первый входил в нее” (ст. 4).
Но можно ли не удивляться, когда находим множество больных при купели благодати, которой купель Силоамская была только слабым изображением? Здесь не один ангел, но весь сонм чистейших духов, сам Сын Божий и Дух Святой нисходят на землю для подаяния врачевства страждущим; здесь не одна купель источает исцеление, а, можно сказать, столько купелей, сколько болезней и больных; не один раз в год, a всегда, и не один тот получает исцеление, кто приходит первый, a все от первого до последнего, когда бы кто ни пришел. Между тем, если о числе исцеленных судить по количеству имеющихся врачеваний, то купель христианская исцеляет больных менее, чем купель Силоамская. Отчего это?
1. Кто искренно желает своего спасения, тот исполняет все то, что служит к спасению.
а) Пример расслабленного служит тому доказательством. На вопрос Господа: “хочешь ли быть здоров?” он не обинуясь отвечал: “так, Господи!” (ст. 6, 7)!
Оставленный людьми и всеми членами своего тела, он собирает последние остатки сил, чтобы придти к целебной купели; внимательно присматривается к признакам наступающего возмущения воды, готов уже повергнуть себя в купель и вдруг видит, что исцеление предвосхищено другим!
Но расслабленный телом не изнемогает в духе: каждый год подвергается тому же искушению, и каждый год приходит к купели. He желал ли он искренне своего выздоровления, ибо делал для него все, что мог?
б) Но так ли поступаем мы! Делаем ли для своего спасения все, что можем делать?
Желаем ли быть лучшими, чем каковы мы все по природе? Стараемся ли быть готовыми на “ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3:17[264 — да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.])? Мужественно ли боремся с пороками? Умоляем ли Бога о помощи и проч.?
Если мы ничего этого не исполняем, то мы не можем сказать, что искренне желаем спасения, не можем и надеяться на спасение.
2. Кто искренне желает своего спасения, тот удаляется всего, что препятствует делу спасения.
а) Бегущие на ристалище (1 Кор. 9:25[265 — Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.]), говорит апостол, отказывают себе во всем, дабы соделать себя способнее к достижению победного венца. Если же они, продолжает апостол, воздерживаются от всего для получения венца тленного, то можно ли не воздержаться нам, которые подвизаемся для получения нетленного?
б) Но исполняем ли мы это апостольское учение? Удаляемся ли всего, что может препятствовать нашему спасению? Мы знаем, что “что дружба с миром есть вражда против Бога” (Иак. 4:4[266 — Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.]), — следуем ли совету апостола: “не любите мира, ни того, что в мире” (1 Иоан. 2:15[267 — Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.]). Мы зная, что угождение плоти ведет в плен греха, — так ли “распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5:24; Кол. 3:5[268 — Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.])?
Избегаем ли собрания людей лукавых и развратных?
Преграждаем ли вход порочным страстям в наше сердце?
Если мы делаем все это, то мы искренне желаем своего спасения и вскоре услышим вожделенный глас: встань, возьми постель твою и ходи!
О страданиях, их значении и окончании
Нынешнее евангелие говорит о множестве болящих, слепых, хромых, сухих, воздыхающих под игом болезней и скорбей.
Весь мир наполнен страданиями и страждущими.
1. Всеобщие человеческие страдания. В начале человек жил в мире, счастье и спокойствии. Но он согрешил, и Бог наказал его, изгнал из рая и послал на него скорби и болезни. Вся внешняя природа, служившая прежде к его счастью, сделалась для него источником многих бедствий и горя. Так явились в мире страдания, которые более или менее постигают всех людей.
а) Подле плодоносных полей и нив находятся бесплодные пустыни и негодные болота, вместе с приятными плодами растут ядовитые растения, за прекрасной светлой погодой следует часто град, буря и т. д. Невыносимый жар часто сменяется невыносимым холодом. При таких отношениях человеку приходится много страдать. Для чего?
Все эти неудобства понуждают нас к защите, делают изобретательными, возбуждают разум, дают случай помогать несчастным. Чье сердце еще живо бьется в груди, тот обязан этим поту, с которым он непрестанно трудится.
Впрочем, некогда настанет новое небо и новая земля!
б) Вместе с многими полезными, кроткими и общительными животными существуют дикие, ядовитые и опасные звери, которые портят поля, деревья, нивы, вредят самому человеку и наводят на него страх. Для чего это?
Человек мало по малу должен очищать землю от опасных животных, должен остерегаться, чтобы и самому не сделаться таким же диким и хищным, как эти животные и проч.
Некогда все породы животных будут такими же, как и до падения человека!
в) Тело человеческое, принадлежащее земле, имеет тысячи разнообразных нужд и потребностей; оно подвержено страданиям, болезням и смерти.
Но это дает человеку случай к полезному труду, побуждает его к развитию своих сил и к терпению. Истинно терпеливый в этом отношении между людьми более ангела. Ищут утешения в небе и посредством этого высоко возвышаются над всем земным!
Некогда, по воскресении, будет иначе!
г) Много страдают от грешных и злых людей, подвергаются преследованиям, насмешкам и проч.
Это дает случай к снисходительности, прощению!
Поистине, все эти роды страданий прекратятся. Терпеливый страдалец достигает неба. “Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8:18).
2. Страдания, причиняемые грехом.
Многие люди, кроме всеобщих страданий, страдают еще от своих собственных грехов.
а) Иной навлекает на себя позор. Чем? Почему позор — страдание?
Многие, подвергшись позору, теряют стыд и всякое чувство чести, и совершенно погибают. Но многие смотрят на позор, как на праведное возмездие, исправляются и опять достигают чести и почета.
б) Иной дошел до нищеты. От чего? Как горька самовиновная бедность?
К сожалению, многие тут слагают свою вину на других, и высказывают вражду на Бога и на людей. Но другие, лишившись земных благ, устремляются к небу и небесным сокровищам.
в) Иной подвергся болезни. Вследствие каких грехов? Как мучительны болезни, которых сами искали и нажили?
Многие тут гневаются только на Бога и на болезнь; но другие гневаются на себя и исправляются.
г) Иной подпал штрафу и наказанию. За что? Как это неприятно?
К сожалению, многие не исправляются, разражаются гневом и бранью на судей, на человеческое общество, на Бога, и выходят из места наказания худшими, чем туда пришли. Однако многие другие исправляются и стараются избегнуть вечного наказания.
Эти страдания имеют конец. Истинно кающийся достигает радости и в этой жизни, и тем более по ту сторону жизни. Но кто остается нераскаянным, тот идет навстречу величайшим страданиям. Плевелы соблюдаются до времени жатвы!
3. Страдания, испытываемые только лучшими людьми.
Истинные христиане имеют совершенно особенные страдания; они, по выражению апостола, “имея начаток Духа, … в себе стенают” (Рим. 8:23). О чем?
а) О гнете, тяготеющем над миром животных. Общества покровительства животных! Сколько страданий претерпевает часто лошадь в руках грубого и сердитого господина или слуги? Как дурно обращаются иногда с волом, охотным к работе, но медленным и тяжелым? Каким мучениям подвергаются нередко птицы и их птенцы, насекомые и маленькие домашние животные от капризных и неблагонравных детей? Доставляет ли крестьянин хотя несколько колосьев птице, которая долго для него работает и очищает его деревья от червей и гусениц и проч.?
Такое обращение с животными доставляет скорбь лучшим душам, но злые души смеются над этим.
б) О страданиях людей, причиняемых людьми. He следовало ли бы вместе с обществами покровительства животных учредить и общество для покровительства и защиты людей? Сколько страданий претерпевают часто жены от мужей, братья и сестры от братьев и сестер, сосед от соседа, родители от детей, дети от родителей? Как угнетают иной раз бедных и нарушают их права? Как безжалостно обращаются с прислугой и т. д.?
Иные над этим смеются, но лучшие люди скорбят об этом.
в) О своих собственных немощах и недостатках. Злые радуются злым мыслям, пожеланиям, страстям и проч; но добрые скорбят, если они в них проявляются. Злые радуются совершаемому ими злу и смеются над этим; но добрый воздыхает, что он, вопреки лучшим своим стремлениям, подвергается иногда немощам и недостаткам.
г) О неверии и греховности мира. “Ах, сколько зла в мире?” взывает часто лучший человек. Примеры некоторых почти невероятных состояний нравственной испорченности!
Bce это некогда прекратится и будет иначе. Иудеи долго страдали в Египте и Вавилоне. Спаситель много и долго терпел страдания на земле. Первые христиане подвергались продолжительным и жестоким гонениям. Но после Египта — обетованная земля. После крестных страданий Спасителя — вознесение на небо. После гонений на христиан — всемирное торжество веры и наследие всей земли. Так совершится некогда и наше избавление от всяких земных страданий, которые ничего не значат в сравнении с ожидающей нас славой (Рим. 8:18[269 — Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.])!
Когда христианин надлежащим образом относится к своим болезням и страданиям, постигающим его по его собственной вине?
“Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (ст. 14).
Несчастный расслабленный, о котором говорится в дневном евангелии, был сам виной своего несчастья, как это видно из слов Спасителя: вот, ты выздоровел; не греши больше. Поэтому, освобождение от телесных болезней имеет такое же значение, как если бы Бог снял с больного наказание за его грехи.
Все мы более или менее бываем сами виновны в тех страданиях, каким подвергаемся.
1. Если он прислушивается к внутреннему голосу совести, обращающему его внимание на его вину.
Бог дал нам в совести внутреннего законодателя и судью, который одобряет или порицает наши мысли, поступки и действия.
Как неуклонно шли бы мы по пути долга, если бы чаще прислушивались к этому голосу! Как часто должны были бы сознаваться, что многие неприятности, постигающие нас в жизни, — есть дело наших собственных рук и нашей вины!
Но против этого спасительного голоса восстает нередко извращенное и ослепленное самолюбие. Оно — опасный льстец человека.
Отсюда объясняется, почему большая часть людей, чувствуя прискорбные последствия своих заблуждений, находят причины их более вне себя, чем в себе. Вы видите несчастного, который, вследствие пристрастия своего к спиртным напиткам, дошел до нищеты и расстроил свое здоровье: но спросите его самого о его несчастьи, и он непременно сошлется на совершенно другие обстоятельства, находящиеся вне его. Самолюбие ослепляет! Оно — истинный источник наших бедствий. Оно — причина, почему всякого