состояний! Если ничто не помогает, то он жалуется, но только лицам благонамеренным и благонастроенным. Если и это оказывается безполезным, то он возверзает надежду свою только на Бога.
в) Если о нем хοрοшο пекутся, то он благодарит, молит Бога не оставить своими милостями окружающих его, благословляет и назидает их своим терпеливым и благочестивым перенесением болезненных страданий и проч.
3. Как он относится к Церкви и к Богу?
Есть другое утешение и другая помощь, кроме тех, какие больной получает от своих родных. Помогает и утешает Церковь, помогает и утешает Бог.
а) Священник посещает больного. Искреннее религиозное общение между больным и его духовником! Такого искреннего общения никогда прежде не было.
б) Принимают таинство покаяния. Как тогда, особенно после глубоко-сердечной исповеди, облегчается сердце?
в) Принимают Святое Причащение. Иисус Христос, исцелявший столь многих больных во время своей земной жизни, может исцелить и теперь. Во всяком случае, Он дает душе здоровье, благодать, силу и жизнь.
г) Принимают таинство елеосвящения. “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне” (Иак.5:14) и проч.
Если не последует выздоровления и наступит смерть, то Церковь не оставляет умершего своими молитвами и благословениями.
Христианские спасительные средства против человеческих болезней
“В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших” (ст. 3)
В нынешнем евангелии говорится о целительной иерусалимской купальне, при которой находилось много больных, жаждавших чудесного исцеления.
Болезни всякого рода составляют и ныне самое обыкновенное явление между людьми. Редко встретишь человека, который бы не болел; редко встретишь дом, который долгое время был пощажен болезнью. Как много жалоб? Как иной считал бы себя совершенно счастливым, если бы только был здоров?
Неужели Иисус Христос и Его божественная вера не оказывает более в наше время никакой помощи больным? Поистине оказывает.
I. Христианская вера предохраняет от болезней.
а) Она унимает вредные для здоровья страсти. Кто вырос в школе христианства, тот избегает всяких страстей, пагубных для здоровья: гнева, невоздержания, ленности, гнетущей скорби и проч. Истинный христианин любит самого себя. Владеет самим собой. Ищет своего счастья в самообладании и добродетели. “От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни” (Сир. 37:34). “Сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою” (Сир. 19:5). “Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе” (Сир. 31:26). “Удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни” (Сир. 30:24. 25. 26).
Как что многие достигли глубокой старости? Посредством христианской жизни.
б) Она воспрещает скупость и чрезмерный труд. Тело для своего здоровья требует питания, попечения и отдыха.
Против излишней бережливости и сребролюбия наша вера сильно восстает. “Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу” (Сир. 14:9).
Спаситель, после своих напряженных трудов, давал себе отдых, — мы читаем, что Он только в особенных случаях проповедовал учение ночью. Празднование воскресного дня, которое нам строго заповедано, очень содействует здоровью. Говорят, что иудеи вообще долговечнее христиан, потому что они лучше христиан соблюдают покой субботний.
в) Она дает бодрость духа и веселое настроение чувства. Христианин не предается тоске и унынию в жизни, потому что он знает, что Отец небесный печется о нас, что вина наших грехов уничтожена Иисусом Христом, что нас ожидает по ту сторону гроба лучшая будущность и проч. Христианские праздники и общественное богослужение поддерживают в нас духовную бодрость и веселие. Неизбежные страдания не похищают у христианина радости. “Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости” (Прит. 17:22).
2. Христианская вера действует целительно на больных и помогает им.
а) Она дает силу и мужество к перенесению болезней. Христианин, повергнутый на одр болезни, думает: “я заслужил болезнь. Если Господь невинно должен был страдать, то я ли, грешник, не заслужил страданий? Раб — не более своего Господина!”
Он размышляет: “с терпением легче переносится болезнь, чем с нетерпением. Если я ничего не могу теперь приобрести и заслужить для земли, то буду обогащаться сокровищами для неба. Я грешник, a грешник должен каяться и омыть прежние грехи слезами покаяния.”
б) Она смягчает и уменьшает болезни. Дух проявляет могущественную власть над телом. Как деятельность тела, так и его благосостояние зависит от духа. Христиански возвышенный дух дает крепость и телу. Христианин уповает на Бога. Кто может искренно сказать: “такова воля Божия, да будет его святая воля;” тот чувствует облегчение. Христианин проникнут любовью, a любовь вызывает взаимную любовь. Сострадание облегчает. Сострадание других служит действительным “состраданием,” и если другие состраждут с нами, то горе переносится легче.
в) Она удаляет часто болезнь и страдания. Зовут врача и он, с Божьей помощью, находит правильное врачевство. “Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен” (Сир. 38:12). И врачевство, принимаемое с упованием на Божью помощь, действует целительнее.
Молитва часто творит чудеса. “Просите, и дано будет вам; стучите, и отворят вам” (Матф.7:7) Сколько было уже случаев, что молитва наша и других о нас была услышана!
Таинство покаяния облегчает душу и сердце, удаляет причину болезни, нередко самую болезнь, как следствие греха. В таинстве причащения Иисус Христос входит в нашу душу именно Тот самый, Который некогда столь многих исцелял. В последнем таинстве елеосвящения “молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь” (Иак.5:15).
3. Христианская вера приводит болезни к доброму концу, спасает нас.
а) Если выздоравливают, становятся лучшими христианами. Усерднее молятся. Делаются благодарнее к Богу и сострадательнее к другим больным. Сколь многие после тяжких болезней обратились на путь благочестия! Все такие последовали увещанию Господа: “вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Иоан. 5:14).
б) Если умирают, то умирают о Господе. Мы говорили и говорим о таких христианах, которые в жизни, страданиях и смерти пользуются спасительными христианскими врачевствами. Они раскаялись во всех прежних грехах своих, a покаяние ведет к небу, очищает для неба.
Они жили по учению Господа, a таким сказано: “блаженны нищие, … кроткие, |… миротворцы, … чистые сердцем” и проч. “Войди в радость господина твоего” (Матф. 25:21). Они страдали о Христе. “Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Рим. 8:17).
Они умерли с Христом. “Блаженны мертвые, умирающие в Господе (Апок. 14:13). “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет” (Иоан. 11:25).
Заключение. Так вера Христова исцеляет, спасает от болезни и в болезни. О если бы так было со всеми нами!
Болезни приходят от руки Божьей
“Тут был человек, находившийся в болезни” (ст. 5).
Нынешнее евангелие говорит о несчастном расслабленном, тридцать восемь лет страдавшем в своем недуге.
Болезни и больные люди встречаются нам везде. Болезни приносят страдания, огорчения, страх и бедствия. Чем больные и их родственники могут по преимуществу утешаться в болезнях? Тем, что
1. Как действие Божьего всемогущества.
Всемогущество Божье дает силу и крепость, здоровье и жизнь. Но тоже всемогущество потрясает человеческие силы, сокрушает крепость и здоровье.
Особенно мы познаем Божье всемогущество:
а) Когда люди юные и сильные бывают повергнуты на болезненное ложе. Как молодые люди хвастаются иногда своей силой и здоровьем!
И вот — одно дуновение ветра, одна капля испорченной крови, холодный напиток, — причиняют им часто неизлечимую болезнь. Тут видимо обозначается перст Божий.
б) Когда могущественные и богатые люди поражаются болезнями. Бедный человек, вынужденный бороться с горькой нуждой и проч., бывает часто здоров и достигает старости. A богатый, который истратил бы громадные суммы для достижения здоровья и желал бы охотно наслаждаться своим избытком, остается больным. Тут — явное действие всемогущества Божьего!
в) Когда все врачебное искусство остается тщетным. Конечно, больной должен “дать место врачу, ибо и его создал Господь” (Сир. 38:12). Но однако и врачебная помощь оказывается не всегда успешной. Часто болезнь как бы смеется над всеми врачебными искусствами. Почему? Бог всемогущ!
Так как в болезнях ясно обнаруживается всемогущество Божье, то мы должны переносить их с терпением. Без всемогущей Божьей воли мы не были бы больны; без нее мы не можем быть и здоровы. Если тело немощно, то дух должен быть бодр в терпении. “Да будет воля Божья.” “Мы ничего не можем изменить!”
2. Как действие Божьего милосердия.
Болезни в деснице Божьей служат могущественнейшим средством к нашему исправлению и обращению на путь добродетели и спасения. Временное счастье приводит часто к погибели души; болезни нередко ведут к спасению. В этом открывается видимое Божье милосердие. Поищем примеры.
а) Иудеи в пустыне были недовольны и неблагодарны. Господь посылает на них ядовитых змей и с ними болезни. Это смирило непокорных сынов израильских и они обратились с молитвой к истинному Богу. Царь Езекия был болен. С поправлением здоровья, он укрепился в уповании на Бога.
Болезнь сына капернаумского вельможи привела к вере в Иисуса Христа весь дом.
б) То же самое представляет нам и ежедневный опыт. Как вследствие болезни изменился иной высокомерный человек, иная злая женщина, иной распущенный юноша, иная тщеславная дочь?
в) Наш собственный опыт доказывает то же. Какие обещания дали все мы в болезни? Конечно, многие потом не сдержали своих обещаний; но многие другие остались верны им и идут иным путем.
Так как в болезнях обнаруживается милосердие Божье, то мы должны через них действительно исправляться и за них благодарить. Нужно по истине благодарить за всякое благодеяние!
3. Как действия Божьего правосудия.
Грех служит причиной большей части болезней. Болезнью очень часто Бог наказывает грех. Отсюда мы познаем карающее Божье правосудие.
а) Так учит Священное Писание: “Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными” (Втор. 28:58–59).
“Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Иоан.5:14).
б) Опыт подтверждает это. Чем кто согрешает, от того и болеет. Невоздержание и скряжничество, ленность и излишний труд, гнев и зависть, разврат и недовольство, скорбь и тоска имеют спутниками своими толпу болезней. И если такой грешник не страдает еще болезнью, то Бог щадит его только для другого наказания
Так как болезни суть действия Божьего правосудия, то христианин подвергается им с целью раскаяния.
Причина того, что всемогущая сила благодати не исцеляет наших душевных недугов заключается в нас самих, в нашем нехотении
“В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших” (ст. 3)
Неудивительно, если при купели Силоамской находилось много больных. В ней действовала Божья сила, но действие ее было весьма ограниченно. На купель сходили не многие ангелы, a только один, и не каждый день, a только один раз в год (ст. 4). Притом не каждый, сходивший в купель по возмущении воды, исцелялся, a один тот, кто сходит в нее первый: “кто