возмем с собой. Тогда мы расстанемся со всеми нашими земными привязанностями. Быть может, мы прийдем в это место покоя после тяжкой болезни, после ужасной смертной борьбы, с угрызением совести, без покаяния. Быть может, никто не помолится на нашей могиле! Каждый получит “соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5:10[173 — ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.]).

2. С надеждой.

При оплакивании наших усопших, мы не должны предаваться безутешной тоске, “как прочие, не имеющие надежды” (1Фесс.4:13[174 — Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.]).

а) Мы веруем, что Бог есть милостивый и благостный Судья; Его единородный Сын пролил кровь Свою за наши грехи. Ежедневно приносится Он в жертву на наших алтарях не за живых только, но и за умерших. A чего не сделает Отец ради жертвы Сына?

б) Мы веруем, что наши молитвы и благотворения приносят действительную пользу умершим и ведут их в рай. “Благодать даяния пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбрани благодати” (Сир. 7:36).

в) Мы веруем, что некогда опять увидимся с почившими. Это непременно последует, если мы сами здесь живем праведно и благочестиво, и если помогаем нашим дорогим умершим молитвами, благотворениями и принесением бескровной жертвы. Разлука продолжится недолго. Время земной жизни коротко; a свиданию по ту сторону гроба не будет конца. Как отрадно!

г) Мы думаем, конечно, со скорбью о том, что нас некогда опустят во гроб, но мы знаем также, что во гробе умолкают беспокойные страсти, прекращаются враждебные преследования, успокаиваются суетные стремления к чести, удовольствиям и приобретению земных стяжаний.

Мы надеемся, что пережившие нас на земле, после нашей смерти будут молиться за нас, как и мы молимся о преждеотшедших братиях наших. “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф.7:2).

Повеление воскресшего Господа своим проповедникам: Идите, скажите

“Идите, скажите” (ср. Исаии 52:7[175 — Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»]).

1. Что они должны сказать?

Ангел повелевает это во имя Господа, особенно проповедникам. Что же мы должны сказать? Об Иисусе Христе. He довольно говорить о Творце, которого проповедует всякая тварь (Псал. 18:3;[176 — День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.] Рим. 1:20[177 — Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.]). Христос воскрес — вот что мы должны говорить! Проповедовать всего Христа (Рим. 4:25;[178 — Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.] 1 Кор. 15:4[179 — и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию.]). Иначе наша вера суетна (1 Кор. 15:14[180 — а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.]). Слово о воскресении — драгоценное слово. Отсюда следует, что Христос есть истинный Мессия (Иоан. 11:25[181 — Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.]) и что вне Его нет спасения (Деян. 4:12[182 — ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.]); что мы в христианской вере имеем путь к небу (Рим. 3:25–26[183 — которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.]).

2. Кому они особенно должны это сказать?

Без сомнения, всему миру; в особенности тем из христиан, которые не веруют в воскресение Господа. Для них они должны быть жестокими и неумолкаемыми проповедниками (3 Цар. 14:6[184 — Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе.]). Кто ожесточается в своем неверии, для того Воскресший будет некогда строгим Судьею (Деян. 9:5[185 — Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.]).

Затем грешникам, сокрушающимся о своих грехах.

Петр должен был получить утешение прежде других (1 Фесс. 5:14;[186 — Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.] 2 Кор. 2:7[187 — так что вам лучше уже

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн