Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

обычаев является почитание воскресного дня, и однако почитание его было бы странным и непонятным явлением, если бы не было самого факта, для воспоминания о котором отделен особый день в неделе. То же самое нужно сказать и о таинствах, особенно о таинстве причащения, самая идея которого могла возникнуть именно только на основе смерти и воскресения Христова. С какой бы стороны мы ни рассматривали христианскую Церковь, отовсюду вытекает одно и то же заключение, что без воскресения Христова Церковь была бы подобна реке без истока, не имела бы достаточного основания для своего существования.

Поэтому, если где-нибудь имеют решающее, принудительное значение исторические данные, то именно здесь. Даже письменные свидетельства евангелистов, при всей их боговдохновенной достоверности, отступают на второй план перед неотразимым свидетельством этих блистательных фактов, которыми отмечается происхождение новой религии, созидание нового и истинного града Божия. Вся совокупность этих исторических событий представляется непредубежденному уму, как величайшее, глубоко поразительное чудо, и если есть люди, которые не хотят признать этого чуда, то только потому, что оно слишком превосходит весь объем их узкого натуралистического миросозерцания. Но таким мыслителям можно сказать, что они не должны ограничивать великого Божьего мира узкими рамками того натурализма, который ничего не видит далее чувственной природы и ее однородных и неизменных законов. Нужно смотреть выше природы, и там существует высший порядок бытия.

Природа не есть цель, a только средство, предназначенное быть орудием достижения высших целей ее Творца. Как везде, так особенно здесь получает свой глубочайший смысл замечание, что в области бытия есть много такого, о чем и не снилось нашим мудрецам. И если мы будем смотреть на вселенную с этой именно точки зрения, как на арсенал средств для достижения высших целей в области духа, средств для осуществления идеальнейших отношений между Богом и человеком, то существование особого порядка, стоящего выше чувственной природы, будет фактом, имеющим всю силу неотразимости для сознания, и в этом порядке не только будет место для воскресения, но он потребует его, как необходимого условия для достижения той цели, чтобы в подвергшемся греху и проклятию человечестве вновь

возобладала Божья благодать и восстановилось первоначальное совершенство первозданного бытия. Ведь воскресение Христово в своем окончательном значении было именно началом восстановления той истинной жизни, которая была испорчена грехом, и поэтому-то Христос торжественно заявил о Себе: “Аз есмь воскресение и жизнь! Верующий в Меня имеет жизнь вечную.”

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Святых Жен Мироносиц

Арсений, митроп. Киевский. Сочинения, т. I, стр. 158–173.

Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. проповедей (90 г.), т. III, 20–41.

Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочинений (90 г.), т. II, 396–407.

Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения (72 г.), т. I, 495–501.

Евсевий, арх. Могилевский. Бес. на воскр. и праздн. еванг. (63 г.),т. I,128–141.

Его же. Беседы на воскр. и праздн. чтения из апостола (67 г.), ч. I, 80–87.

Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 13–16.

Серафим, арх. Воронежский. Слова и речи (76 г.), т. I, 195.

Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. II, 41.

Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I, 47–52.

Евлампий, арх. Тобольский. Святая Пятидесятница (58 г.), 198–241.

Путятин P., прот. Полн. собр. поучений (93 г.), 88–92.

Ceргиев И., прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 188–207.

Бажанов В.,протопр. Слова и речи (58 г.), 101–112.

Мегорский Е.,прот. Слова, поучения и речи (94 г.), 152–156.

Белоцветов А.Круг поучений (94 г.), 39.

Романов И.,прот. Полн. собр. поучений (88 г.), 404–413.

Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 176–180.

Красовский П. Поучения для простого народа (70 г.), 86–91.

Дьяченко Г.Ежедневние поучения (97 г.), 30–39.

Лядский Α.,свящ. Поучения на дни воскресные (70 г.), ч. I–II, 106–113.

Неделя о Расслабленном

I. Евангельское чтение. Зачало 1. Евангелие от святого апостола Иоанна 5:1-15

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Практический очерк содержания рядового чтения. Иисус Христос, как Врач души и тела

1. Он исцеляет телесные болезни, как бы они ни были неизлечимы.

а) Болезни составляют всеобщее явление между людьми, как последствие первородного греха: “множество больных, слепых, хромых, иссохших” (ст. 3).

б) Одержимые телесными недугами обращаются к естественным средствам врачевания (купель Βифезда), но эти средства оказываются часто бессильными к исцелению; надобно, чтобы подана была помощь свыше, чтобы явился ангел с неба и возмутил воду; но и этой помощью не все могут пользоваться (ст. 4).

в) Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы избавить нас от греха и всех горьких его последствий. Он исцеляет болезни телесные, но так, что вместе с этим подавалось и исцеление душевное, как главнейшее.

г) Для исцеления болезней Он не нуждается ни в каких внешних средствах: одно Его слово — и зло уничтожается (ст. 8. 9).

2. Состояние больного.

а) Он сам был виной своего мучительного страдания, что видно как из свойства его болезни (расслабленный,), так и из слов Иисуса Христа: “ктому не согрешай” (ст. 14).

а) Страдание расслабленного продолжалось уже долгое время (38 лет); оно должно было служить для него испытанием, чтобы явилась на нем слава Божия.

в) Когда он до сих пор не находил никакой помощи, и все ожидания его были напрасны, то его страдания должны были из-за этого еще более увеличиться и, по всей вероятности, возбуждали в нем желание смерти.

3. Чем больше нужда, тем ближе помощь.

а) Господь близ со своей всесильной помощью. Он спрашивает сначала больного: “хочешь ли быть здоров?” (ст. 6) чтобы возбудить в нем надежду на выздоровление; в ответе больного слышится безнадежность (ст. 7).

б) Потом Господь изрекает слово: “встань, возьми постель твою и ходи” (ст. 8), и больной тотчас делается здоровым (ст. 9).

4. Исцеленный расслабленный воздает благодарность Богу.

а) Он исполняет повеление Господа (берет одр в субботу), несмотря на все препятствия мира (ст. 11–13).

б) Спешит в храм, чтобы излить чувства благодарности (ст. 14).

в) Прославляет Иисуса Христа, как своего Спасителя, и возвещает о Нем другим (ст. 15).

Частные истины, черпаемые проповедником из дневного зачала для гомилетической разработки, могут быть следующие:

Ст. 2–4.

Откуда происходит столько болезней между людьми?

Для чего Бог посылает болезни?

Как христиане должны относиться к тем, которые терпят недуги по своей вине?

Чему могут научиться духовнобольные от телеснобольных?

О христианских спасительных учреждениях против болезней человеческих.

Ст. 5–6.

Продолжительные болезни служат для нас средством к покаянию и очищению от грехов или: продолжительные страдания влекут нас от мира и греха к Богу.

Ст. 7.

Беспомощность человека больного.

Как тяжко грешат те, которые оставляют своих больных без всякого попечения.

Ст. 14.

О благодарности Богу за избавление от болезней и бедствий.

По выздоровлении от болезней не следует предаваться прежним порокам (чтобы не случилось с тобою чего хуже) и т. д.

Что делает истинный христианин в болезни?

“Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет” (ст. 5).

Болезни служат в Божьих руках самым сильным карательным средством. Наше тело часто от незначительных причин подвергается продолжительной, тяжкой или даже смертельной болезни. Иисус Христос, по своему беспредельному милосердию, исцелял всяких больных. В нынешнем евангелии Он исцелил расслабленного.

Болезни всякого рода продолжаются еще и ныне между людьми.

1. Как относится к самому себе?

Всякая болезнь, постигающая нас, служит или наказанием или испытанием. Как же теперь христианин относится в болезни к самому себе? К чему побуждает его болезнь относительно его самого?

а) К восстановлению здоровья. Он немедленно призывает лучшего врача, какого знает, и доверяется его предписаниям, так как еще премудрый сказал: “дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен” (Сир. 38:12). Лекарства принимают с возношением сердца к Богу, испрашивают Его благословения. Стараются как христиане, сохранить бодрость духа и не отчаяваться при мысли о смерти. Молят Всевышнего о даровании дрогоценного блага здоровья, но при этом прибавляют: “впрочем не Моя воля, но Твоя да будет” (Лук.22:42).

б) К терпению. Терпение, конечно, — тяжелая добродетель. Нелегко отказаться от своих любимых занятий, своих привычек и удовольствий, видеть других бодрыми, здоровыми и счастливыми. Но посредством усиленной борьбы достигают неба, и тяжелая добродетель терпения облегчает страдания. Христианин радуется, принимая участие в той чаше, которую до дна испил Иисус Христос. Он говорит: “Спаситель пострадал более и без всякой вины.” И с блаженным Августином: “здесь жги, здесь режь, только пощади в вечности!” Далее: “Бог есть мой Владыка, пусть Он делает со мной, что Ему угодно!” “Кого любит Бог, того наказывает.”

Во время болезни мы должны хотеть быть больными, потому что Бог так хочет, и именно в той болезни, в какой Он хочет, в том месте, в то время и при тех лицах и обстоятельствах, как Он хочет.

в) К отречению земных привязанностей и внутреннему очищению. Если не могут более трудиться для земли и должны предоставить временные заботы другим, то пусть заботятся и трудятся только для неба. Если всякие телесные удовольствия прекращаются, то пусть ищут наслаждения удовольствиями духовными. “Блажен человек, уповающий на Бога и отвращающий око свое от земных вещей.” Пусть молятся, размышляют о страданиях Христовых, думают о небе.

2. Как он относится к окружающим его?

Если больнойчлен семьи, то он имеет обязанности к окружающим его, a эти — к нему.

а) Вообще больной имеет снисхождение к своим окружающим; не ставит им в вину каких-либо незначительных опущений; благодарит за каждое попечение о нем, награждает, если может, любовь, принимающую в нем участие и проч.

б) Если о нем худо заботятся, то он просит прежде всего о большем внимании. Изображение таких

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн