Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

том сердечном расположении, с каким они творили дела добродетели. С такой же ревностью он обращался и к неуверовавшим еще антиохийцам. Так как он был “муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры,” то проповедь его имела громадный успех: “и приложилось,” говорит Лука, “довольно народа к Господу” (ст. 23, 24). Но апостольская ревность Варнавы не остановилась на этом. Видя, что жатва предстоит большая, и руководясь чувством смирения, внушавшим ему иметь в столь великом деле помощника, он “пошел в Тарс искать Савла,” как мужа совершеннейшего в проповедании веры, “и, найдя его, привел в Антиохию” (ст. 25).

Цель Варнавы была вполне достигнута. Оба они с Савлом, по прибытии в Антиохию, целый год ходили в церковь и учили собиравшееся там множество народа. Здесь то они в первый раз, по откровению свыше, назвали верующих христианами: “и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами ” (ст. 26). И с этого времени все последователи Христовы начали называться именем христиан, как между собой, так и от неверных (1 Пет. 4:16;[303 — а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.] Деян. 26:28[304 — Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином.]).

3. Ее благотворительная деятельность.

“В те дни,” когда Варнава с Савлом создавали церковь в Антиохии, пришли сюда из Иерусалима пророки, мужи исполненные дара предсказывать будущее (ст. 27). Один из этих пророков, по имени Агав, став среди собрания верующих, предсказывал по Божию вдохновению, что во всей известной тогда вселенной, находившейся во власти римлян, будет великий голод, который действительно и был в царствование римского императора Клавдия Кесаря (ст. 28).

Предсказание это необходимо было, во-первых, для того, чтобы неверующие не обвиняли верующих в происшедшем голоде, как в наказание, постигшем их за измену веры отцов; a во вторых, для того, чтобы побудить христиан к оказанию благовременной помощи братьям, пострадавшим от голода. Как же отнеслись антиохийские христиане к пророческому призыву? Услышав о предсказании Агава, каждый из них, по своим средствам, кто что мог, решился послать на помощь братьям, жившим в Иудее, где особенно свирепствовал голод. Собранное таким образом пособие они отправили с Варнавой и Савлом к старцам в Иудею, которые, по избранию апостолов, заведывали раздачей милостыни и хождением за убогими (ст. 29–30). Так антиохийская церковь, на первых же порах своего основания, приносила уже прекрасный плод, — плод истинно христианской любви, которая составляет отличительный признак истинных Христовых учеников. Пусть этот пример научит и нас спешить на помощь страждущим братьям, не только тем, которые живут подле нас, но и тем, которые находятся в отдалении от нас.

О христианах только по имени, и о христианах соответствующих своему имени

“И ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами” (ст. 26).

Мы слышали сегодня, от кого и когда последователи Христовы названы христианами.

Мы все теперь, с самой купели крещения, называемся христианами. Имя христианин — великое имя. Но многие ли из нас достойно носят его?

К сожалению нет.

1. Христиане только пo имени.

Их бесчисленное множество. Изобразим их веру, надежду и любовь.

а) Они имеют веру и в то же время никакой веры. Их вера не имеет ничего определенного, ничего сверхъестественного. Они веруют в любвеобильного милосердного Бога на небе, который для того там и существует, чтобы раздавать людям земные блага и прощать до бесконечности грехи! Они считают вероятным бессмертие души. Ho o великой греховной нужде людей, о благодатной силе Святого Крещения и прочих таинств они не думают. Высокое достоинство евхаристической жертвы кажется для них делом маловажным; исповеди грехов перед священником они не придают большого значения. Тайна всесвятой Троицы находится в катехизисе, но не в их сердце.

б) Они имеют упование и надежду, но в то же время не уповают и не надеются. Если все в жизни идет для них хорошо, они охотно вверяют Провидению руководство своей участью. Если же не все идет по их желанию, они восстают против Промысла. Большей частью они полагаются на самих себя: на свои силы, познание и разум. При отсутствии этих опор, они предаются отчаянию. Они желают только земного счастья: о надежде на небесные блага они ничего не знают. Или они надеются на небо, но только хотят достигнуть его без особенных усилий и не на основании заслуг Христовых.

в) Они любят и в то же время не любят. Они любят чувственные удовольствия, хотя бы это соединено было с грехами. О лишении и борьбе против чувственности они не имеют никакого понятия. Они любят ближних, пока пользуются от них взаимной любовью или получают от них выгоды. Они любят Бога, пока и насколько Он посылает им милости. Но нужно любить самого себя, потому что высшее существо (душа) назначено и для высшей цели. Нужно любить ближних, хотя бы они были люди бедные, неимущие и даже враги. Нужно любить Бога, хотя бы Он нас наказывал и вел тернистым путем жизни.

He говорим уже о других грехах и страстях христиан только по имени.

2. Настоящие христиане, достойные своего христианского имени:

а) Имеют великое смирение. Мы обладаем духовными и телесными силами и всем прочим не от себя, a от Бога Отца, которым мы живем, и движемся, и существуем. Без дела искупления Сына мы навсегда бы погибли. Без благодати Святого Духа мы не в состоянии сделать ничего доброго. Поэтому мы должны молить Бога обо всем, как о не заслуженном даре, иметь снисхождение к погрешающим против нас ближним и никогда не довольствоваться сами собою.

б) Проникнуты самоуважением и сознанием своего достоинства. Христианское имя, которое они носят, дороже для них всех сокровищ земных. Христианин есть Божье чадо, брат Христов, храм Святого Духа, Божий наследник. He должен ли он этого сознавать? В сознании своего достоинства он не предается грехам, не отвергается своей веры, не изнемогает в борьбе со своей плотью и кровью и не относится немилосердно к ближним.

в) Обнаруживают усиленное стремление к добродетели. Александр великий сказал однажды трусливому воину, называвшемуся также Александром: “не называйся более моим именем, или же не бесчесть его своею трусостью!” Следовательно, воину недоставало усиленного стремления к чести и славе, он поступал недостойно своего имени. То же самое можно сказать и о многих христианах. Гневный, раздражительный, нецеломудренный, невоздержанный, земнолюбивый пусть оставит свое христианское имя или не унижает его более своей слабостью.

Заключение. He будем христианами только по имени. Будем истинными христианами, достойными своего высокого звания!

Действительно ли мы христиане?

“И ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами”

Мы все называемся христианами, и считали бы для себя великим бесчестием, если бы кто вздумал лишить нас этого имени.

Об этом мы можем узнать, если сравним нашу жизнь:

1. С Законом Божьим.

Есть двоякий божественный закон, написанный в совести и в слове Божьем. Спросим себя, исполняем ли мы его предписание?

а) Делаем ли то, чего требует от нас наша природа, наше собственное благо? Трезвы ли мы, целомудренны, трудолюбивы, правдивы, бережливы? Если нет, то мы не можем назваться даже добрыми язычниками.

б) Кто служит золотому тельцу, не соблюдает праздников, не уважает родителей, подает соблазн, оскверняет брачное ложе, ворует и дает ложные свидетельства, тот не может назваться даже добрым иудеем.

в) Несравненно большего требует Евангелие от христиан: несокрушимой веры, смирения, упования на Бога, благодарения за страдание, чистоты сердца, любви ко врагам, самоотвержения! Имеем ли мы эти добродетели?

Сравним нашу жизнь

2. С жизнью святых:

а) С лучшими из людей — с верными слугами, добрыми детьми, благочестивыми супругами, благородными терпеливцами.

б) Со святыми на небе. Как они очищали жизнь свою покаянием, отрекались от мира, подвизались для добра, любили Бога и ближних и прочее!

в) С Иисусом Христом. Имеем ли мы Его упование на Бога, Его послушание, Его ревность, смирение, любовь к Богу и ближним?

Но не слишком ли высок для нас этот образец? Нет, “Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Иоан. 13:15; 1 Пет. 2:22[305 — Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.]).

Заключение. Если мы до сих пор напрасно носили имя христиан, то начнем с нынешнего дня вести истинно христианскую жизнь.

Различие между христианами

“Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.” (Ст. 26).

Все мы называемся христианами, но и между христианами есть большое различие.

1. Есть христиане безукоризненные, которые, по внешнему образу жизни, не заслуживают никакого упрека. Они исполняют божественные и человеческие заповеди, как богатый евангельский юноша. Что они делают?

а) Они чужды всяких тяжких грехов. Неверие и суеверие, богохульство, безобразное препровождение воскресных и праздничных дней, неповиновение начальствующим, убийство, воровство, ложное свидетельство, — это такие грехи, к которым они даже не способны. Они дают и предоставляют каждому свое. Действий, соединенных с наказаниями, они избегают со всякой заботливостью. Поэтому, честь их не запятнана перед людьми и совесть их спокойна.

б) Они каются в своих грехах. Если есть в них какой-либо гнев, недоброжелательство, или зависть, какие-либо горделивые, корыстолюбивые или нечистые помыслы, недостаточное обуздание языка, легкомысленная клевета или тщеславие, ленность в служении Богу и т. д., — во всем этом они раскаиваются и исповедуются перед священником. В таинстве покаяния они получают некоторое утешение и успокоение.

в) Они при случае делают добро. В обществе и в обращении с другими они сговорчивы и уступчивы. К соседям — услужливы. В доме всячески заботятся о мире и порядке. Они помогают в нужде и подают милостыню, если могут. Они неопустительно пользуются святыми таинствами, усердно посещают храм Божий и много молятся дома. Обязанности своего звания исполняются ими верно. Неизбежные скорби они умеют переносить с терпением и покорностью.

Чего же еще не достает им?

Они еще не укрепились и не искусились в добре, они не обнаружили еще достаточного самообладания и самоотречения, они не принесли собственно еще никакой жертвы.

2. Есть добрые христиане.

Это — те, которые исполняют добро, требующее труда и жертв, и к которым могут быть применены заповеди о евангельских блаженствах. Чего же требуют эти заповеди?

а) Блаженны плачущие. Следовательно, нужно сокрушаться о своих грехах и грехах мира. Добрый христианин, действительно, всегда скорбит о грехах и проникнут постоянно чувством покаяния — но не отчаяния и печали! Он воздыхает об освобождении от продолжающихся в нем искушений и несовершенств.

Блаженны алчущие и жаждущие правды. Значит, никогда не следует довольствоваться собой и степенью своей добродетели; нужно чувствовать голод к большей добродетели, к большему нравственному совершенству. И добрый христианин, действительно, никогда не довольствуется самим собой, но всегда стремится к высшему совершенству, с помощью Божьей благодати.

б) Блаженны нищие духом. Добрый христианин, действительно, нищ духом, он смирен, думает о себе невысоко, считает других лучше себя, приписывает все, что он имеет и

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн