Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

Из евангельского чтения недели о слепорожденном мы усматриваем, как Бог прославляется в самых несчастьях.

1. Возможность к этому открывается:

а) Из отношения греха к несчастьям человеческим (ст. 23). Грех, конечно, есть общее достояние рода человеческого и его следствия — несчастья, поражают всех людей. Но однако степень греха и последствующих несчастий находится не в одинаковом отношении у разных людей, потому что бывают случаи, когда тяжесть несчастья превышает тяжесть греха, между тем как в других случаях грех часто, по-видимому, бывает больше, чем зло, следуемое за ним. Отсюда ясно, что всякое земное бедствие, как следствие общего, но не всегда частного греха, не может служить верным признаком для определения степени греховности известного лица. Когда таким образом несчастье не находится в каком-либо правильном отношении к частным грехам, то оно должно быть рассматриваемо, как одно из средств, посылаемых Богом для спасения человека: “чтобы на нем явились дела Божии.”

б) Из свойства божественной благодати (ст. 4–5). Цель Божественной благодати — искоренить зло, поэтому она врачует грех, как источник зла. Эта цель, постоянно преследуемая Господом нашим Иисусом Христом, который исцелял страждущих телесно, дабы освободить их от грехов и очистить от греховной нечистоты (ст. 6–7), — побуждает нас к святости примером Его святейшей жизни, дабы через освящение наших душ облегчалось также и бремя наших земных несчастий (ст. 4–5).

в) Из расположения человеческого сердца. Скорбь о гнетущих нас бедствиях возбуждает в душе упование на высшую, божественную помощь (ст. 6). Слепорожденный стоит со смирением перед Господом; он обнаруживает таким образом веру в возможность исцеления. Из желания освободиться от мучительной болезни проявляется покорность и послушание Божьему слову (ст. 7). Спасение от тяжкой болезни возбуждает в сердце благодарность и искреннее признание божественной помощи (ст. 8-12).

2. Как Бог прославляется в самих несчастьях.

а) В том, что человек, вследствие оказанной ему чудесной помощи, приходит к непоколебимому убеждению в существовании духовного зла в мире или греха. В той мере, как человек предается действию Божьей благодати, он разлучается с миром и становится для него предметом ненависти (ст. 15. 34). Когда мало по малу высший свет озаряет его самого, тогда он употребляет также и другую, высшую меру для оценки людей, и находит, что в мире воображаемые праведники суть часто величайшие Божьи враги (ст. 16–29), что естественная любовь не всегда есть высшая и чистейшая, но часто в существе ее проявляется одно лишь самолюбие, только в другом виде (ст. 18–23). В хладнокровном поступке родителей слепорожденного скрывается некоторого рода отречение от сына.

б) В том, что убеждение в существовании духовного зла, открывая человеку сущность греха, ободряет его в неизменной преданности своему Спасителю. Человек тем легче приучается ненавидеть грех, чем неосторожнее этот последний проявляется; враги Иисуса Христа забывают всякие расчеты благоразумия и дают понять слепорожденному, что они имеют в виду только унизить его Благодетеля. Вместе с ненавистью к греху развивается в сердце любовь к Господу, которая проявляется в неустрашимом исповедании веры (ст. 17. 25. 31–35) и в терпеливом страдании ради Господа (ст. 28. 34).

в) В том, что Господь посредством несчастий влагает в сердце человеческое начало новой духовной жизни. Он расширяет духовный кругозор человека и раскрывает перед ним высший мир знаний (ст. 35). Христос становится тогда для него не только Пророком, но и Мессией. Он делает человека сколь охотным, столь же и способным к усвоению высшего света для его вечного спасения (ст. 38).

Частные истины, почерпаемые проповедником из дневного евангелия, могут быть следующие:

Ст. 1. “О духовной слепоте, или сравнение слепоты телесной с духовной,” или

Слепота духовная несравненно хуже слепоты телесной.”

Ст. 2. “О грехах родителей, переходящих на детей.”

Ст. 3. “Как явились Божьи дела на несчастном слепорожденном,” или

“О том, как открывается Божья слава в самих несчастьях человеческих,” или

“Для чего Бог посылает несчастья.”

Ст. 4. “Нужно дорожить временем для спасения.”

Ст. 5. “Иисус Христоссвет мира.”

Ст. 7. “О покорности и послушании Божьему слову тех, которые желают исцелиться от духовной слепоты.”

Ст. 8–9. “Несчастье перерождает человека и делает его неузнаваемым для других.”

Ст. 16. “Считаемые в мире праведниками суть часто величайшие Божьи враги.”

Ст. 22. “Страх перед людьми заглушает часто родительское чувство к детям.”

Ст. 30–34. “Вера делает и простого человека мудрым, a неверие и мудрого делает безумным” и т. п.

Иисус Христосистинный свет мира

Доколе Я в мире, Я свет миру,” ст. 5.

В нынешнем евангелии Иисус Христос называет себя светом мира. В каком смысле?

1. Он принес небесную истину нашей вере.

а) Язычники исследовали природу, историю, самих себя и не находили истинного Бога, не открывали пути к вечной жизни и не знали цели настоящей жизни. Они имели веру, но не истину. Иудеям была открыта истина в полусвете, но и она омрачалась односторонними человеческими понятиями. Они веровали главным образом в Бога, как грозного Творца и Судью вселенной, и служили Ему с рабским страхом.

б) Но Иисус Христос принес вере небесную истину. Он учил, что Бог есть любвеобильный и милосердый Отец людей, что Он есть истина, путь и жизнь, что на небо мы должны смотреть, как на наше отечество и т. д. A что Он принес эту истину с неба, это Он подтвердил чудесами и пророчествами, божественной высотой своей жизни и чистотой своего учения.

в) Все ли мы имеем небесную истину в нашей вере? Да, разве нет между нами христиан, сомневающихся в отеческой Божьей любви, считающих Спасителя простым учителем, видящих в Священном Писании обыкновенные человеческие слова, a в Церкви — устарелое учреждение и т. д. К сожалению, множество есть таких между именующими себя христианами.

2. Он принес небесную святость нашей любви.

Любовь никогда не была чужда людям. И язычники, и иудеи знали, что любовь украшает жизнь и осчастливливает человека.

а) Но, не смотря на то, люди без Иисуса Христа никогда не достигали истинной любви. Мщение повсюду было в силе, как позволительное: “око за око,” и пределы любви были очень ограниченны: “любили любящих.”

б) Иисус Христос принес с неба святую истинную, чистую любовь. По его заповеди нужно любить Бога более всего, ближнего, как самого себя, и даже врагов. Его славный пример поощряет нас к такой любви.

в) Имеем ли мы все такую любовь? Да, разве нет между нами таких, которые любят мир более Бога; стремятся к земным приобретениям усиленнее, чем к небесным сокровищам; домогаются чести и дружбы для чувственных и корыстных видов; питают в сердце зависть, недоброжелательность, гордость и вражду; не знают ничего о том, что есть только два главных желания: “угождать Богу и приносить пользу людям” и т. д.

3. Он принес небесную радость нашей надежде.

Надежда была всегда спутницей человека, если постигало его несчастье и нужда; надежда была якорем.

а) Но до Иисуса Христа и без Иисуса Христа эта надежда была неверна и сомнительна. В решительные минуты человек видел себя оставленным.

б) Иисус Христос принес верную надежду на возможность отпущения грехов, на бессмертие, воскресение и небесное блаженство. “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет” (Иоан.11:25).

в) Все ли мы имеем такую надежду? Да, разве нет между нами христиан, которые с отчаянием помышляют о гробе, с беспокойством ходят по могилам умерших, охотнее желали бы быть на земле, чем на небе, лишены всякого утешения при потере близких и т. д.

Доколе Я в мире, Я свет миру,” ст. 5

1. Иисус Христос есть истинный свет.

а) Солнечный свет разливает в царстве природы теплоту, жизнь и радость. Без него все окоченело бы и замерло. Нигде не было бы зелени, приятных цветов и питательных плодов; не слышно было бы пения птиц и ни животное, ни человек не могли бы дышать. Конечно, много заблуждались те, которые некогда поклонялись солнцу, потому что оно есть только творение любвеобильного Бога; но это идолослужение было еще извинительно.

б) Христос есть высшее Солнце, высший свет, — свет духовного царства. Он сам называет себя светом мира и в доказательство того, что Он действительно свет, отверз очи слепому. Он разогнал тьму, которая тяготела над землей и всем человечеством. Он принес истину с неба, разрешил тысячи загадок о грехе, примирении с Богом, бессмертии, истинном пути к небу и т. д.

в) Но вместе с этим Он доставляет и теплоту. Как тепло бывает нам на сердце, если мы по Его учению молимся, присутствуем при совершении бескровной жертвы, делаем другим добро и прощаем, стоим за правду, защищаем невинность?!

г) Он приносит жизнь. Жизнь грешного человека — не жизнь, a смерть, Иисус Христос опять обращает грешника к добродетели через покаяние, удерживает на правом пути, a это есть жизнь.

д) Он приносит радость. Только в мире с Богом и в добродетели — радость, и Христос дает ее. Сколько радости доставляют церковные праздники! — Рождество Христово, Пасха, Троица и проч.

2. Этот свет чувственно изображается в нашей Церкви.

а) Ни одно общественное богослужение не совершается без освещения. Это напоминает нам, забывчивым людям, что Христос постоянно присутствует между нами с теплотой, светом и жизнью, и что мы должны ходить во свете. Употребление елея в лампадах не есть напрасная трата, как думал Иуда.

б) Во время литургии перед престолом возжигают многие светильники; они означают, что Христос истаивает в беспредельной любви своей к нам, принося самого себя в жертву за нас. Посему будем любить Его!

в) В великие и торжественные праздники весь храм освещается огнями. И мы все, подражая Иисусу Христу, должны быть светом, светить нашей верой, любовью и добрыми делами.

г) При крещении вручается свеча крещаемому в лице восприемника. Он должен ходить во свете учения Христова!

д) На смертном одре, при погребениях, при гробах, горят свечи. Умирающие должны узреть свет мира — Иисуса Христа в Его славе; Он озарит их вечным светом и вечно успокоит их!

3. Мы должны уподобляться свету.

а) Свет, дневной свет разгоняет тьму. В нашем присутствии должны быть невозможны слова и дела греха и тьмы: ложь, обман, клевета и проч.

б) Свет нуждается в питании. Так точно и дух наш имеет нужду в учении и принятии святых таинств.

в) Свет истребляет вещество. Удалим земные заботы, когда молимся!

г) Свет то уменьшается, то воспламеняется с новой силой. Так должны постоянно и мы снова оживляться и ободряться, если угнетают нас скорби и т. п.

д) Свет угасает тихо и спокойно. Прекрасный образ христианской смерти.

Как свет напоминает нам о Спасителе?

Доколе Я в мире, Я свет миру,” ст. 5.

Мир с нетерпением ожидал Спасителя, как в мрачной глубокой ночи ждут дневного

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн