Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

17;[291 — Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.] 29:13[292 — И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих.]).

2. Истинные поклонники должны поклоняться Богу духом и истиной.

а) Духом, т. е. мы должны поклоняться и служить Богу не внешним только выполнением христианских правил, но и “внутренним” возношением благоговейных мыслей к Богу; не устами только, но и сердцем; не по одному только общепринятому обыкновению, не из тщеславия и фарисейского лицемерия, но по требованию нашего бессмертного духа, для его очишения, для блага и спасения души.

Поклоняться и служить Богу не в одном каком-либо месте, как было у иудеев, но на “всяком” месте и во “всякое” время. He в храме только, но и дома (Иис. Нав. 24:15[293 — Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят].]). He в урочное только время церковных богослужений, но и вся наша жизнь, от первых дней до последних, должна быть постоянным и непрерывным разумным служением Богу (1 Фесс. 5:8;[294 — Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасени.] Ефес. 6:18;[295 — Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.] 1 Кор. 10:31;[296 — Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.] 2 Кор. 6:4[297 — но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах.]).

Поклоняющиеся так христиане поклоняются Богу духом. Но, поклоняясь Богу духом, нужно поклоняться также

б) Истиной. Что это значит? Поклоняйтесь Богу так, как повелевает нам истинная церковь Христова, под ее руководством и в общении с ее пастырями, споспешествующими нашей молитве своими священнослужениями и молитвами.

Посещайте Богослужение в определенное Церковью время. Исполняйте предписываемые ею внешние действия и обряды: устные молитвы, коленопреклонение, посты и проч.

Поклоняйтесь и служите по учению и правилам Церкви и с Церковью, a не в отдельности от нее, как поклонялись самаряне, и не по своему произвольному разумению и толкованию.

Поэтому пусть никто не думает: “я могу молиться и дома, зачем мне ходить в церковь” и проч.

Поклоняющиеся так Богу духом и истиной суть “истинные поклонники.”

“Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую” (ст. 10)

1. Так Господь ведет беседу и с нами в своем слове.

а) Каждый раз, когда мы слышим или читаем Евангелие, к нам говорит Господь.

б) Это имеет столь же великую важность, как и тогда, когда Иисус Христос лично беседовал с женой самарянкой.

2. Великим препятствием к принятию учения Господа служит неразумие или непонимание важности дара.

а) Такое неразумие в духовных предметах находится у всех людей (1 Кор. 2:14[298 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.]).

б) Это неразумие обнаруживается в том, что когда Дух Святой действует на сердце человека, то человек не понимает, что это действие от Бога и пропускает его без внимания.

в) Это неразумие однако, как в жене самарянке, так и в каждом человеке, производит то, что человек останавливается только на предметах посторонних и увлекается ими.

г) В особенности это неразумие препятствует человеку оценить предлагаемую ему благодать.

3. Когда человек понимает достоинство дара Божия, ему предлагаемого, и чувствует, кто говорит с ним, тогда необходимо для него молиться о принятии и употреблении дара благодати.

а) В начале понимание человека обнаруживается в том, что он чувствует внутреннее беспокойство.

б) Потом он сознает необходимость нравственного исправления и принятие благодати, дабы получить вечное спасение; он чувствует в себе усиленное влечение к молитве.

4. Тогда дается ему то, о чем он молится: “дал бы тебе воду живую.”

а) Жене не приходило и на мысль просить воды другой, чем та, которая находится в “кладезе;” но Иисус Христос предлагает ей воду живую, свойство которой состоит в том, что “пиющий от нея не вжаждется паки.”

б) Эта вода есть Дух Святой (Иоан. 7:37. 39), который по своим действиям в отношении к верующим уподобляется воде живой, наполняющей все их существо и влекущей их к славе и радости вечной жизни.

в) Господь наш Иисус Христос своими заслугами приобрел нам животворную благодать Святого Духа, ибо Он умолил Отца небесного о ниспослании Святого Духа, и от “Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия” (2 Пет.1:3).

“Мое брашно есть, да сотворю волю пославшего Мя, и совершу дело его (ст. 34)

1. Значение этих слов для Иисуса Христа.

а) Что Он не прежде думал о пище и питии, пока не совершал воли Отца небесного (Иоан. 6:39. 40; 17:4. 6. 8. Евр. 10:7), пока не исполнял своего ближайшего дела, которым в этом случае было проповедование евангелие самарянам (ст. 32–34).

б) Что исполнение своего призвания ко спасению человеков было для Heгo высочайшим подкреплением и вожделеннейшей пищей везде, где только Он находил уши, жаждущие Его учения, даже и тогда, когда Он сам не мог пожинать непосредственных плодов своего труда (т. е. во время своей земной жизни) (ст. 35–38).

2. Приложение этих слов к нам.

а) Чтобы мы никогда не переставали исполнять свой долг из ленности или ради спокойствия жизни, но трудились в своем звании с неутомимым постоянством и усердием; сеяли семена благочестия на ниве Христовой, хотя бы мы сами и не дождались жатвы (ст. 32–35).

б) Чтобы в самом труде своем находили для себя подкрепление и утешение, хотя бы другие пожинали наш посев; ибо некогда, как те, которые сеяли, так и те, которые жали, будут вместе радоваться (ст. 36–38).

Мнимые противоречия наставлений Иисуса Христа о поклонении Богу с правилами и требованиями Церкви

“Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (ст. 21. 24).

Иисус Христос объясняет жене самарянке, что молиться Богу можно везде: a мы собираемся для молитвы во храм; что поклоняться Богу нужно духом и истиной: a мы выражаем наше поклонение внешними знаками. He противоречие ли это?

В нагорной проповеди (Мат. 6:5–8[299 — И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.]) Спаситель опять дает такие наставления о поклонении Богу, которые, по-видимому, несогласны с правилами и требованиями Церкви. Как примирить это?

1. “Нужно молиться в уединении, втайне.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мат. 6:6).

“Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу … Бог есть дух.”

A Святая Церковь строит храмы и требует, чтобы мы являлись в них для открытого, общественного богослужения. Есть ли тут противоречие? Нет.

а) Когда Спаситель говорил о тайной молитве в домашнем уединении, то Он вовсе не подразумевал здесь общественного богослужения, которое Он сам посещал с величайшим усердием. Он хотел так сказать: “если ты чувствуешь влечение к молитве или обязан в урочное время молиться, то не останавливайся для этого на площадях и улицах, подобно лицемерам, которые “любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться” (Мат. 6:5). Но “войди в комнату твою” и помолись Богу втайне. Молитвою не следует тщеславиться.

б) Но слова: “войди в комнату твою” имеют еще и тот смысл, чтобы войти в свое сердце. Сердцем нужно устремляться к Богу: видят ли это другие или не видят. Из глубокой клети сердца должна возноситься к небу молящаяся душа. “Это уединение ты всюду носишь с собою, оно в тебе самом.”[300 — Святой Иоанн Златоуст. in. h. 1.]

Таким образом, если мы молимся в поле, на улице, с семейством, в церкви, то должны держать себя так, как бы мы были одни в клети.

в) “Затворив дверь твою.” Это самое важное правило поклонения Богу. Мы крепко должны притворить и заключить двери сердца, чтобы не рассеиваться в молитве. В противном случае молитва домашняя или общественная не будет иметь успеха. Приходит диавол со своими внушениями, мир — со своими заботами, плоть — со страстями. Нужно заключиться в себе, чтобы ничто стороннее не вторгалось в наше сердце во время молитвы.

2. “В молитве не нужно говорить много слов.

“Молясь,” заповедует Спаситель, “не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны” (Мат. 6:7). A мы читаем многие и длинные молитвы. В церквах и монастырях совершаются продолжительные богослужения, по церковному уставу. Апостол Павел заповедует даже непрестанно молиться. He противоречие ли это? Нет.

а) Язычники имели странные понятия о своих мнимых богах. Они думали, что боги их спят или заняты другими предметами и не обращают часто внимание на мольбы человеческие. Поэтому они кричали, неистовствовали, шумели, иногда по целым дням. Это было многоглаголание, ради которого они надеялись быть услышанными. Спаситель, предостерегая своих верующих от такого многоглаголания, заповедует им: “не говорите лишнего, как язычники.”

В нашем церковном и домашнем богослужении не бывает лишнеглаголания. Мы не только просим Бога, но прославляем и благодарим Его, исповедуем наше недостоинство и наши грехи, выражаем нашу веру, надежду, любовь и преданность: “не моя воля, но Твоя да будет!”

б) Справедливо, что мы в своих молитвах и песнопениях многократно повторяем одни и те же слова и прошение. Но это — не многоглаголание. Мы хотим глубже и сильнее запечатлеть в уме и сердце то, что в первый и второй раз, быть может, сказано не довольно внимательно и искренно. “Толцыте, и отверзется вам!” Многократно выраженное прошение должно усиливаться и укрепляться в нас.

в) На Божественной литургии богослужебные действия постоянно изменяются. Молитвы о помиловании сменяются молитвами прошения, прославления и благодарения; чтение

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн