— песнопениями. Тут произносится символ веры, совершается бескровная жертва за живых и умерших, приобщаются Святых Тайн и т. д.
О если бы мы желали и могли истинно и продолжительно молиться!
3. “Бог знает наши нужды, прежде наших прошений.”
“Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него,” говорит Спаситель (Мат. 6:8). Поэтому, могут подумать, что не нужно вовсе обращаться к Богу с прошениями в молитве, так как Он знает наперед все нужды и помогает без прошения.
A между тем, в другом месте Спаситель сам научил своих учеников семи прошениям в молитве Господней; и Святая Церковь воссылает молитвы прошения во время засухи и голода, повальных болезней и войн и т. д. He противоречие ли это и не излишни ли наши молитвы в нуждах? Нет.
а) Просительная молитва вовсе не отрицается указанными словами Иисуса Христа. Он говорит только: “знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него,” но не говорит: “вы не должны поэтому ни о чем просить Его.” Мы просим Бога не для того, чтобы открыть неизвестные Ему наши нужды, или чтобы подвигнуть волю Его к изменению. Мы просим Его не ради Его, a ради нас самих. Прошение — врожденная нам потребность, без которой мы не можем обойтись. Мы должны сознать и высказать нашу зависимость. Земной отец также знает, что нужно его дитяти, и охотно помогает: но он хочет ради самого дитяти, чтобы оно просило его. He требовать никакой просьбы от людей было бы неестественно и противно природе.
б) Своими прошениями мы не делаем Бога милостивее к нам, но сами делаемся лучше, достойнее просимых благодеяний и восприимчивее к ним. В молитве каются, обещают исправление, очищаются, и тогда Бог может услышать нас. Что получают по молитве, за то становятся благодарнее и тем лучше пользуются.
в) Конечно, Бог помогает в нуждах и тем, которые не молятся. Но однако ж лучше молиться, чем не молиться. Молитва сама по себе есть уже великое благословение для души. Бог посылает солнце и дождь на добрых и злых, на молящихся и не молящихся. Немолящиеся благословляются ради молитв молящихся. Если бы не возносилось никакой молитвы от земли к небу, то небо заключилось бы и все на земле пришло бы в разрушение.
По воскресным и праздничным дням мы непременно должны посещать общественное богослужение в храме Божием
“Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.”
Итак не нужно ли вовсе оставить храм для богослужения и молиться Богу везде и на всяком месте?
Нет.
а) Спаситель, конечно, учил, что нужно молиться в уединении, поклоняться Богу духом и истиной. Но однако Он сам часто ходил в иерусалимский храм и принимал участие в молитвах и жертвах своего народа. Его примеру должны и мы подражать и являться для общественной молитвы и жертвоприношения во храм Божий вместе с другими верующими.
б) Он очистил храм от торгующих и покупателей, дабы в нем могли с благоговением воссылаться молитвы и приноситься жертвы умилостивления примирения и благодарения. Ясно отсюда, что Господь требовал общественной молитвы и участия в богослужебных жертвах.
в) Он установил святейшее таинство евхаристии, бескровную жертву, совершаемую на литургии. “Сие есть тело Мое… Сие есть кровь Моя. Сие творите в мое воспоминание.” (Лк. 22:17–20[301 — И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собоюибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается]) Таким образом, апостолы и их преемники должны были приносить особенную жертву, — жертву нового завета; a верующие должны были присутствовать при ее совершении. Хотя о воскресных и праздничных днях тут ничего не сказано, но эти дни по преимуществу были назначены для принесения указанной жертвы.
г) Так понимали слова Спасителя и апостолы. Каждый день, a особенно в первый день недели или воскресенье, они собирались вместе “для преломления хлеба.” Так делали епископы, пресвитеры и христиане первых столетий. Заповедь оказывалась ненужной. Собственная, благочестивая ревность христиан установила определенную заповедь, определенное обязательство для известных дней.
3. Так заповедует Церковь.
Когда, с прекращением гонений, Церковь сделалась свободной, и когда вступили в нее многие ленивые и легкомысленные члены, чуждые прежней благочестивой ревности, одушевлявшей первых христиан: тогда явилась заповедь. Что прежде понималось и делалось само собой, то теперь составило церковное установление и закон.
а) Так произошли и все церковные уставы относительно того, например, чтобы натощак приобщаться Святых Тайн, исповедоваться и причащаться по крайней мере однажды в год, поститься в определенные времена и т. д. Заповеди всегда давались ради беспечных и легкомысленных; ради их вошло в силу применение богопреданного полномочия Церкви: “аще кто Церковь преслушает” и т. д. (отлучение от Церкви).
б) Нужно, таким образом, по воскресным и праздничным дням посещать божественную литургию, под страхом греха и ответственности. Никакое обстоятельство и занятие не извиняет, кроме болезни, попечение о больных и действительной нужды, где жизнь, здоровье, дом и поле находятся в великой опасности.
He годятся ни для какого общества и исключаются из него, если не соблюдают его уставов.
в) Но нужно присутствовать при Богослужении с благоговением, следовательно, разумно, не одним только телом, но и духом. “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.”
3. Так требует сердце.
Чего хочет Бог и заповедует Церковь, того требует и сердце. Посещение общественного богослужения по воскресеньям и праздникам составляет потребность сердца.
а) Сердце хочет быть с другими, единомысленными с ним. Христианское сердце хочет говорить христианскому сердцу о вере, надежде и любви, назидать и назидаться. Самый лучший случай к этому представляет общественное богослужение.
б) Дети охотно собираются около матери и молятся с ней. Церковь — наша мать, и при богослужении она учит, увещевает, молится. Будем слушать ее, молиться с ней! В простые дни можно молиться и дома, но по воскресеньям и праздникам мы, как добрые дети, должны молиться главным образом с нашей Матерью.
в) Появление к общественному богослужению есть исповедание нашей веры. Публичное исповедание нашей веры, по крайней мере однажды в неделю, составляет потребность сердца. Кроме того, и Спаситель говорит: “всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным” (Матф.10:32).
г) В противном случае подавляются житейскими заботами, погружаются совершенно в земное. Такого ига сердце не выносит.
При богослужении ободряются духом и возвышаются сердцем.
Деятельность для царства Божьего
“Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” и проч.
1. Она для каждого христианина столь же необходима, как и приятна.
Это — его пища и питие.
2. По своему существу она есть ничто иное, как послушание воле Божией, которое стремится к исполнению Божьего дела (ст. 34).
3. По своему действию она не ограничивается каким-либо определенным временем, но зависит единственно от Божьей благодати (ст. 35).
4. Она требует великого и разнообразного труда (ст. 36).
5. Она сама для себя составляет величайшую награду (ст. 36).
6. И взыщет ее некогда из трудов всех тех, которые по ее следам трудились (ст. 37. 38).
II. Апостольское чтение. Зачало (28): Деяния Святых Апостолов 11:19–30
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Практический очерк содержания рядового чтения. Об основании первой христианской церкви в Антиохии
1. Повод к ее основанию.
“В те дни” т. е. в то время, когда на верующих воздвигнуто было жесточайшее гонение от иудеев, жертвой которого был архидиакон Стефан, все ученики Христовы, кроме двенадцати апостолов, оставили Иерусалим и рассеялись по странам иудейским и самарянским. Одни из них пошли в Φиникию, другие на остров Κипр, a иные в славный и многолюдный город Антиохию, считавшийся тогда первым из восточных городов. В этих местах жило много иудеев, которым одним, a не язычникам, ученики Христовы проповедовали Евангелие: “никому не проповедуя слово, кроме Иудеев” (ст. 19), исполняя заповедь Иисуса Христа — “а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева” (Мат.10:6). Так как эти ученики приняли на себя апостольский подвиг, то и они также назывались “апостолами.”
Некоторые из сих апостолов, родом кипряне и киринеяне, отправились в Антиохию и учили находившихся там еллинов (людей, которые по вере и происхождению были иудеи, a пo языку еллины), проповедуя им о Господе Иисусе. “И была” повествуется в дневном апостоле, “рука Господня с ними” (ст. 20), силой которой они творили множество чудес, утверждавших проповедуемое ими слово и обращавших народ к Христу. Когда иерусалимская церковь, — мать всех христианских церквей, услышала о чудесах, совершенных Христовыми учениками, и об обращении многих из антиохийцев, то послала к ним, для большего утверждения в вере, Варнаву, потому что он первый из семидесяти учеников показал пламенную ревность по вере Христовой, свою землю “продав … принес деньги и положил к ногам Апостолов.” (Деян. 4:36–37[302 — Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, 37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.]), a также и потому, что он обладал особенным даром утешать братию, отчего и получил имя Варнавы (сын утешения), вместо прежнего Иосия (ст. 22).
2. Ее быстрое возрастание.
Когда Варнава пришел в Антиохию и увидел там “благодать Божию” — чудеса, веру и добродетель верующих, то сильно обрадовался такому успеху евангельской проповеди. В божественной ревности он убеждал новопросвещенных, чтобы они пребыли твердыми в