Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

света. “Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои” (Псал. 42:3), взывал один из чаявших пришествия Мессии.

Иисус Христос явился и сказал о себе: “Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Иоан. 8:12).

1. Свет сжигает и истребляет известные вещества: воск, елей, воздух и т. п.

Это напоминает нам о том, что и Спаситель мира желал уничтожить в нас все беспорядочные возбуждения и наклонности, и что мы должны содействовать Ему в искоренении всякого зла в нас. Душа, ближе всего родственная со светом, первым и тончайшим творением Божьим, должна с помощью Спасителя истребить в себе всякую нечистоту.

а) Все горделивые и презрительные мысли и желания. Одному мудрецу язычнику (Сократу) говорили, что ему присуща гордость. Он согласился с этим, но сказал, что эта страсть побеждена им. Если язычник в состоянии был это сделать, не тем ли более мы — христиане?

Мы хотим питать в себе надменные мысли, думать о себе высоко: посмотрим, как свет истребляет, например, свечу и делает ее все меньше и меньше. Явление Сына Божия на землю, Его учение, страдание и смерть располагают нас к любви и смирению. Каким образом?

б) Все нечистые пожелания и представления. Нечистота не годится для чистого света и для души, родственной свету. Кто питает в себе какое-либо постыдное чувство, тот прячется с нечистотой от света и не осмеливается показаться на свет. Напротив, невинная душа сияет в блеске света. Как блестят глаза невинности?

Иисус Христос очистил нас и обитает в чистом сердце.

Но нечистые пожелания и представления, однако, возникают сами собой? Совершенно справедливо. “Ты не можешь, конечно, препятствовать полету птицы, но ты можешь воспрепятствовать ей свить гнездо там или здесь.”

в) Все завистливые и корыстолюбивые движения. С завистью не годятся для доступа к престолу Божию, где горящие светильники возвещают любовь Божию и где ангелы независтно радуются искуплению человеков. Свет восходит вверх, a любостяжательность вниз к земле.

2. Свет освещает.

Если темно, зажигают свет, который разгоняет тьму и освещает. И в этом отношении свет напоминает нам о Спасителе, который есть свет для нашего ума. Этот свет дает:

а) Истину ищущему. Мы стремимся к истине, ищем истины. У кого только ее не искали и — не находили? Кто верует в Иисуса Христа, следует Его свету, тот имеет истину, путь и живот.

б) Совет колеблющемуся. Взывают к Спасителю в трудных обстоятельствах жизни; спрашивают, что Он делал в подобном положении и выходят из сомнений.

в) Утешение страждущему. Когда мучат нас скорби, преследуют люди, угнетает бедность и болезнь; тогда без Спасителя наступает для души настоящая ночь. Но если светят нам Его утешительные слова, если озаряют душу Его собственные страдания и появляется свет с неба; тогда становится для нас ясно, и в сердце проливается утешение. “Как телесный глаз для своего зрения нуждается в помощи внешнего света; так внутренний человек нуждается в озарении Иисуса Христа, чтобы мог думать что-либо доброе.”[333 — Блаженный Августин de bоn.]

3. Свет согревает.

Солнечные лучи распространяют теплоту на земле. Где нет света, там ночь и холод. Так и Христос согревает наше сердце, если мы поступаем так, как Он.

а) Если мы молимся. Спаситель молился и заповедал нам молиться. Светильники, возжигаемые в храмах при богослужении, располагают нас к молитве. И как тепло бывает нам на сердце! Кто истинно молился и не ощущал теплоты в душе? Молитвапламень.

б) Если мы любим. Иисус Христос любил людей и научил нас любить ближних. Будем пламенеть этой любовью; и если мы благотворим, помогаем нуждающимся, осушаем их слезы, прощаем погрешающим против нас, то мы ощущаем теплоту в сердце.

в) Если мы ревнуем о славе Божьей, о благе церкви, о правде и истине — то испытываем огонь в сердце. Кто не испытывал такой теплоты, кто никогда еще не высказывал такой ревности, тот не христианин!

4. Свет стремится к небу, возносится вверх. Никогда еще не видели, чтобы пламя огня стремилось вниз. Иисус Христос также возводит нас горе, к небу. Когда особенно мы должны возноситься к небу?

а) В искушениях. Тогда победа несомненна. Как много делают ради временной награды? He тем ли более нужно делать для вечной награды небесной?

Кротким, миротворцам, чистым сердцем и пр., следовательно, подвизающимся за добродетель, обещано небесное блаженство. Как должна быть отвратительна для нас земля, когда мы обращаем взор к небу?

б) В трудах и бедствиях. Если мы охотно возносим очи горе и со Спасителем взираем к небу, то мы трудимся полезнее и страдаем легче. Благо тому, кто, при беспокойстве этой жизни, думает о небесном покое, при преследованиях — о горнем мире, в бедности — о сокровищах небесных и т. д.

в) В смерти. Если у человека угасают телесные очи и душа разлучается с телом, тогда говорят: “вечная ему память.” Но нужно всю жизнь вести так, чтобы душа, после смерти тела, могла устремиться горе и заслужить вечную память у Бога. Если она чиста или очищена, как свет, она действительно восходит горе к вечному Свету.

Иисус Христоссвет мира

Доколе Я в мире, Я свет миру,” ст. 5.

До пришествия Иисуса Христа тьма покрывала землю; но с пришествием Его воссиял свет над миром.

1. Что был мир до пришествия Иисуса Христа?

Были и тогда, конечно, добрые язычники. Но вообще люди находились во тьме и сени смертной.

а) В язычестве господствовало и господствует идолопоклонство и многобожие. Древние греки, римляне, египтяне, дикари в новооткрытых странах!

б) Там господствовало и господствует жестокость, смертоубийство, жажда крови. Молох, жертвоприношения Сатурна и т. д.

в) Там господствовал и господствует всерастлевающий разврат. Мы могли бы, если бы желали, представить ужасающие примеры!

г) Там господствовало и господствует рабство. Там есть и были по крайней мере только деспоты и рабы. Гнет тяготел и тяготеет над служебными сословиями!

д) Там господствовало и господствует многоженство. Как это постыдно для мужа, как унизительно для жены, какое несчастье для детей!

2. Чем стал мир (христианский) с пришествием Иисуса Христа?

Между христианами были и есть, конечно, весьма худые люди. Но эти люди только по имени христиане. Где истинные христиане, там царствует свет, истина, любовь и справедливость, a посредством этого и счастье.

а) Счастлив христианский мир. Идолопоклонство, рабство и многоженство отменены; разврат и жестокость обузданы и заклеймены.

б) Счастливо христианское государство. Власти суть слуги Божии, a подчиненные — свободные люди, носящие в себе образ Божий и искупленные Богом.

в) Счастливо христианское общество. Оно имеет общественное богослужение, и один приходит на помощь другому; все общество помогает частным людям в каждой нужде с любовью и участием.

г) Счастливо христианское семейство. Муж и жена составляют одно, соединенное взаимной любовью. Христианская Церковь помогает воспитывать детей в добродетели и справедливости. Слуги — свободные и уважаемые сочлены семьи.

д) Счастлив каждый, отдельный христианин. Посредством своей веры, своей борьбы за добродетель, своих благочестивых подвигов, своей надежды он достигает вечно — блаженной жизни на небе.

О страхе человеческом

“Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите” (ст. 22–23).

Страх перед угрозой быть отлученными от общества иудеев заставляет родителей прозревшего слепца отказаться от истинного свидетельства в пользу великого Чудотворца, исцелившего их сына. Они ответили только на два вопроса, что это их сын и что он был прежде слеп, но на третий и самый важный вопрос, от которого зависела слава Иисуса Христа, они дали ответ уклончивый и возложили все на своего сына. Сам он, говорили они иудеям, “он в совершенных летах; самого спросите” (ст. 21). Таким образом, в родителях слепорожденного мы видим людей, которые из страха человеческого отказываются от свидетельства истины и добродетели.

1. Надо иметь страх человеческий, который удерживает нас от зла и побуждает к добру.

Самое лучшее было бы, конечно, если бы мы избегали зла из страха Божьего, из боязни оскорбить Бога. Но для многих для удержания от греха страх человеческий действительнее страха Божьего, и в этом отношении мы говорим, что нужно иметь страх человеческий.

а) Мы должны бояться родителей и тех, которые заступают их место. Родители — Божьи приставники и безбожно было бы не бояться их. Кого не устрашает родительский страх, тот погрязает глубже и глубже в грязи нечестия и порока. Кто заводит и продолжает беспутные знакомства, живет с братьями и сестрами во вражде и ссоре, мотает деньги в играх, в пьянстве, подвергается справедливому осмеянию людей, ни во что не ставит родительских внушений и увещаний, не трогается их слезами, не скорбит их скорбью — тот совершенно пал в бездну погибели.

б) Мы должны бояться властей. Они также от Бога и действуют во имя государства и общества. Их требования основаны на законе. Надо бояться их выговора, осуждения, наказания. Надо избегать того, что ведет к наказанию: оскорбления чести, посягательства на чужую собственность, безобразных поступков. Какой позор быть уличенным во лжи на суде! Пусть будет нашей честью, чтобы никогда по своей вине и своему делу не состоять под судом.

в) Мы должны бояться духовных отцов. Собственно их не следует бояться. Они имеют сострадание и чужды мирской строгости. Но пока страшатся нарушить данное им обещание, чтобы не огорчить их, дотоле остерегаются предаваться прежним грехам и впадать в новые. В лице их нужно бояться Бога, потому что они Его служители.

г) Мы должны бояться вообще добрых людей. Злые люди хвалят дурные поступки и радуются худой жизни других. Но добрые скорбят о зле и порицают зло. Будем страшиться их осуждения и упрека! Их голосголос Божий.

2. He надобно иметь страха человеческого, если он побуждает ко злу и удерживает от добра.

Такой страх заслуживает отвержения, потому что он:

а) Безбожен. Ты редко посещаешь богослужение, не благоговейно молишься, не часто приступаешь к исповеди и причащению, мало думаешь о благочестии, никогда не говоришь в обществе о Боге и церкви и т. д., потому что ты опасаешься людских насмешек. Ты боишься людей, но не Бога. He безбожно ли это!

б) Он укрепляет в грехе. Часто грешат по легкомыслию и неразумию, без собственной злой воли и без сознания вины. Часто грех доставляет какое-нибудь, хотя бы и горькое, удовольствие. Такой грех заслуживает еще извинения. Но если грешат из страха человеческого, из угождения дурному обществу, потому что опасаются его порицаний и угроз, то совершают грех с обдуманностью и сознанием. От таких грехов не получают даже никакого удовольствия, a грешат против воли и расположения. Можешь ли ты чувствовать себя хорошо в обществе, которое презираешь? Может ли радовать тебя одежда, которую ты носишь только ради людей?!

в) Он напрасен и неоснователен. Господь сказал: “не бойтесь

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн