Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

моя с ненавидящими мир.]).

В отношении горечи смерти (Евр. 2:14[34 — А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.]). Пчела, утратившая свое жало. Смерть — сон (Апок. 20:13[35 — Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.]), тихое пристанище после бурь (Исаии 5:2[36 — и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.]).

В отношении гроба (Иов. 19:25;[37 — А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию.] 1 Кор. 15:42–44[38 — Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.]).

б) Ад, где твоя победа? Конечно, тут не обходится без тяжкой борьбы (Ефес. 6:12;[39 — потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.]), но победа над адом несомненна (1 Фесс. 1:10;[40 — и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.] Римл. 8:33–34[41 — Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас]).

Пасха — праздников праздник

А именно:

1. Праздник самой торжественной радости:“Христос воскресе из мертвых!”

2. Праздник самой торжественной победы:“смертию смерть поправ!”

3. Праздник самой торжественной надежды:“и сущим во гробех живот даровав!”

Когда мы истинно празднуем Пасху?

1. Когда наша вера становится тверже.

2. Когда наша надежда становится увереннее.

Праздник Пасхи — праздник радости:

1. О нашем Спасителе.

2. О нас самих.

II. Апостольское чтение. Зачало 1. Деяния Святых апостолов 1:1–8

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Практический очерк содержания рядового чтения

В пасхальном чтении из апостола говорится о многократных явлениях Воскресшего Господа своим ученикам, свидетельствующих об истинном и действительном Его воскресении из мертвых, — “Первую книгу,” говорится в дневном апостоле, “написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал ” (ст. 1, 2). В первом своем слове или писании, т. е. Евангелии, написанном прежде книги Деяний апостольских, апостол и евангелист Лука описал для знатного вельможи Феофила все, чему учил и что творил Господь наш Иисус Христос в продолжении своей земной жизни, до того дня, в который Он, дав избранным Им, апостолам последние повеления о своем воскресении, вознесся на небо. А что Иисус Христос после своего воскресения действительно давал заповедания апостолам и следовательно действительно воскрес, а не остался во гробе и вознесся прямо из гроба на небо, в этом несомненно удостоверяют Его многократные явления верующим по воскресении. Он, после своих страданий и смерти, “явил Себя живым … со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием” (ст. 3).

Вспомним об эммаусских учениках, о Фоме, как он пришел к вере в воскресение Иисуса Христа, о событии (Лук. 24:36–43), где Спаситель уверял сомневающихся в действительности своего совершившегося воскресения. Соединим все, что говорит нам Евангельская история о явлениях Воскресшего, — и Его воскресение представится нам выше всякого сомнения; ибо он являлся не однажды, а многократно, не одному, а многим, — являлся не вдали только, но говорил с ними, разделял с ними трапезу, они осязали Его руки и ноги, словом, Он явил себя живым, по воскресении, со многими несомненными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Божьем царстве. В одно из таких явлений, вкушая пищу с апостолами, Он “повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня” (ст. 4). Прежде, еще до своей смерти, Господь обещал послать им иного утешителя, Духа истины (Иоан. 14:16–17[42 — И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.]); то же самое Он подтверждает и по воскресении, и указывает им на Иерусалим, как на такое место, где они должны ожидать исполнения обетования Отца.

Далее, Он объяснил им и причину, для которой они должны ожидать этого обетования. “Ибо Иоанн” — говорил воскресший Спаситель — “ крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым” (ст. 5). Вам нужно ожидать обетования Отца Моего, потому что Иоанн Креститель крестил людей водою в покаяние (Мат. 3:11[43 — Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.]); вы же имеете быть крещены Духом святым. Хотя вы и прежде наделены были различными дарами Святого Духа, как, например, вам дана власть вязать и разрешать грехи, наступать на змею и скорпиона, исцелять всякий недуг и всякую язву в людях и прочее (Лук. 10:19;[44 — се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам.] Иоан. 20:23;[45 — Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.] Мат. 10:1[46 — И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.]): но, по исполнении “обещанного от Отца,” вы получите не по одному или по два дара, а исполнитесь в изобилии всякого дарования Божия, имеющего наполнить все существо ваше. И это обетование совершится над вами “через несколько дней ” (ст. 5), в самое короткое время, чтобы вы имели утешение в разлуке со Мною.

Но апостолы, еще не просвещенные Духом Святым, не могли понять высокого смысла слов Спасителя; они полагали, что Иисус Христос, по своем воскресении из мертвых, сядет на престоле царства израильского и объявит себя земным Царем. “Они, сойдясь,” говорится далее в дневном апостоле, “спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” (ст. 6)? Воскресший Господь отвечал им на это: “не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти” (ст. 7). Не человеку знать, когда, как и для чего происходят перемены во временах и сроках, которые находятся во власти единого Бога и совершаются тогда, когда Ему угодно, и так, как Ему угодно. Он сокрыл от нас знание времен и лет для нашей же собственной пользы. Но почему же Иисус Христос не вывел апостолов из их ложного предрассудка относительно земного царства Мессии? Потому что Он предоставил это дело Духу истины, имеющему снизойти на них “через несколько дней” и потому, вместо разубеждения их, обратил их внимание на ожидающее их исполнение обетования Отца.

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый,” говорил Он своим ученикам, “и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (ст. 8). Когда сойдет на вас Дух Святый, тогда вы приимете силу премудрости и всяких даров духовных, уразумеете тайны царства Божьего, для основания которого приходил на землю Сын Божий, и наученные таким образом Святым Духом, вы будете свидетельствовать о Мне, как об обетованном духовном Мессии, будете проповедовать веру в Меня сначала в Иерусалиме, потом по всей Иудеи и Самарии, и наконец до самых последних пределов земли.

И слова воскресшего Господа сбылись с буквальной точностью, как свидетельствует история распространения апостолами Христовой веры.

Победа истины и добродетели в воскресении Иисуса Христа

“Которым и явил Себя живым, по страдании Своем” ст. 3.

Со смертью Иисуса Христа, казалось, навсегда погибло Христианство. Доброе дело, для которого Он жил, истина и добродетель, которым Он учил, были по-видимому, совершенно попраны и уничтожены. Злоба и порок торжествовали полную победу. Но эта победа продолжалась недолго. Распятый и Погребенный восстал в третий день из гроба и “явил Себя живым, по страдании Своем.” Его воскресение было самой торжественной победой, какой добро когда-либо достигало над злом.

Мы рассматриваем эту победу:

1. Как дело Божье.

Иисус Христос называл себя Сыном Божьим и посланником Всевышнего. Он приходил на землю, чтобы исполнить дело отца Небесного. Таким делом было основание и распространение Христианства, искупление рода человеческого. “Мое учение,” говорил Он, “не Мое, но пославшего меня Отца.” И вот все это дело, казалось, погибло с Его смертью.

Но Бог не допустил смерти властвовать над Иисусом Христом. Он воскресил Его из гроба и даровал новую жизнь.

А кто, кроме всемогущего Бога, может разверзнуть гроб и победить силу смерти? Следовательно, Его делом была победа истины и добродетели. Воскресением Иисуса Христа из мертвых Он показал, что основание и утверждение Христианства есть такое дело, которое он хочет охранять от всех человеческих насилий и нападений. Он защитил невинность Спасителя против подозрений, возведенных на Него врагами. Он укрепил все верующие души в преданности Иисусу Христу и Его религии. Таким образом, Всемогущий Бог есть постоянный покровитель истины и добра. С какой благодарностью должны мы взирать

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн